Где его носит теперь?
Гитарист, автор песен и писатель Юрий Владимирович Ильченко родился 26 апреля 1951 года в Ростове-на-Дону. Позднее вместе с семьей переехал в Ленинград.
Ещё в детстве Юра освоил аккордеон и впервые приобщился к музыке в 1967 году, в стенах василеостровской школы №32, где стал участником группы MАКС (название было образовано из букв имён её участников: Михаил (Зимарёв), Александр (Большаков), Константин (Флегонтов) и Сергей (Матвеев)), организованную Флегонтовым из студентов Художественного Училища им. В.А. Серова (ЛХУ, с 1992 г. – Санкт-Петербургское художественное училище им. Н.К. Рериха), где Ильченко и осваивал гитару. Первая его гитара была самодельной, смастерить её помог отец — профессиональный музыкант. Играли они главным образом репертуар The Beatles, но исполняли и произведения собственного сочинения.
Хотя, по версии самого Ильченко, на музыку он «запал» гораздо раньше:
«Когда мне было лет 7, родители взяли меня на вечеринку к родственникам, стали радостно бухать и аппетитно закусывать красивыми закусками, а меня, когда я уже насытился своим любимым «оливье», отправили в соседнюю комнату, где я обнаружил радиолу и пачку пластинок. Вот тогда-то и случилось страшное.
Я включил радиолу, поставил пластинку, осторожно опустил на неё звукосниматель, и с этого момента моя жизнь понеслась по кривой и скользкой дорожке, на что я, впрочем, совершенно не жалуюсь. На той пластинке был саундтрек из фильма «Серенада солнечной долины». «Чаттануга чу-чу». Я прослушал её раз 40. Подряд» (Ю. Ильченко «История Моих Прошлых Жизней», автобиография).
В 1968 году семья получила квартиру в Купчино, и с MАКСом парню пришлось расстаться. Рок-н-ролл же он продолжил осваивать на сэйшнах в ДК им. М. Горького, С. Орджоникидзе и т.п. Закончив 8 классов, Юрий бросил школу (за 2 недели до выпускных экзаменов) и, так и не получив полноценного образования, пошёл работать слесарем на один из ленинградских заводов, а потом – рабочим сцены в Театре кукол.
Ильченко был одной из самых заметных фигур на питерской рок-сцене 1970-х гг., и хотя его неровная карьера продолжалась и в последующие десятилетия, именно они сделали Ильченко звездой первой величины. Его песни пели не только в Питере, но и далеко за его пределами, а исполнительская манера и стиль музыканта оказали влияние даже на такие заметные фигуры, как Андрей Макаревич и Борис Гребенщиков. И был он настоящим хиппи, шокирующий милиционеров сложенным вчетверо паспортом.
Следующим эпизодом в музыкальной биографии Юрия стала группа Анатолия Цветкова Радуга, подменявшая лучшую в то время группу Лира, в репертуаре которой были The Beatles, Bee Gees и прочие многоголосые коллективы. Во время отпуска Лиры, Радуга изредка играла за них на танцах в небезызвестном «Молотке» (ДК им. Молотова) и ДК «Мир» на Трефолева. Цветков и предложил Юрию, навесившему ему «лапши на уши» о своём богатом опыте, участвовать в их проекте.
А в один прекрасный июльский вечер 1969 года в «Мир» заглянул один из основателей Мифов – гитарист Геннадий Барихновский. Он-то и пригласил Юрия в пансионат «Дюны», где Мифы, в свою очередь, подменяли Невскую Волну.
«Буквально на второй репетиции в зал зашёл некий тип, послушал всё это и с ходу пригласил меня в группу Мифы, которая в то время была весьма знаменитой. Я в ту же минуту бросил Радугу и отправился с Барихновским, а это был именно он, пить с Мифами портвейн.
Всё происходило по описанной Гоголем схеме – «Горилку пьёшь? В бога веруешь? А ну, перекрестись!» А дальше уже как в кино: «Ну что, сгодится нам этот фраерок?» Только вместо горилки был портвейн, вместо бога – Битлы, а крестное знамение заменило перечисление известных мне западных групп. Экзамен был сдан, и я стал одним из Мифов. Свободным, так сказать, вокалистом. А инструментом моим был бубен, купленный в музыкальном магазине за 28 рублей. Мифы в то время играли в Токсово на танцах, там для меня всё и началось» (Ильченко, автобиография).
Ильченко моментально сдружился с Мифами, с которыми и связано его основное творчество. Он был принят клавишником, хотя ни электрооргана, ни даже фортепиано у них тогда ещё не было, поэтому первые месяцы его членство в группе оставалось чисто номинальным. Но уже тогда он предлагал им свои песни, уступавшие, правда, тогда значительно по качеству западным хитам, составлявшим основу репертуара группы, поэтому в дело не шли.
Лишь осенью 1969 года, когда в группе появился-таки аппарат, Ильченко начал от случая к случаю выступать с Мифами на сцене, играл как на клавишных, так и на ритм-гитаре и пел несколько номеров, в т.ч. «Keep on Running» Spencer Davis Group и рок-н-ролл «Long Tall Sally» Литтла Ричардса. Но английского в группе никто не знал. По одной простой причине: война с немцами была, по историческим масштабам, совсем ещё недавно, чуть ли не вчера, поэтому в школах по инерции преобладал немецкий, как язык вероятного противника. Так что английские тексты снимались на слух, откуда и появлялись порой весьма удивительные вещи. Но иногда удавалось снять текст и очень близко к оригиналу, типа: "Ит воз твенти йиз эгоу тудей..." или "Шиз э витч он трабл ин илэктрик блю, он хёр оун мэд майнд шиз лавин ю...". Но основным инструментом Юрия стала, конечно же, гитара.
В июне 1970 года он ушёл служить в армию, а вернувшись через 2 года, обнаружил, что остальные Мифы стали профессионалами и трудятся теперь в рядах ВИА Мечтатели. Впрочем, в том же 1972 году группа воссоединилась и начала методично отвоевывать позиции на питерской рок-сцене. Ильченко в то время проявил себя не только как блестящий гитарист, но и как способный автор, песни которого украсили репертуар группы. Но играли они тогда, где придётся, а по большей части предавались различным «излишествам». Поэтому программа Мифов, которую они могли представить публике, состояла всего лишь из 8 песен. Всё это начало раздражать Ильченко, да и Сергей Данилов (один из основателей группы), как гитарист, его не очень устраивал, и он сам решил взяться за гитару.
А 2 года спустя, в начале лета 1974 года Юрий впервые ушёл из Мифов, и группа развалилась в первый раз.
Ильченко же устроился в Новгородскую филармонию, от которой весь следующий год колесил по провинциальным клубам с бригадой эстрадных шабашников, собравшихся по принципу «скрипка, флейта и утюг», аккомпанировавшей в плавучем ресторане «Корюшка», что рядом с мостом лейтенанта Шмидта, певице-«народнице» по фамилии Батура. 60-80 рублей в день по меркам 1973 года – серьёзные деньги.
Но, не особо удовлетворившись данным опытом, весной 1975 года Юрий из филармонии уволился, и осенью вернулся к «воскресшим» Мифам.
В этот период Ильченко заинтересовался джаз-роком и именно под его влиянием в группе вскоре появилась духовая секция, а аранжировки стали гораздо изощреннее и богаче. Одной из жемчужин новой программы стала мини-опера авторства Ильченко «Мальчик, мальчик, или Звон монет». Помимо того, успехом у публики неизменно пользовались «Блюз в тональности ми-мажор» и «Когда мне одиноко», баллада «Дождь», жёсткий блюз-рок «Убейте крысу», ироничное кантри «Эй, послушай, парень» и т.д.
Мифы работали в Пушкине, в танцевальном зале «Конюшня». Руководил этим балаганом Сева Новгородцев (подробнее – здесь: «Есть привычка на Руси – слушать ночью Би-Би-Си»). Он играл на саксофоне и руководил этими «молодыми анархистами», что было весьма им полезно, потому что он был старше и имел настоящий профессиональный опыт.
Так в апреле 1976 года на I Всесоюзном фестивале самодеятельности трудящихся, проходившем в ДК им. И.И. Газа при заводе «Красный Путиловец», Мифы представили свою программу, однако прозвучали не лучшим образом, что вновь усилило разногласия в группе.
Примерно в то же время, именно на одном из их концертов, состоялся дебют неизвестной дотоле в Питере московской Машины Времени. Он имел необычайный успех, и пару месяцев спустя «машинисты» приехали в Питер уже звёздами. И прямо после их концерта лёгкий на подъём Ильченко уехал с МВ в Москву, а Мифы снова развалились.
Ильченко же на следующие 7 месяцев связал свою судьбу с Машиной, поселился у Макара, играл с группой в Москве и ездил с ней на гастроли. Несколько его песен (а также шуточный фокстрот Мифов «Шок» («Я навестил её...»)) органично вошли в репертуар МВ. Из макаровских же песен Юрий пел «Дай мне ответ», «Носите маски», ещё что-то и много подпевал. И, конечно же, «маячил» на переднем плане как гитарист.
Однако в начале 1977 года и эта его эпопея закончилась – в очередной свой приезд с Машиной в Питер, Ильченко решил в Москву не возвращаться.
На волне популярности его тут же захомутала Наталья Васильева, известная в тусовке, как "Наташа Попсфото", что закончилось свадьбой. Но затем, убедившись, что «ни крыльев на спине, ни хвоста между ягодицами» у него нет, она быстро потеряла к нему интерес, и пара распалась. Тогда же, на волне музыкальной славы, Юрий с лёгкостью собрал свой «маленький оркестр», назвав его Воскресенье.
В состав группы, которая, по идее, должна была возрождать традиции питерского рока 1970-х гг., вошли бывшие Мифы Барихновский (бас, вокал) и Юрий Степанов (клавишные, вокал), а также саксофонисты Ростислав «Ростик» Панфилов (ех-Большой Железный Колокол) и Владимир Болуческий (ех-барабанщик Аквариума), и барабанщик Евгений Губерман (ех-Мания). Иногда состав дополняли духовики-сверхсрочники из военного оркестра.
Но из-за творческих разногласий участников, финансовой недостаточности и общего кризиса подпольной рок-сцены, так и не реализовав свой потенциал, летом 1977 года Воскресенье бесславно развалилось, не просуществовав и года.
До конца года Ильченко несколько раз попытался реанимировать группу с новыми партнёрами: так, на басу с ним иногда играли Яков Кохновер (ех-Пост) и Артур Ладенко, а место Губермана (затем Стая, Аквариум, джаз-ансамбль п/у Давида Голощёкина, Зоопарк) эпизодически занимали Александр Емельянов (ех-Гёзы) или Михаил «Маккена» Могильный (затем Орион, Стихийное Бедствие, Две Радуги).
В том же году Ильченко принял деятельное участие и в создании первого в стране подпольного рок-журнала «Рокси», в котором фигурировал и как постоянный автор, и как неизменный герой рок-н-ролльной хроники.
Иногда Ильченко выступал в школе на 6-й Советской – обычно в компании с музыкантами Аквариума и Союза Любителей Музыки Рок, составлявшими в то время «творческий актив» «Рокси». Пожалуй, одним из самых ярких эпизодов с его участием стал новогодний сэйшн в Уткиной Заводи (где играл СЛМР). Но концерт этот не был согласован с администрацией клуба, и был разогнан милицией. Особо никто тогда не пострадал – разве что обломкам Союза, уволенным за самоуправство из клуба, пришлось сменить имя на Стихийное Бедствие.
В 1978 году в домашних условиях Юрий записал акустический альбом «Дождь», сразу же возглавивший неофициальный Тор-10 «Рокси», и ставший мегапопулярным среди питерских меломанов, включая даже Колю Васина (подробнее – здесь: Коля Васин ушел к Джону Леннону и Джорджу Харрисону). А в сентябре того же года Ильченко устроился в Ленконцерт, но уже через 3 месяца решил вернуться к любительскому статусу.
Когда следующей весной распалась МВ, её участники Евгений Маргулис и Сергей Кавагоэ решили объединиться с Ильченко, воскресив тем самым идею Воскресенья. Но, Ильченко тогда, к сожалению, заболел и из проекта выпал, подарив, тем не менее, старым приятелям название.
Но беспокойная натура Юрия не позволила ему долго сидеть на месте, и в конце 1979 года он, удивив и возмутив весь рок-н-ролльный мир, устроился в официозный ансамбль Владимира Киселёва Земляне, сменив там Игоря Романова (подробнее – здесь: Союзы Игоря Романова). И на следующий год промелькнул на ТВ в видеоклипе Землян «Карате» – в чёрных очках и с бритой наголо головой (ходили слухи, что строчка из песни МВ «Ты можешь ходить как запущенный сад, а можешь все наголо сбрить», адресована именно ему, хотя Макар утверждал, что герой песни – образ собирательный), гастролировал с ними по стране. И неважно было, какие песни они играли и пели. Главное – школа. Да и играл там Юрий на настоящем "Stratokaster’е" 1966 года(!), но всё же год спустя бросил и Землян.
Из гастролей с Землянами в Кемерово Ильченко привёз свою вторую жену (опять Наталью!).
А после, на целых 3 года, стал участником группы Бари Алибасова Интеграл – героев рок-фестиваля «Весенние ритмы-80» в Тбилиси. Попутно вновь развёлся.
Тогда же Юрий по старой дружбе принял участие и в записи дебютного альбома Мифов «Дорога домой» (1981) на только что открытой студии звукозаписи Андрея Тропилло.
А в сезоне 1982-83 гг. в списках Ленинградского Рок-клуба числилась загадочная «группа М под управлением Ильченко», ни разу, впрочем, на сцене не появившаяся.
С осени 1983 года до весны 1984 года Юрий играл на танцах в парке им. Бабушкина с группой Контур, собравшей сливки питерского рока – Александров Ляпина и Титова, Губермана, Михаила Огородова и Николая Горева. Но бОльшую часть 1980-х гг. музыкант музыкой не занимался, а посвятил себя всевозможным формам частного предпринимательства: шил, делал струны и т.д.
Нарушил молчание Ильченко лишь в 1989 году, записав на студии Дворца Молодежи свой 2-й альбом – «Натуральный продукт», на котором вместе с ним играли клавишник и аранжировщик Николай Гусев (ех-Аргонавты, Странные Игры, АВИА) и Михаил «Фан» Файнштейн/Васильев из Аквариума на перкуссии.
Той же осенью, во время очередной пьянки в Рок-клубе, ему предложили быстренько собрать состав и поехать поиграть русский рок в ФРГ – на волне активизации советско-европейских контактов – и сессионная группа под названием Подвиги Геракла совершила короткое турне по Германии.
Затем, уже в ноябре 1990 года, Юрий сыграл на пару с группой Wine в Василеостровском МЦ (где через полгода открылся клуб «TaMtAm»).
В 1991 году женился опять – на 19-летней Анне Азбель, и вскоре у них родился сын. Но бедность не способствовала браку, и через 2 года Анна ушла к тогдашнему директору радиостанции "Европа Плюс" Райкину, который вскоре сделал её директором "Радио Ретро".
А вскоре после провала путча, в августе 1991 года, Ильченко неожиданно появился на Дворцовой площади – на сцене вместе опять же с Мифами, во время акции «Рок против танков».
В первой половине 1990-х гг. на студии «Европы Плюс» он записал 2 альбома: «Концерт в студии звукозаписи „Europa Plus Studio“» (1995) и «Крутые парни не танцуют» (1996). Последний из которых был официально издан на CD, и считается на сегодня единственно доступным свидетельством авторского потенциала и музыкальных талантов Ильченко. Хотя сам Юрий считает, что получился он отвратительным. Но, тем не менее, тогдашний директор "Европы Плюс" Виктор Машенджинов выделил деньги на тираж, и диск вышел в свет.
Появления Ильченко на сцене в 1990-х гг. были крайне редкими: пожалуй, лишь акустический концерт на пару с лидером Тамбурина Владимиром Леви в ДМ в марте 1995 года, да выступление в роли аккомпаниатора сольных выступлений Вячеслава Бутусова и записи альбома NP «Крылья», где сыграл на акустической гитаре и кастаньетах.
Только в мае 1996 года музыкант собрал свою первую за много лет собственную группу. В её состав вошли Игорь Клементьев (ех-Бриллианты от Неккермана, бас), Михаил Огородов (ех-Рок-Иллюзион, Форвард, клавиши, вокал) и Дмитрий Евдомаха (ех-Белые Стрелы, Савояры, DDT, Beathoven, барабаны). Начали репетировать они под именем Exodus, но узнав о существовании калифорнийской треш-метал-группы с таким же названием, сменили его на Исход. Они дебютировали 11 июня 1996 года в ДК «Красный Октябрь». Несколько раз выступив под этим именем, Юрий вдруг подумал, что в таком названии слишком много мрачного библейского пафоса, и переименовал группу в просто "Ильченко". Играли они с уверенностью, что так в России не играет никто. Но... Тогда, в 1996 году, оказались совершенно невостребованными. Так, просуществовав около года, и выступая регулярно в клубах, в июне 1997 года группа распалась. После чего Юрий уехал вдруг в США – «постигать суть рок-н-ролла на его исторической родине».
Но до отъезда Ильченко ещё успел совершить гастрольный тур с акустическим проектом Бутусова Овалы, а также записать цикл песен Макаревича к мелодраме Дмитрия Астрахана «Перекресток» (1998), где его голосом пел исполнитель главной роли Леонид Ярмольник.
Бывшие же его музыканты отмечались позже в составах групп Back Up, Planctonix, Sweet Little 60’s, и Аты-Баты, а в октябре 2002 года вновь встретились в группе К.О.В.В.Ё.Р.- Самолёт.
Вернувшись из Штатов, и, судя по всему, окончательно разуверившись в русском роке, Ильченко решил заняться… беллетристикой. Так, в 2001 году, он дебютировал в литературе с ироническим триллером «Терминатор-3» — продолжением романов Р. Фрейкса, появившимся задолго до одноимённого фильма и являвшимся, по сути, отличной — но при этом предельно серьёзной — пародией на первых «Терминаторов», своего рода альтернативной историей вымышленного мира («В прошлое отправлен робот T-800, чтобы найти и убить Сару Коннор, но вот занесло его в какое-то не то прошлое, и даже не совсем в прошлое, да и не его одного…»).
«Вернувшись, я написал роман «Терминатор-3», который, по общему мнению, получился гораздо лучше, чем одноимённое голливудское позорище. Кстати, я написал книгу раньше, чем они даже приступили к фильму. Эх, если бы фильм был снят по моему роману!» (Ильченко, автобиография).
В дальнейшем музыкант издал ещё и ряд литературных работ в жанре «остросюжетный детектив», опубликованных под псевдонимом «Б.К. Седов».
Музыкальная же карьера Юрия нашла своё продолжение лишь в начале 2005 года, когда он снова собрал под своими знамёнами Огородова, Евдомаху (уже ех-Весёлые Ребята, Форвард) и басиста Юрия Медведчикова – участников на тот момент К.О.В.В.Ё.Р.- Самолёт – и начал репетировать новую программу. Повторный дебют группы Ильченко эапланировали на 19 апреля, когда в ДК им. М. Горького проходил концерт в честь 50-летия Майка Науменко, однако по неведомым причинам группа на сцену не вышла, а через несколько месяцев распалась.
Но уже осенью того же года Ильченко начал репетировать в лицее «Купчино» с новой группой под условным названием Зелёная Комната (хотя, под той же маркой тогда издавались альбомы «Дяди Фёдора» Чистякова), в которой собрались старые знакомые: Гусев (клавишные), Андрей «Кузнечик» Алексеев (ех-Мифы, Зелёные Муравьи, Россияне, барабаны), которого через пару месяцев сменил Губерман, и ранее не фигурировавший в этой истории басист Григорий Быков. Правда, и этому проекту не суждено было быть реализованным – до сцены этот состав не дожил. Когда следующей весной Ильченко дебютировал в клубе «Манхэттен» с новой группой ФинскийзалиФ (тогда – так!), в ней числились уже другие люди: Борис Аксёнов (ех-Солнце, Земляне, бас), Владимир Савенок (ех-Sweet Little 60’s, Рассвет, Обертон, клавишные, вокал) и Губерман, опять заменённый позже Евдомахой.
В июле 2006 года Финский Залив открывал IV блюзовый фестиваль «Дельта Невы» в Юсуповском саду, а в августе был вынужден сделать паузу, когда Савенок попал в аварию и на год оказался обречён на постельный режим. На редких в этот период концертах его подменял Огородов. Ильченко внеплановые каникулы использовал с толком, записав сразу 2 новых альбома – «Абыр» и «Деньги», вышедших, правда, лишь летом 2008 года.
В августе 2008 года в клубе "JFC" выступила новая версия Финского Залива – к Ильченко, Аксёнову и Савенку присоединились барабанщик Игорь Лёвкин (ех-Кафе, Big Blues Revival, Forrest Gump) и клавишник (по совместительству звукооператор) Валерий Михайлов.
А через 3 месяца на концерте в «Манхэттене» Залив предстал в ещё более обновлённой форме: Михайлов окончательно перешёл за пульт, 2-м клавишником стал Александр Глухов, а на басу, ушедшего в группу Ярослава Помогайкина HBB Аксёнова, сменил Андрей Мещеряков. Этим составом был записан 3-й альбом группы – «Дождь», вышедший в сентябре 2009 года, который включал, помимо заглавной, новые прочтения старых хитов Ильченко «Островок» и «Когда мне одиноко».
Параллельно Юрий издает стихи и прозу, пишет публицистику. Последний музыкальный альбом был им записан в 2011 году. Называется он «Мастер неба».
Дискография Ю. Ильченко:
«Дождь» (1978), «Концерт на 6-й Советской» (1978), «Квартирник’79» (1979), «Квартирник’84» (1984), «Первая кровь» (1989), «Натуральный продукт» (1989), «Крутые ребята не танцуют» (1994), «Концерт в студии звукозаписи Europa Plus Studio» (1995), «Перекрёсток» (песни из к/ф с А. Макаревичем, 1999), «Демо. Кливленд, США» (1999), «Абыр» (2008), «Деньги» (2009), «Дождь» (2010), «Мастер неба» (2011).
Фильмография (вокал): «Перекрёсток» (1998, поёт вместо Л. Ярмольника)
Библиография Ю. Ильченко (под псевдонимами Эрни Болл и Б.К.Седов):
Эрни Болл «Терминатор-III» (2000).
Б.К. Седов:
Сериал «Знахарь»:
«Без любви» (2003), «Король треф» (2003), «Валет бубен» (2003), «Дама пик» (2003), «Удача» (2003), «Отступник» (2003), «Рок» (2004), «Фарт» (2004), «Отшельник» (2005), «Заложник» (2006).
Трилогия «Отпетые мошенники»:
«Девушка, мент и бандит» (2005), «Наследство старого вора» (2006), «Любовь и баксы» (2006).
Трилогия «Кастет-2»:
«Первый удар» (2004), «Правила боя» (2004), «Один против всех» (2004).
Трилогия «Воровской шансон»:
«Романс для вора» (2005), «Рэп для мента» (2006), «Пуля для певца» (2006).
По мотивам произведений проекта «Б.К. Седов» был снят детективный т/с «Знахарь» (студия «Ментор синема»-«Проте», реж. Вячеслав Никифоров, 2008-2019).
Источники:
А. Бурлака «Рок-энциклопедия. Популярная музыка в Ленинграде – Петербурге. 1965-2005» Т.2 (СПб.: «Амфора», 2007);
https://info.wikireading.ru/221525
https://www.kakprosto.ru/kak-965965-yuriy-ilchenko-biografiya-tvorchestvo-karera-lichnaya-zhizn#ixzz6sfPXiFc3
http://russrock.ru/kalend/4576-jurijj-ilchenko.html
1 комментарий
4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена