Восхождение на Эльбрус
Летом, я стараюсь уходить в горы, чтобы покинуть знойный город, отказаться от его шума и суетливости, забыть его агрессивность и погрузиться в тишину. Начинаем восхождение на Эльбрус.
Было это в далёком 2008 году. Моя мечта, которой я бредил весь год и прожужжал все уши окружающим меня людям, начала обретать реальные черты. Мы едем на Кавказ, точнее покорять Эльбрус — предел моих альпинистских грёз. Именно отсюда наша группа решила начать знакомство с большими горами: пройти курс молодого альпиниста, покорить Эльбрус, полазить по окрестностям и создать незабываемые фотографии. Для выполнения задуманного пригласили опытного инструктора — президента Ивано-Франковской областной федерации альпинизма г-на Завалко В., который показал нам, как правильно нюхать «альпинистский» порох.
На заглавной фотографии виден поселок Терскол (2 000 метров над уровнем моря) расположенный в Ущелье Баксана, в окружении фантастических панорам из горных массивов.
Сосны тянутся к небу абсолютно вертикально:
Первые дни занятий было сложно и непривычно, тело бушевало, ему хотелось отдыха и мяса, а получалось, что основной корм состоял только из каш и супов.
Процесс акклиматизации (привыкание организма к работе на высоте) — один из самых важных этапов в больших горах. На этой фотографии наша команда возвращается после восхождения на соседние вершины:
Ущелье Адыл-Су удобно как для легких прогулок, так и для альпинистских восхождений, а вдали виднеется ледник Кашкаташ:
По плану у нас должна была быть неделя занятий, вылазки на вершины и перевалы, а затем закрытие 3-го разряда. Но у погоды были на этот счёт свои планы-аэропланы, в итоге — 10 дней дождей и 100% влажность. В ожидании погоды оставалось только бездельничать и кормиться гречневой кашей.
Это мы на подходе к «зеленой гостинице»:
Горные реки настолько бурные и многоводные, что перейти мощный поток не представляется возможным:
«Зеленая гостиница» (2400м) — огромная поляна, летом укрытая зеленой травой и сотней разноцветных палаток, служит приютом для альпинистов и горных туристов. С этого места удобно восходят тропы на ближайшие вершины и перевалы (Джантуган, Гумачи). Совсем рядом находится ледниковое озеро Башкара, вода в котором всегда мутно-зеленого цвета:
Отдых между изнурительными занятиями:
Грохочущие потоки горной и бурной реки. Утреннее умывание в студеной воде от которой щеки сводит — сущее удовольствие и бодрость на весь день:
Ледник, на котором мы тренировались и впервые стали на лёд — настоящий ледовой полигон для альпинистов. Кашкаташ — необычный ледник, в нижней части трещины фактически отсутствуют, зона трещин начинается с середины и заканчивается огромным нагромождением ледяных глыб. Как говорил дедушка Ленин: «Критерий истины — практика». Именно изнурительные, практические занятия, закрепленные на уровне условных рефлексов, станут гарантом успеха в горах:
Многотонные глыбы льда на леднике (сераки): разбросанные хаотично они дыбятся, как огромные волны, напоминающие бушующий океан. Как правило, образуются сераки при постепенном движении ледника, неравномерном таянии, резких перепадах и наклонах этих глыб.
В конце дня инструктор нам разрешил полазить по более вертикальным и отвесным участкам льда, при этом, комментируя каждое наше движение. Угол наклона доходил до 80 градусов, приходилось лезть исключительно на передних зубьях кошек, от чего от перенапряжения неимоверно дрожали коленки:
Длина ледника Кашкаташ около 5 км, передвигаться по нему можно исключительно в кошках и со страховкой:
Погода на Кавказе это особый разговор — сначала обжигающее солнце, затем вдруг проливной дождь и снова безоблачное, чистое небо. И это все может чередоваться с высокой периодичностью за короткий промежуток времени.
Вот такой потрясающий вид открывался из нашей палатки на соседние горы. Оставалось только мечтать. Согласно одной из легенд, которые можно услышать из уст местных горцев, после всемирного потопа Кавказские горы показались из воды самые первые, Ноев Ковчег зацепился за одну из подводных скал, торчавших на поверхности, это и была одна из вершин Эльбруса:
Для лучшей акклиматизации решили переночевать чуть выше станции «Кругозор», нашли более менее ровную площадку, начали устанавливать палатки, как вдруг, под одним из камней обнаружили, слегка присыпанный землей, артиллерийский снаряд времен Второй мировой войны. По глупости, решили самовольно провести осмотр. Трудно представить, как далеко бы отлетела панама и штаны этого товарища, если бы бомба сдетонировала:
Приют «Бочки» (3750м) остался далеко позади:
Базовый лагерь (4 200м) установили среди скал. С этой высоты открывается великолепный панорамный вид на главный Кавказский хребет. Погода капризничала, падал снег и Эльбрус не было видно. В ожидании лучшего прогноза, два дня ушло на акклиматизацию и тренировочные выходы к скалам Пастухова:
Наш лагерь напротив Приюта 11:
Седловина, перемычка между двумя вершинами Эльбруса. Западная вершина имеет высоту 5642 м, восточная — 5621 м. Расстояние между вершинами — 850 метров. Уже девять часов продолжается подъем:
Над облаками. Высота примерно 5250 метров:
Остаётся каких-то 300 метров до вершины — самый сложный отрезок пути. Делаю три шага и отдыхаю, затем снова три шага и снова отдых, и так до самой вершины:
Восхождение: подъем в 01.30 ночи, медитация, минутный аутотренинг по повышению самооценки, выход. Из-за пронзительного ветра покидать палатку ужасно не хотелось. Восхождение по классическому маршруту на западную вершину Эльбруса является физически довольно тяжелым, хотя с технической стороны подъём не представляет сложности:
На вершине Эльбруса развевается красный флаг СССР и советские гири (в стиле японского минимализма, ничего лишнего). Интересная композиция. Сложно объяснить, но в тот момент меня накрыла огромная волна ностальгии: октябрята, пионеры, красные галстуки и пилотки, халва по 15 копеек и светлое будущее…
Вид с западной вершины Эльбруса (5642 м):
Наконец-то я на вершине! Потрясающее чувство! Фантастическая панорама! Эмоции в избытке. Чувствуешь себя сердцем мира:
Спуск с перемычки. При спуске забывается обо всем, ощущение безграничного счастья, гармонии и тепла, которое разливается по всему телу и не покидает на всём пути. В голове одни метафоры:
Спуск с вершины очень вымотал, порой он бывает сложнее чем подъем:
Гордые горные эльбрусские лошади:
Как же не хочется покидать Кавказ. Ужасно не хочется! Закончился поднебесный отпуск, но осталась абсолютная уверенность, что я сюда ещё вернусь. Самое интересное, что когда ты едешь домой, мысленно ты уже занимаешься планированием новых восхождений и новых приключений.
Источник:
8 комментариев
4 года назад
Кто тот монстр, кто гири затащил?
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена