Как телевидение положило конец «золотому веку Голливуда»
Кинокритики поголовно считают такие ленты как «Ребекка», «Гражданин Кейн» и «Все о Еве» шедеврами мирового кинематографа. Все три были созданы во время так называемого «золотого века Голливуда», эта было время творческих взлетов, когда кино владело душами и умами людей, а гламурные звезды зачаровывали публику.
Но в 1940-х и 1950-х этот успех постепенно стал сходить на нет. Некогда популярные «дворцы кино» закрывались, крупные киностудии объявляли себя банкротами, а многие знаменитые актеры, режиссеры и сценаристы прекратили работать над кинофильмами. Так закончилась та эпоха, и виноват был телевизор: новая технология положила конец «золотому веку Голливуда». И сегодня мы намного чаще включаем «говорящий ящик», чем идем в кинотеатр. Вот так телеприемники и завоевали американскую аудиторию и поменяли расклад в киноиндустрии раз и навсегда.
Хотя историки не пришли к единому мнению о точных временных рамках «золотого века Голливуда», но большинство соглашается, что годы с 1930 до 1945 были особенно плодотворны для кинематографа. За те 15 лет было выпущено более 7 500 картин, а количество американцев, которые ходили в кинотеатр хотя бы раз в неделю, достигло 80 миллионов. Памятником той эпохи стали такие шедевры как «Волшебник страны Оз», «Эта замечательная жизнь», «Касабланка», «Кинг Конг» и «Унесенные ветром».
Одним из секретов успеха стала студийная система. Существовала так называемая «большая восьмерка» киностудий: «20th Century Fox», «Columbia Pictures», «MGM», «Paramount Pictures», «RKO Radio Pictures», «United Artists», «Universal Studios» и «Warner Bros.». Они могли позволить себе выбирать самых одаренных кинозвезд и заключать с ними долгосрочные контракты, а сонмы талантливых помощников помогали создавать шедевры.
Но вскоре у кино появился потенциальный соперник: телевидение. В 1930-х эта технология начала стремительно развиваться и стало понятно, что однажды телепередачи можно будет смотреть, не вставая со своего домашнего дивана. В 1939 в Нью-Йорке началась экспериментальная трансляция баскетбольных игр и первых передач, но тогда телевизоры были очень дорогими, а выбор программ скудным. Во время Второй мировой войны развитие телевидения замедлилось из-за нехватки материалов, но ненадолго.
Битвы закончились, и социум требовал новых развлечений. Американцы урезали свой бюджет и экономили, начиная со времен Великой депрессии, а когда мужчины вернулись домой с войны, многие семьи были настроены начать, наконец, тратить. Часто первой крупной покупкой – благодаря федеральным займам – становился загородный коттедж. Между 1947 и 1953 годами количество граждан, проживавших в пригороде, выросло на 43 процента. Так как в новых районах обычно не было ни кинотеатров, ни общественного транспорта, люди стали думать о том, как бы развлечься, не выходя из дома.
Голубой экран стал отличным решением, а уже в 1948 крупные каналы начали транслировать свои новые передачи каждый вечер. Киностудии предчувствовали грядущие глобальные изменения и стали скупать телеканалы. Однако, правительство быстро осадило их амбиции. После ряда судебных разбирательств было решено, что ТВ-лицензия может быть отозвана, если компанию обвинят в монополизации сферы.
Студии закрывались, этот процесс только ускорился во время холодной войны, когда в Голливуде отказывались от сотрудничества со знаменитостями, если на них падало подозрение в симпатиях к коммунистам. Телепередачи же были бесплатными, и киностудиям стоило немало усилий отвлечь людей от шоу, которые можно было посмотреть прямо дома. В то время много популярных звезд покинули студии и присоединились к созданию телепередач.
Чтобы удержаться на плаву, киностудии начали выпускать не только фильмы, но и телепередачи. Они продавали лицензии на свои киноленты, открывали студии звукозаписи и создавали тематические парки, пытаясь заработать. Руководство студий даже в некоторой степени махнуло рукой на мораль, стараясь привлечь больше зрителей, показывая неоднозначные или непристойные сцены, что было невозможно на федеральном телевидении, где действовали строгие ограничения. В результате в кино стали ходить в основном взрослые.
В начале 1960-х годов более чем в половине домохозяйств Америки уже был телеприемник, и ТВ переняло у кино почти все приемы, которые сделали киностудии великими. К счастью, развитие телевидения не стало концом эпохи кино – просто фильмы «переехали» на маленький экран. Но времена, когда голливудские киностудии были почти всесильными, остались в прошлом, как и билеты в кино за 25 центов.
Источник:
1 комментарий
4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена