Конструктивизм Замоскворечья, часть 2
Бывшая автобаза Наркомтяжпрома СССР. на Нижней Краснохолмской улице (Садовое кольцо).
Проект разработан Ю.С. Фельдзером. В 1928м-м году его по поручению наркома тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе командировали в США для изучения строительства и эксплуатации крупных автомобильных предприятий. И это при том, что к тому времени Константином Мельниковым уже были разработаны оригинальные проекты гаражей для автопарков, Интуриста, Госплана.
Проект Фельдзера был реализован в 1933-м году и оригинальностью не отличался. Автобаза была в основном укомплектована автомобилями иностранного производства: «Форд», «Лассаль» и другими. В годы войны, на автобазе был развернут авторемонтный завод. После войны автобаза вновь начала работу по обслуживанию госучреждений легковым транспортом. Стали поступать автомобили отечественного производства, такие, как «Победа», «ЗИС», «ЗИМ». Автокомбинат стал обслуживать легковым автотранспортом министерства и ведомства союзного и республиканского значения, такие, как Генеральная прокуратура, Верховный суд, Комитет по науке и другие организации. Численность автопарка доходила до 1000 автомобилей, были развёрнуты дополнительные автостоянки в других районах.
Самое интересное - это здание конторы с полукруглым эркером, выходящим на угол Шлюзовой набережной и Нижней Краснохолмской улицы.
Дом у Краснохолмского моста, затянутый сеткой был построен в 1929-м году.
Дом был построен в форме буквы Г с выразительным углом.
Но уже через 8 лет оказалось, что дом мешает расширению Краснохолмского моста. решили не сносить, жилья и так не хватало. Под дом была подведена мощная металлическая рама, на которой по каткам на рельсах секция, расположенная вдоль моста была при помощи домкратов передвинута на 53 метра и развёрнута на 19 градусов
Короткая секция, расположенная вдоль Садовнической улицы, переехала на 33 метра.
Пишут, что передвижка дома производилась без отселения жильцов и без отключения света, газа, водопровода и канализации. Ну насчёт жильцов могу поверить, а в остальном сильно сомневаюсь. Да и был ли газ в квартирах в 1937-м году? Раму под домом демонтировать не стали, до сих пор на ней стоит.
Что сделали с угловой секцией точно не знаю, но после переезда дом стал выглядеть так.
В короткой секции живут до сих пор.
До ухода в реконструкцию в доме находился Институт повышения квалификации госслужащих. Вместо рябинового сквера серый бизнес-центр.
Куда же делась угловая секция?
В 1967 году 25 декабря в 21:30 в доме произошло 2 взрыва. Угловая часть дома была разрушена полностью, тела были найдены даже на Краснохолмском мосту. В результате погибло 147 человек. Официальной причиной стала утечка бытового газа вследствие проседания грунтов и обрыва газовой магистрали. Оставшихся жильцов отселили. Несколько лет дом стоял полуразрушенный. Позже угол и часть 77с2 были снесены, а на пустыре разбили сад со 147-ю рябинами, оставшаяся часть и 77с1 были стянуты швеллерами (можно наблюдать по сей день со стороны двора), отремонтированы и возвращены в эксплуатацию. Специалисты Института физики РАН утверждают, что последствия совершенно не похожи на те, которые бывают при взрыве бытового газа. В разное время выдвигались версии взрыва снаряда времен ВОВ, подрыва высокопоставленных жильцов дома КГБшниками, гравитационного взрыва и другие еще более мистические причины.
Что характерно, на этом же самом месте в 1932-м году обрушилась булочная, а в 1902-м году провалилась под землю часть доходного дома. Я бы в этом бизнес-центре работать не стал. Еще из интересных фактов можно отметить то, что при личной поддержке Брежнева, впечатленного последствиями данной трагедии, началось сворачивание газификации вновь строящихся жилых домов. Также данный взрыв по количеству жертв является самым крупным взрывом бытового газа в жилом доме в мире. Башкирская трагедия, конечно, масштабнее.
Попалось несколько домов между Озерковской набережной и Большой Татарской улицей.
Дома построены в 1924-26 годы, но последующие перестройки и ремонты полностью изменили их облик.
Конструктивизм в них узнать непросто.
Выдают их породу разве что угловые балконы.
Общественное здание 1929-го года постройки на углу Озерковской набережной и Большого Татарского переулка. Сейчас здесь женская консультация.
Напротив дом с характерным для конструктивизма угловым срезом.
И ленточным остеклением подъездов.
Заинтересовал дом в Комиссариатском переулке. Конструктивистские признаки налицо, но вот год постройки - 1910-й. Этакий протоконструктивизм.
Листья почти облетели, поэтому удалось снять в более выгодном ракурсе два здания, о которых рассказывал в прошлый раз. Бывшая фабрика-кухня.
И первая АТС.
Дом за Климентьевским храмом. Первые два этажа построены до революции.
В начале 1930-х надстроили ещё три этажа.
"Милицейский" дом на углу Старого Толмачёвского переулка и Новокузнецкой улицы. Архитектор Лев Пономарёв, РЖКСТ "Новый свет"
Построен в начале 193-х. Интересно, каково назначения "скворечника" над верхним этажом? Кто-то ОРУДовскую будку на память прихватил?
Новокузнецкая, дом 30, стр. 2. Дом 1929-го года постройки. В этом доме жил Владислав Листьев. здесь же, в своём подъезде он был застрелен 1 марта 1995-го года.
Интересный дом 1927-го года постройки в Голиковском переулке. Подозреваю. что строился для начальства.
Дальше пошёл район Якиманка.
Дом 1929-го года за резиденцией французского посла.
Два дома кооператива "Замоскворецкий рабочий" в 1-м Спасоналивковском переулке.
Бывшая школа постройки начала 1930-х годов. 1-й Хвостов переулок
2-й Хвостов переулок, дом 1933-го года.
Здание бывшего Института минерального сырья, построенное в 1925-29 годы Виктором Весниным.
Институт построен на месте бывшей усадьбы дяди писателя А.С. Грибоедова. Это одно из первых советских зданий в стиле конструктивизма, выполненное по проекту В.А. Веснина в содружестве с сотрудниками Института минерального сырья. При проектировании здания учитывались требования функционального процесса (взаимосвязи отдельных помещений, движения посетителей) путём рациональной организации плана и оборудования здания, с использованием элементов павильонной композиции
Сейчас в здании Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии (ИГЕМ РАН), т.е. профиль сохранился.
Административное здание в Пыжёвском переулке. Начало 1930-х годов. Строилось для научного института.
Википедия говорит, что здание занимает Федеральная антимонопольная служба, но вывеска гласит, что здесь обитает Федеральный экологический оператор под эгидой Росатома. В наше время под словом "экологический" обычно всякую гадость прячут.
Хотел прокатиться ещё по Ленинскому проспекту, но в итоге решил отложить это на потом.
Источник:
0 комментариев