История одного музея
Музей индустриальной культуры аккумулирует наследие СССР, причем преимущественно "инженерного плана". Собирают разные старые велосипеды, техническую литературу, музыкальные инструменты, мотоциклы, технику и автомобили. В общем, всё, что так или иначе относится к индустриальной культуре.
Было у музея и своё здание, которое располагалось в парке Кузьминки в Москве. В лучшие годы его существования в музее была классная экспозиция старины и работали кружки инженерного творчества.
Чем музей индустриальной культуры отличается от остальных
Казалось бы, музей и музей. Ничем не примечателен и ничем не отличается от аналогичных. Вполне может потеряться в серой массе.
Но мало кто знает, что на базе музея существовали клубы по интересам. Это не только лишь коллекция старины. За годы существования он объединил реставраторов автомобилей, гончаров, кузнецов, часовых мастеров, любителей старинных ЭВМ и самые-самые разные категории граждан. Даже клуб Хаски :)...
Политика музея построена таким образом, что если человек хочет заниматься инженерным творчеством, то коллектив постарается во всем помочь и поддержать. Причем, сделает это совершенно бесплатно. Просто ради идеи и ради интереса к самому музею. Это редчайшее сегодня явление!
В музее царит атмосфера доброжелательности и дружественности. Тоже, увы, довольно редкая сегодня картина. Когда общаешься с коллективом, кажется, что оказался то ли на Советском заводе, то ли встретил старого усатого дядю милиционера.
Весь коллектив существует как одна дружная команда. И если в офисе слово "команда" вызывает скорее рвотные позывы, то тут команда настоящая. Радуются достижениям друг друга и стараются делать общее инженерное дело.
Особенно это актуально и полезно для подрастающего поколения. Сегодня совсем нет мест, где ребенку можно показать инженерное дело. Как таковых кружков тоже не осталось. Заводы разрушены. Есть. например, клубы робототехники. Но увы, многие из них - это коммерческие проекты и существуют только для получения прибыли.
В музее индустриальной культуры дети вполне могли узнать основы инженерного творчества и увидеть какие-то интересные особенности развития технического прогресса.
Ещё хочу отметить, что вход в музей всегда был и остаётся бесплатным. Коллектив с радостью делится своими знаниями и наработками с любым интересующимся посетителем. Ну и "фишка" проекта в том, что все экспонаты можно трогать руками и внимательно изучать!
Помимо этих знаний в музее есть живое общение. Это сегодня тоже очень важно. Ведь обсудить свой инженерный проект с кем-то лично весьма проблематично.
Да и сторонним проектам всегда находилось место. Например, у музея была своя сцена и своя коллекция ретро-оборудования. И на сцене могли выступать как начинающие артисты, так и творческие коллективы. Однажды там выступали даже перуанские индейцы :)...
Вся эта атмосфера существует во много благодаря заслугам директора музея - Льва Наумовича. Человек весьма порядочный и доброжелательный.
Как я познакомился с музеем и Львом Науомвичем
Со Львом Наумовичем и его проектом я познакомился совершенно случайно. Мне довелось работать с хаски в парке Кузьминки, и я случайно зашел в Музей индустриальной культуры. Мы разрисовывали индейским орнаментом собачьи будки, а у хасок не было своего помещения. Лев Наумович предоставил место в ангаре для работы. Само собой, было сложно удержаться от ознакомления с экспозицией музея.
На тот момент я подрабатывал фотографом и меня заинтересовала возможность проводить фотосессии в антураже СССР. Обсудив этот вопрос с Наумычем, я получил разрешение на такой вид деятельности. А когда спросил сколько это будет стоить получил интересный ответ: "Стоить? Да ты что! Мы если кому-то помогаем, то помогаем бесплатно"
Дальше я пытался что-то из этого сделать, но ничерта не получилось :)...Но тут уже моя вина. А между делом, при общении с коллективом выяснилось, что музей интересует направление гончарного дела. Я кандидат технических наук и материаловед, а профиль мой - техническая керамика. Само собой, я обозначил это в беседе и из фотографа превратился в научного сотрудника. Мы обсуждали возможность сделать небольшую гончарную мастерскую. Кузница у них уже была, а вот гончарку очень хотелось.
И так бы жили все и не тужили...Но вдруг кто-то неожиданно решил, что стоянка гораздо нужнее парку, чем музей индустриальной культуры. И почему-то великолепную площадку инженерного творчества превратили в гору мусора, а затем и в асфальтовое поле.
Сам я занимаюсь проектом "Инженерные знания" и не раз обращался к Наумычу с просьбами показать ту или иную железку. Я видел как и что делают в музее, знаю его коллектив. Искренне не понимаю, кто додумался сломать такую великолепную площадку.
Что теперь с музеем?
С музеем на данный момент всё довольно печально.
Когда запахло жаренным, Лев Наумович приобрел для музея землю в Тульской области и планировал переезд. Но перевезти такое количество экспонатов совсем не просто! Это гигантские вложения. Некоторые экспонаты, начиная с самых ценных, потихоньку переезжали на новое место.
В это время Наумыча кормили разными обещаниями, что "музей не тронут" и что "дадут время на спокойный переезд".
Так как музей плотно работал с киношниками и фабрикой грёз, удалось сделать об этой ситуации полноценный репортаж и показать его по каналу Россия 1. В последний момент и буквально в прямом эфире поступил звонок от администрации, и было отмечено, что принято решение сохранить музей. Все обрадовались...В общем, в итоге музею предложили новое помещение, но на определенных условиях, которые Лев Наумович принять не смог. Дальше, когда шум вокруг ситуации немного стих, старое здание сломали...Но так сломали, что от бесценной коллекции удалось сохранить только 30% экспонатов. Многие экспонаты спасали прямо из под ковша.
Под экскаватором гибли и книги 1900-х годов, и старинные инструменты. Мне вот интересно при этом, какой варвар смог проехать на тракторе по книге 1900 года...
Как быть дальше
Казалось бы, вопрос решить очень просто. Нужно всего-то перевезти всё на новое место. Но как это сделать совсем не ясно. Ведь один рейс обходится в круглую сумму! А возможности что по кредитам, что по финансам исчерпаны. И если даже смириться с потерей экспонатов, то нужно спасти остатки и изыскать средства, чтобы начать дело на новом месте.
На данный момент экспонаты просто лежат под открытым небом на территории, с которой временно удалось договориться. Пикантность ситуации придаёт то, что в музее жили 3 кошки и 8 собак, которые нашли там в своё время приют или были подброшены. Сейчас они живут в контейнере :)...
Но сложнее всего приходится Льву Наумовичу. Человек вложил огромное количеств труда и стараний в музейное дело. Всегда всем помогал и организовал, по сути дела, центр инженерного творчества в Москве. Но поддержки никакой не получил.
Я встретил Наумыча вечером в парке, катаясь на велосипеде...Выглядел он так, как будто проехали на тракторе не по книгам, а по нему. И это можно понять! Такого варварства ожидать сложно. На данный момент его больше всего пугает, что проект окончательно погибнет и не будет интересен людям. Ведь место в Москве само генерировало трафик из прогуливающихся в парке людей, а на новом месте такого может и не получиться.
Цель этой заметки - рассказать всем про дело Льва Наумовича, рассказать про такой великолепный проект и возможно найти поддержку среди читателей. Если вы можете чем-то помочь, то пишите мне tqg87@yandex.ru. Очень помогло бы наличие бюджетного автотранспорта для перевозки экспонатов на новое место. Это сейчас даже нужнее, чем финансы :)...Музей рассматривает все варианты, включая спонсорскую помощь в обмен на рекламу и т.п.
Всем спасибо за внимание!
0 комментариев