Как Фреди Вашингтон сумела сделать карьеру, не потеряв себя?
Фреди Вашингтон, 1937 год
Вашингтон использовала цвет своей кожи, чтобы добыть в дороге желанное лакомство, но отказалась использовать ее для экономической или социальной выгоды. Во времена жесткого разделения людей на расовые группы и подавляющего предубеждения против афроамериканцев, Фреди приняла свое наследие.
В то время как другие актрисы Золотого века Голливуда, такие как Мерл Оберон (англо-индианка) и Рита Хейворт (испано-американка), скрывали свои этнические черты, что было платой за вход в белый Голливуд, Вашингтон отказывался прятаться за своей светлой кожей.
Вашингтон родилась в Саванне, штат Джорджия, и переехала в Гарлем вместе со своей семьей во время Великой миграции, когда семьи чернокожих покинули Южный регион в поисках новых возможностей в городах, расположенных на Севере. Дочь почтового работника и танцовщицы, Фредерика имела зеленые глаза и светлую кожу, что противоречило общепринятым представлениям о том, как выглядят афроамериканцы.
Маленькая Фредерика «Фреди» Вашингтон 1-я слева
Вашингтон знала, что независимо от внешности, белая аудитория всегда будет считать афроамериканцем любого, у кого есть хоть капля чернокожего наследия… если только он не пойдет в Голливуд как белый.
Расовый переход позволял чернокожим людям обойти расизм, с которым сталкивались цветные. Эта практика, как пишет историк Роберт Файкс-младший, «многими афроамериканцами воспринималась, как способ перехитрить систему угнетения и оставить в дураках тех, кто бредил идеями о чистоте и превосходстве белой расы». Но это также отчуждало людей от других представителей их культуры.
Кроме того, «хамелеоны» постоянно подвергалась риску быть раскрытыми, что влекло к потери свои привилегии, и быть отвергнутыми своими темнокожими братьями, как только они узнают, что те претендуют на белизну.
Вашингтон же пошла своим путем. Вместо того чтобы отвернуться от своей расы, она упивалась ею. Она погрузилась в растущий Гарлемский ренессанс, превратившийся в культурный оазис и очаг художественного творчества афроамериканцев.
Будучи талантливой певицей и танцовщицей, она стала хористкой, затем актрисой, путешествовала по Европе, участвовала в театральных постановках Нью-Йорка. Она также выступала с группой Дюка Эллингтона, крутя роман с женатым музыкантом.
Фреди Вашингтон
В то время у черных актеров было мало возможностей в Голливуде. Большинство цветных в кино можно было увидеть только в фильмах, предназначенных исключительно для черной аудитории. Те, кто пробивался в фильмы для белых зрителей, играли подчиненных или стереотипные роли.
Но Вашингтон смогла преодолеть этот барьер, снявшись в 1934 году в картине «Имитации жизни» — драме, в которой исследуется практика перехода, которую она отказалась применять в собственной жизни.
В первой экранизации романа Фанни Херст она сыграла Пеолу, дочь темнокожей домработницы (Луиза Биверс). Светлокожая Пеола, которая изо всех сил хочет быть белой и стыдится афро-американского происхождения, поворачивается спиной к своей матери, раздавленной предательством дочери.
Кадр из фильма «Имитация жизни» с Луизой Биверс и Фреди Вашингтон
Фильм Джона М. Стала откровенно касался межрасовой идентичности, а также сходства и различий между черными и белыми женщинами — тем, которые раньше никогда не исследовались в Голливуде. И, в отличие от всех предшественников, лента, по сути, рассматривала истории черно-белых персонажей как одинаково важные.
Это было чрезвычайно значимо для чернокожих зрителей, которые увидели в борьбе Пеолы за принятие себя острый призыв к равенству. Как пишет историк Анна Эверетт, белая аудитория рассматривали историю Пеолы как борьбу темнокожего человека за то, чтобы быть белым, а с другой стороны, цветная публика восприняла это как бунт чернокожей женщины, пытающейся получить привилегии, предоставляемые только белым людям.
Фильм с Фреди Вашингтон стал хитом в черном сообществе. Как пишет историк Мириам Дж. Петти в своей книге «Кража шоу: афроамериканские исполнители и аудитория в Голливуде 1930-х годов», Вашингтон и Биверс фигурировали в беспрецедентном специальном трейлере, который показывался в отдельных кинотеатрах. Таким образом, Universal пусть и косвенно признавала черных зрителей.
«Темнокожие кинозрители смотрели и интерпретировали героинь таким образом, чтобы максимально использовать резонанс «Имитации жизни» с критическими течениями и напряжением, циркулирующими в черных общинах того времени» — пишет Петти.
По иронии судьбы значимая роль Вашингтон оборвала ее актерскую карьеру. Она настолько отождествлялась с Пеолой, что ей было трудно получить другую работу. Из-за того, что белый Голливуд отказывался брать чернокожих женщин на романтические роли, она не могла играть главных персонажей. Поскольку кожа актрисы была такой светлой, что многие считали ее белой, ей не доверяли стереотипные роли горничных. В последний раз она появилась в кино через три года после «Имитации жизни», снявшись в «Одной миле от рая».
Однако ее активность в киноиндустрии на этом не закончилась. В 1937 году Вашингтон помогла основать то, что впоследствии стало Гильдией негритянских актеров Америки, группы, которая выступала за менее стереотипные роли и лучшие условия работы для цветных актеров.
Она также стала драматическим критиком, писала театральные обзоры для афроамериканских газет и работала консультантом по кастингу фильмов и театральных постановок, касающихся ее расы.
Источник:
3 комментария
4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Вы определитесь, ...
Удалить комментарий?
Удалить Отмена