Писатель с «весенним» отчеством
Российский поэт, писатель и переводчик Геннадий Мартович Прашкевич родился 16 мая 1941 года в с. Пировское Енисейского р-на Красноярского края, в семье Марта Александровича Прашкевича (1890-1979) и Евдокии Тимофеевны Гончаровой (1903-1996), в семье так же были старшие дети — брат Юрий, сестра Альбина. Когда Геннадию было 11 лет, Прашкевичи переехали в пос. Тайга (Кемеровская обл.), где он окончил школу.
Первые рассказы Гена начал писать ещё в детстве, тогда же увлёкся палеонтологией. А палеонтолог и писатель Иван Антонович Ефремов (подробнее – здесь: Иван Ефремов) даже пригласил юного школьника в настоящую палеонтологическую экспедицию в западное Зауралье. В 1953 году мальчишка из сибирской глубинки, купивший на все свои сбережения книгу Ефремова «Путешествие Баурджеда», под впечатлением от прочитанного, написал автору письмо. Тот не просто ответил, а прислал школьнику книги по палеонтологии и попросил автора письма и его друзей провести полевые изыскания на речном откосе, где недавно были найдены останки динозавра. Так Геннадий познакомился сначала по почте, а потом и лично с ведущими палеонтологами СССР — И.А. Ефремовым, Н.Н. Плавильщиковым, Д.И. Щербаковым. А позже Ефремов принял активное участие в его образовании и судьбе вообще, не жалея времени на переписку с увлечённым палеонтологией подростком. (Много позже, в 1990 году, уже будучи известным писателем, Прашкевич опубликовал бОльшую часть переписки с учителем: «Конец пятидесятых: письма И.А. Ефремова»).
Осенью 1958 года Геннадий приехал в Новосибирск, где начал работать лаборантом в ИГиГ — Институте геологии и геофизики Сибирского Отделения АН СССР.
Параллельно будущий писатель учился на геологическом факультете Томского государственного университета (ТГУ), после окончания которого сменил ряд профессий — работал кондуктором грузовых поездов, электросварщиком, плотником, столяром.
Затем «ушёл в науку»: с 1959 по 1965 гг. работал — в Отделе палеонтологии и стратиграфии палеозоя ИГиГ, с 1965 по 1971 гг. — в лаборатории вулканологии Сахалинского комплексного научно-исследовательского института СО АН СССР (СахКНИИ, Южно-Сахалинск). Объехал многие страны мира. Участвовал в различных геологических и палеонтологических экспедициях (Урал, Кузбасс, Горная Шория, Якутия, Дальний Восток, Камчатка).
Параллельно с научной деятельностью Прашкевич занимался и литературой. Так, в начале 1960-х гг., ещё в институте геологии, он создал студенческую поэтическую группу.
«— Мы любили и знали русскую поэзию. Для нас имена Сологуба и Гумилёва, Ахматовой и Нарбута, Блока, Андрея Белого и других значили очень много. Я поражался, когда встречал в Союзе писателей пожилых советских поэтов, не знавших русской поэзии. Да, многие из названных мною авторов были под негласным запретом. Но мы-то этого не боялись. Я никогда не принимал на веру, что в 30-е годы люди, высылаемые в Сибирь, жгли свои книги и бумаги. Масса высланных, моих соседей, скажем, по селу Пировскому или по станции Тайга, привозили книги с собой. И, живя в глухой провинции, я с этими книгами мог знакомиться…
— Несмотря на то, что вас объединяла только поэзия, эта группа всё равно не могла понравиться властям. Чем закончилась её история?
— Наша группа была чётко разрушена, и я до сих пор помню строку в газете «За науку Сибири»: «…Подчас это связано с благодушным настроением некоторой части нашей молодёжи. Так, сотрудник Института геологии и геофизики Геннадий Прашкевич отказывается от социалистического реализма в пользу декадентов…» — и так далее. Это были суровые слова» (из интервью Г. Прашкевича Антону Захарову, Новосибирск, 14.06.2013).
Первой литературной публикацией Геннадия стало стихотворение «Тёма Ветров» (1956), а в прозе — научно-фантастический рассказ «Остров Туманов» (1957).
В 1968 году подготовили к выходу и первую книгу Прашкевича – поэтический сборник «Звездопад», но по идеологическим причинам к выпуску она была запрещена Главлитом (Главное управление по охране государственных тайн в печати при СовМине СССР, осуществлявшее тотальную цензуру литературных произведений, планируемых к печати) и набранный тираж книги был рассыпан.
«Осенью 1968 года на Сахалине, где я жил и работал в научно-исследовательском институте, должен был выйти мой сборник стихов, и это было счастливое время. Я думал, вот пошла пруха! Выйдет книжка, буду дарить её девушкам. Но когда я вернулся с полевых работ, то узнал, что тираж остановлен, а половина издательства разогнана. Я прямиком отправился к редактору Толе Кириченко, и он, человек ещё неопытный, сказал мне вещь, которую я помню до сих пор: «Вовремя {ценз.} вернулся. Ну да, книжка твоя давно готова, осталось только {ценз.} подписать в свет. Но у цензора {ценз.} возникли некоторые вопросы». Он посмотрел на меня серыми немигающими глазами и вдруг выдал: «ты сам обратись к цензору». Ведь официально цензуры и, соответственно, цензоров, в СССР не было. Были отделы лито, и с их сотрудниками могли общаться только редакторы. Только редакторы! И вот я попал в кабинет к цензору, то есть сотруднику лито, им оказалась миловидная женщина. Она сначала не поверила, что пришёл автор, ведь такие контакты были строго запрещены. Но долго хвалила сборник, сказав, однако, что публиковать его нельзя. Я недоумевал, какую же страшную государственную тайну я мог нарушить? Она объяснила: «В одном вашем стихотворении наш (мне даже послышалось „советский“) князь Святослав разоряет города братской Болгарии». В доказательство своей правоты я принёс ей книгу академика Державина. Она её полистала и спросила: «А какого года это издание?» Я ответил: «1948-го». А она: «Правильно. В 1948 году наш князь Святослав мог делать в Болгарии всё, что ему заблагорассудится, но в 1968-м мы ему этого не позволим!» (из интервью А. Захарову).
Подвергались официальной критике и другие произведения Прашкевича — «Великий Краббен» (1983, «Научная экспедиция на о. Итуруп, состоящая из «мэнээса»-геолога и наёмного работника с бурным и не слишком трезвым прошлым, встречаются с всплывшим из глубин океана огромным морским змеем, настроенным отнюдь не дружелюбно»), после цензурного запрета которой, он вынужден был уйти из Западно-Сибирского книжного издательства (Новосибирск), где проработал с 1971 по 1983 гг., или «Записки промышленного шпиона» (Главный герой цикла — Эл, промышленный шпион некоей Консультации, волею случая попадающий в различные фантастические ситуации. Он умён, обаятелен, циничен, обладает тонким чувством юмора — в общем, даст 100 очков вперед любому Джеймсу Бонду), — тираж которых не однажды «уходил под нож».
А через год вышла его повесть о геологах «Такое долгое возвращение» (1969).
Позже за ней последовали «Люди Огненного Кольца» (1977), «Эти вечные, вечные вопросы!..» (1979), «Курильские повести» (1981) и другие.
«— Когда уничтожали тираж вашей повести «Великий Краббен», вы уже вели переписку и общались с Юлианом Семёновым. Он со своими связями мог вам помочь?
— Юлиан пытался мне помочь, и не раз. Но не всегда успевал. Потому что существует такая вещь в официальных чиновничьих отношениях — пока нет бумажки, можно как-то уладить дело, но если официальная бумага уже заведена, назад ходу нет. Юлиан вообще часто мне помогал, когда возвращался из очередной поездки и узнавал, что я снова попал в историю. А началось всё так: однажды он, возвращаясь из Японии, ехал через всю страну на поезде и где-то увидел мою самую первую книжку «Люди Огненного кольца». И он её прочитал, а через какое-то время мне пришло от Юлиана письмо, на конверте было указано: «Новосибирск, Геннадию Прашкевичу», потому что он не знал адреса. Но мне письмо всё равно доставили. И в конверте лежала рекомендация в Союз писателей… Кстати, Семёнов в будущем помог мне увидеть ту самую «портянку», написанную в Москву, из-за которой начались проблемы. Помню, я тогда сильно переживал за свою повесть, был сам не свой, хотел что-то предпринять, но Аркадий Натанович Стругацкий посоветовал мне скорее забыть о ней. «Лучше пиши новую вещь, — сказал он. — Пока ты это делаешь, чиновники сменятся и сам режим рухнет». Так и получилось» (из интервью А. Захарову).
Наиболее известны его произведения: «Разворованное чудо» (1975. «Начало 1960-х гг. ХХ века. Бывшее Бельгийское Конго, провинция Катанга управляемая Моиза Чомбе. Белые наёмники патрулируют джунгли и наталкиваются на неизвестное существо. Что это? Оборотень, неизвестное животное или пришелец из космоса? И что с ним делать дальше?»), «Костры миров» (1985. «После долгих лет, проведённых в Крайнем секторе за изучением расы Протозид — огромных, массой с планетоид существ, игнорирующих любую попытку контакта, — Хенк прилетает на Симму, чтобы отдохнуть и получить расчёт курса сквозь время и пространство к Земле …»), «Война за погоду» (1987. «Юный герой повести в суровый военный год вместе с мамой плывет по северному морю: её ждет работа на одном из островов, а мальчику предстоит пожить у бабушки. Но внезапная атака немецкой подводной лодки круто изменяет его судьбу...»), «Секретный дьяк, или Язык для потерпевших кораблекрушение» (1999. «Приказной дьяк Иван Крестинин 30 лет перерисовывал чужие карты, тоскуя о дальних странах и заливая водкой свою скуку и мечту. Но затем случилось в его жизни роковое событие и отправился он на край земли через необъятные пространства Сибири»), «Носорукий» (1990. Тематическое продолжение романа «Секретный дьяк». «Первая половина XVII века. Русские казаки по приказу царя Алексея Михайловича в тундре на Индигирке ищут живого мамонта»), «Кот на дереве» (1991. Записки физика-экспериментатора И. Стеклова, исполнителя Малой Программы по установлению первых (односторонних) контактов с Будущим. С Малой Программой связаны и творческие биографии известнейших писателей современности, как Илья Петров (новосибирский) и Илья Петров (новгородский); собственно, записки И.Стеклова посвящены 60-летию названных писателей и зачтены, как отдельное сообщение, 12 сентября 2001 г. в женевском Дворце наций перед участниками Первого Всемирного форума любителей Книги), «Шкатулка рыцаря» (1995. «Бывшему десантнику, а ныне сотруднику частного сыскного бюро, начальник поручает разобраться с «двойной» смертью некоего Ивана Лигуши, проживающего в районном городке Т. Однако, прибыв на место, сыщик сталкивается с целым рядом необъяснимых событий, центром которых становится загадочная древняя шкатулка...»), «Бык» (1996. «Сергей Кудимов, в прошлом лейтенант КГБ, а затем сотрудник совместного советско-германского предприятия, погиб странной смертью — выпал пьяный из окна, как шепнула какая-то девушка на похоронах его старшему брату Валентину. А спустя несколько часов и эта девушка, по сообщению теленовостей, «выпадает из окна», а в гостинице был застрелен человек, которого приняли за Валентина...»), «Пёс Господень» (1998. Историко-авантюрный роман, где действуют алхимики и рыцари, колдуньи и короли, венецианский дож, еретики и бароны, пираты и верные псы святого Доминика. «1202 год, с о. Лидо (Венеция) начался IV-й крестовый поход, но в пути жадные венецианцы уговорили рыцарей высадиться под стенами Константинополя. В результате штурма «город городов» пал. На фоне событий развивается история некоего Ганелона, выросшего во французском замке Процинта и считающего свою хозяйку колдуньей. Связав жизнь с доминиканцами, Ганелон мечтает спасти душу владелицы замка»), «Противогазы для Саддама» (1998. Мир современного бизнеса. «Если ты занимаешься серьёзным бизнесом, – говорит один из героев романа, – если ты ворочаешь большими деньгами, ты постоянно находишься в серьёзных тисках. Поначалу ты озабочен тем, как заработать большие деньги, потом – тем, как уберечь заработанные большие деньги»), «Человек Ч» (2000, или «Человек Чубайса» (в соавторстве с А. Богданом). В основе любого крупного капитала лежит преступление. И только от личных качеств человека, преступившего закон, зависит: пойдёт он в тюрьму или займёт свою нишу в сфере современного бизнеса), «Царь-Ужас» (2002, или «Дэдо» (прозвище знаменитого художника Амедео Модильяни) – о будущем, лишённом искусства. Герой романа матрос Семён Юшин – единственный, уцелевший из экипажа погибшего в Цусимском бою броненосца «Бородино». Именно ему выпадает возродить в далёком холодном будущем искусство и вернуть связь будущего с прошлым), «Теория прогресса» (2010. Мемуарно-ностальгический роман, написан о собственном детстве, хотя героя и зовут Лёнька Осянин. Пророческая записка: «Ты будущий писатель и поэт» от таинственной поклонницы... Влюблённость в молодую учительницу... Теория прогресса, выведенная школьным другом Санькой Будько…), «Золотой миллиард» (2005. «Ресурсы Земли истощены. 8-миллиардное человечество состоит из «золотого миллиарда», блаженствующего в исполинском Экополисе, и «остальных», влачащих жалкое существование на так называемых Территориях»), книги «Сендушные сказки» (2010. Сендуха — значит тундра. Сказки из тундры о людях и шаманах, зверях и природе: обо всём, что видели сказители-юкагиры — небольшой народ Восточной Сибири) и «Русская Гиперборея» (2012. Остросюжетная трилогия, посвящённая истории освоения Сибири и Крайнего Севера в XVII-XVIII вв. Дикий Восток и Дикий Север в эпоху колонизации — место для людей деятельных: казаков-разбойников, авантюристов, преступников, искателей приключений и лёгкой наживы) и многие другие, прочно вошли в «золотой фонд» отечественной литературы.
Неутомимый путешественник, исколесивший добрую часть земного шара, сегодня Прашкевич один из самых плодовитых и разносторонних авторов отечественной фантастики, удачно работающий в различных её жанрах и направлениях: детективная фантастика, социальная НФ, лирико-философская и сатирическая фантастика, а так же автор интереснейшей реалистической, исторической и детективной прозы. А ещё — блистательный эссеист, историк литературы, литературный критик, автор очерков о поэтах и учёных, мемуаристики, диапазон профессиональных интересов которого поражает: от одного из лучших исследований ранней советской НФ («Малый бедекер по НФ»), до таких известных книг, как «Адское пламя» (2007. Размышления автора о том, как могла бы выглядеть антология советской фантастики и размышления о советской истории вообще. Что было самым важным в этой истории в те или иные годы?) и «Красный сфинкс» (2007. Биографические очерки о практически всех известных русских фантастах: В.Ф. Одоевском, М. Булгакове, И. Эренбурге, В.А. Обручеве, А.Н. Толстом, Е. Замятине, А. Беляеве, А. Грине, И.А. Ефремове, Стругацких, В. Головачёве и др. Материалы, найденные в архивах (в том числе НКВД/МГБ), по-новому освещают их жизненный путь и судьбу многих их произведений).
Так же Прашкевич автор сборников «Самые знаменитые поэты России» (2000), «Самые знаменитые учёные России» (2004), биографических книг о Герберте Уэллсе, Жюле Верне, братьях Стругацких, Кире Булычёве, Рее Брэдбери, Станиславе Леме, Джоне Р.Р. Толкине, Бенито Муссолини, Стивене Джобсе, вышедших в серии ЖЗЛ (Москва).
Б.Н. Стругацкий писал о творчестве писателя: «Ивана Антоновича Ефремова, – вот кого я вспоминаю, разговаривая с Геннадием Мартовичем, переписываясь с ним, читая его поразительно разнообразные романы, статьи, эссе. Не знаю никого в нынешней России, кто был бы так же эрудирован, талантлив в накоплении знаний, образован. Иван Ефремов XXI-го века, так мне его хочется назвать. Он превосходный беллетрист, причём беллетрист-многостаночник – фантастика его удивительно разнообразна и по форме, и по содержанию своему, а как сочинитель исторической прозы он не уступает, на мой взгляд, никому в нашей стране. Многообразен, многознающ, многоталантлив, многоопытен — с кем можно сравнить его сегодня? Не с кем! И не надо сравнивать, пустое это занятие, — надо просто читать его и перечитывать».
А ещё Прашкевич тонкий переводчик. Перевёл, составил и издал на русском антологию современной болгарской поэзии (Владимир Башев, Михаил Берберов, Любомир Левчев, Иван Цанев, Стефан Цанев, Мила Доротеева и др.) «Поэзия меридиана роз» (1982), книгу стихов (в соавторстве с В. Горбенко) советского корейского поэта и драматурга Ким Цын Сона (1918-1973) «Пылающие листья» (1968), выдержавшую 2 российских издания и появившуюся на русском в Филадельфии и в Нью-Йорке (США), роман 1926 года немецкого писателя Бруно Травена (1882-1969, предполагаемое имя — Травен Торсван Кровс) «Корабль мёртвых. История одного американского моряка»/Das Totenschiff. Die Geschichte Eines Amerikanischen Seemanns.
Наконец, он один из ярчайших и самобытнейших поэтов современной России.
«Денежки кончились в наших смешных кошелёчках.
Палой листвой обнесло все питейные точки.
Осень приблизилась, альфа нисходит в омегу.
Если и быть, то всего лишь печальному снегу…»
* * *
«Женщины,
которых мы покидаем внезапно,
совсем внезапно, даже не по своей вине,
остаются не в прошлом, а в некоем странном завтра,
как портрет, что выставлен за стеклом в окне»
(из книги «Большие снега (Избранные стихи)»).
На стихи Прашкевича написаны песни композитора П. Ладыженского: «Я жду тебя, кантор…» (Бранденбургский концерт №4), «Отцу» («Посвящение отцу»), «Ночь нежна…» («Будет время, и берёзы…»), «Снег идёт», романс «О, я без вас…», «Мир в твоей горсти…» («Промолчит лес...»), «Вечерняя песня» («Но ведь было это, было...»), «Лебеди», «Прощание с океаном», «Небеса любви» («Не хватит ста сердец…»).
Ноты к песням на стихи Г.М. Прашкевича
Повести, рассказы и стихи Геннадия Мартовича издавались в Великобритании, Германии, Франции, Польше, Болгарии, Югославии, Румынии, Литве, Узбекистане, Казахстане, на Украине и других странах. Ряд произведений писателя выходили под псевдонимами (Геннадий Гончаров, Николай Осянин, Михаил Тропинин). А роман «Пятый сон Веры Павловны (Современная утопия)» (2001) — боевик с экономическим уклоном, — написанный им в соавторстве с А. Богданом, в 2002 году номинировался на Букеровскую премию.
Прашкевич Член Союза журналистов с 1974 года, Союза писателей СССР с 1982 года, Союза писателей России с 1992 года, Нью-Йоркского клуба русских писателей с 1997 года, ПЕН-клуба с 2002 года, лауреат многочисленных литературных премий, в числе которых «Аэлита», «Странник», «АБС-премия», «Мраморный фавн», премии им. Ю. Тынянова и др.
Был писатель финалистом премий им. Белкина издательства «ЭКСМО» и журнала «Знамя» за лучшее литературное произведение в жанре повести (2013) и «Золотой Дельвиг» — «За верность Слову и Отечеству», имени первого редактора «Литературной газеты» Антона Дельвига (2014). Лауреат конкурса литературных произведений сибирских писателей, посвященного Году литературы в России, проведённого Министерством культуры Новосибирской области и Общественной палатой Новосибирской области (2015). Удостоен званий «Заслуженный работник культуры» и «Сибиряк года». Член жюри международной литературной премии «АБС», премий «Странник» и «Аэлита», член редколлегии старейшего литературного журнала «Сибирские огни» (Новосибирск), журналов «День и ночь» (Красноярск) и «Уральский Следопыт» (Екатеринбург, подробнее – здесь: «Уральскому следопыту» — 60!). Сам создал и возглавил «толстый» журнал «Проза Сибири» (Новосибирск, 1994-96), являлся главным редактором новосибирского книжного издательства «Свиньин и Сыновья» (2004-10).
В настоящее время вместе с женой Лидией Григорьевной Киселевой — геофизиком по специальности, кандидатом геолого-минералогических наук, снс Института геофизики СО РАН, живёт и работает в Новосибирском Академгородке. У них есть дочь Елена, а также внуки Тимофей и Степан. Увлекается шахматами и филателией (ню, ископаемые животные).
С апреля 2008 года Геннадий Мартович ведёт в Новосибирске ежемесячный семинар молодых писателей при Новосибирской областной научной библиотеке и Литературный клуб при Доме ученых СО РАН.
В 2011 году вышла книга «Геннадий Прашкевич. Библиографический указатель», содержащая подробную информацию о его произведениях.
А к 80-летию писателя сотрудниками Отдела краеведения Новосибирской государственной областной научной библиотеки приурочен выход уже 3-го издания данного библиографического указателя, посвященного жизни и творчеству знаменитого земляка. Указатель состоит из 2-х разделов: «Творчество писателя» и «Литература о жизни и творчестве», а так же большой иллюстративной вкладки.
Награды и премии Г. Прашкевича:
1975 — Приз ежемесячного литературно-публицистического и просветительского журнала о туризме и краеведении Свердловского отделения Русского географического общества «Уральский Следопыт» (с 1981 г. – Премия «Аэлита»): «Разворованное чудо» (1975).
1999 — Новосибирская городская литературная премия им. Н.Г. Гарина-Михайловского — учреждена мэрией Новосибирска в 1985 г. для увековечивания памяти писателя, имя которого связано с историей Новосибирска, для развития литературного творчества и поддержки новосибирских писателей. Присуждается проживающим в Новосибирске авторам раз в 2 года (с 1996 г. — ежегодно).
Премия «Аэлита» — одна из первых советских НФ-премий, учреждённая в 1981 г. журналом «УС» совместно с Советом по приключенческой и НФ-литературе СП РСФСР за лучшее произведение отечественной фантастики предшествующих 2-х лет. Вручается ежегодно на фестивале фантастики «Аэлита» в Свердловске (Екатеринбурге). Премию можно получить 1 раз в жизни. Вручение происходит во время торжественной части фестиваля «Аэлита» в Екатеринбурге. На фестивале также вручаются: с 1987 г. — «Приз им. И. Ефремова» («За популяризацию фантастики»), с 1997 г. — «Приз им. В. Бугрова» («За вклад в фантастиковедение»), и с 2002 г. — «Орден рыцарей фантастики им. И. Халымбаджи» («За заслуги перед фэндомом»):
1994 — «Спор с дьяволом» (1993);
2004 — Орден «Рыцарь фантастики» им. И. Халымбаджи,
2014 — «Премия им. И. Ефремова»,
2016 — «Премия им. В. Бугрова» (Памяти Редактора).
«АБС-премия» — учреждена Санкт-Петербургским «Центром современной литературы и книги» при содействии литературной общественности в целях стимулирования творческой и издательской активности в сфере серьёзной фантастики. Вручается с 1999 г. ежегодно 21 июня, в день, равноотстоящий от дат рождения каждого из братьев по 2-м номинациям: «За лучшее художественное произведение (роман, повесть, рассказ)», За лучшее критико-публицистическое произведение о фантастике или на фантастическую тему (статья, рецензия, эссе, книга)». К рассмотрению принимаются написанные и опубликованные на русском произведения независимо от места их издания. Состав Жюри ежегодно определялся Б.H. Стругацким (1933-2012), рекомендации по составу принимаются и рассматриваются им до конца каждого года. Сам Б.H. Стругацкий членом Жюри не являлся. Число финалистов (призёров) зависит только от «урожайности года», но не может быть меньше 3 по каждой номинации. Все участники финала награждаются почётным дипломом — «Диплом финалиста АБС-премии ...-го года»:
2003 — номинация «Критика и публицистика»: «Малый бедекер по НФ, или Книга о многих превосходных вещах» (2002),
2011 — номинация «Критика и публицистика»: «Герберт Уэллс» (2010),
2016 — номинация «Критика и публицистика»: «Станислав Лем» (2015).
Премия «Бронзовая Улитка» — учреждена А. Сидоровичем, А. Николаевым и Б. Стругацким в 1992 г., присуждалась по итогам года за лучшую фантастическую публикацию крупной формы (роман), средней формы (повесть), малой формы (рассказ, новелла), а также за лучшее критико-публицистическое произведение, посвящённое проблемам фантастики. Председателем и единственным членом жюри премии являлся Б. Стругацкий. Шорт-лист премии совпадал с шорт-листом «Интерпресскона» в номинациях, которые формировались на основе голосования номинационной комиссии Интерпресскона. После смерти Б. Стругацкого было принято решение, что в 2013 г. премия вручаться не будет. На «Интерпрессконе-2014» А. Сидорович подтвердил, что премия прекратила существование, навсегда оставшись «Премией Бориса Стругацкого»:
2003 — номинация «Публицистика»: «Малый бедекер по НФ, или Книга о многих превосходных вещах» (2002),
2004 — номинация «Средняя форма»: «Белый мамонт» (2003),
2005 — номинация «Средняя форма»: «Территория греха (как это было)» (2004),
2007 — номинация «Средняя форма»: «Русский струльдбруг: Фантазия в режиме онлайн» (2006),
2008 — номинация «Публицистика»: «Красный сфинкс: История русской фантастики от В.Ф. Одоевского до Бориса Штерна» (2007).
2003 — Премия «Сигма-Ф/Сумма фантастики» — Приз читательских симпатий журнала «Если», одна из самых открытых премий. Вручается с 1998 г. по результатам голосования читателей журнала. Нет ни номинационной комиссии, ни списков. Премия наиболее полно отражает мнение «профессиональных» читателей. Однако абсолютно объективной можно считать лишь «Сигму» в номинации «Роман», именно потому, что журнал романов не печатает. Ежегодно Московский форум фантастики под эгидой «Если» собирает авторов и издателей фантастики и провозглашает лауреатов. В Премию входят: «Призы «Сигма-Ф», номинации: «Роман», «Повесть», «Рассказ (Цикл рассказов)»; «Дипломы «Сигма-Ф», номинации: «Лучшее зарубежное произведение» (получает издательство и переводчик), «Лучший фильм» (получает компания-прокатчик); «Дипломы «Если» (за лучшие публикации в журнале), номинации: «Публицистика», «Критика», «Кинокритика». (призы и дипломы присуждаются по результатам голосования читателей за лучшие произведения предыдущего года.). «Диплом «Если», номинация: «Публицистика»: «Малый бедекер по НФ, или Книга о многих превосходных вещах» (2002).
Премия «Мраморный фавн» — неофициальная премия, присуждаемая литературоведом и критиком М. Назаренко с весны 1999 г. за лучшие фантастические произведения прошлого года, опубликованные на русском, в номинациях «Роман», «Повесть», «Рассказ», «Эссе», «Критика, литературоведение», «Переводная книга». С 2003 г. результаты публикуются в сети:
2003 — номинация «Повесть»: «Белый мамонт» (2003),
2007 — номинация «Критика, литературоведение»: «Красный сфинкс: История русской фантастики от В.Ф. Одоевского до Бориса Штерна» (2007).
Премия «Странник» — международная премия, присуждаемая за лучшие русскоязычные фантастические произведения вне зависимости от того, где они изданы. Учреждена в 1994 г. издательством Terra Fantastica, компанией «Корвус» и корпорацией «РОССКО». В жюри входят профессиональные писатели, выбирающие лауреатов из лучших фантастических произведений предшествующего года. Вручается по номинациям: крупная форма, средняя форма, малая форма, перевод, критика, публицистика, литературоведение, редактор, составитель, художник, издательство. Раз в 2 года на конвенте «Странник» так же вручают жанровые премии «Мечи». В 2005 г. вместо обычных номинаций, были вручены призы «Странник» за лучшие книги последних десятилетий. В 2006 г. номинации были посвящены только фэнтези, а в 2008 — только фантастике. С 2009 г. появились новые номинации, отбор в которые осуществляет сайт Фантлаб, а производит конечное голосование и выбирает победителя Жюри.
2003 — номинация «Критика (публицистика)»: «Малый бедекер по НФ, или Книга о многих превосходных вещах» (2002),
2004 — номинация «Средняя форма»: «Белый мамонт» (2003).
2003 — Премия «Спираль веков» (а так же титул «Профессиональный почётный гость») — общелитературная премия I Международного конвента фантастики «КиевКон-2003», проходившего в Киевском Доме ученых HАH Украины по теме: «Прошлое и будущее соединяются в настоящем, и на стыке их находится фантастика, ибо именно фантасты всегда первыми дарили людям новые идеи и мечты, становившиеся потом реальностью». Участие в конвенте приняли журналисты, издатели, книготорговые организации и любители фантастики из разных городов Украины, России, Беларуси. Международный статус конвента подтвердили гости из дальнего зарубежья (итальянский писатель Р. Квалья и поэт, музыкант, композитор и писатель С. Ладыженский, посетивший «КиевКон» по пути из Харькова в Чикаго).
2003 — Новосибирская Областная (губернаторская) литературная премия (премия им. В.Я. Зазубрина) — вручаются наиболее отличившимся местным писателям, в том числе, «за вклад в воспитание подрастающего поколения».
2004 — Премия «Портал» — присуждается ежегодно в Киеве Международной ассамблеей фантастики «Портал». Почётные президенты ассамблеи — Марина и Сергей Дяченко. На премию номинируются произведения, опубликованные в течение предыдущего года, а также критические тексты, посвящённые фантастике. Основные номинации: крупная форма, средняя форма (до 8 авторских листов), малая форма (до 2 а.л.), критика, литературоведение, эссе (книги, циклы статей, статьи), «Открытие себя» (премия им. В.И. Савченко), книга на украинском, переводная книга. В номинацию «переводная книга» входят все впервые изданные по-русски или по-украински книги-лауреаты зарубежных жанровых премий. Премией «Открытие себя» награждается произведение, показавшее качественный рост писателя (вручается с 2005 г.). Премией «Книга на украинском языке» награждается книга отечественного автора, впервые изданная в течение прошедшего года, номинанты и лауреат определяются особым жюри, состоящим из украинских критиков, журналистов и издателей. Номинация «Крупная форма»: «Кормчая книга» (2004).
Литературная премия им. И.А. Ефремова, — учреждена международным Советом по фантастической и приключенческой литературе и СП России в 2003 г. (первое вручение произведено в 2004 г.). Вручается в 4-х номинациях. Премия в номинации «За выдающийся вклад в развитие отечественной фантастической литературы» присуждается лицам, получившим при голосовании 50% + 1 голос. Произведения, номинированные на получение Премии, оцениваются по 10-бальной системе. Ежегодно Премии удостаиваются произведения, набравшие более 8,0 баллов. В случае если произведения (лица) не набирают необходимых баллов, вручение не производится:
2005 — номинация «За выдающееся литературно-художественное произведение. Повесть»: «Подкидыш ада» (2004),
2008 — номинация «За литературоведческие и критические работы»: «Красный сфинкс: История русской фантастики от В.Ф. Одоевского до Бориса Штерна» (2007).
2005 — Премия «РосКон»а — одной из крупнейших российских конференций, проводимой ежегодно с 2000 г. в Подмосковье. «РосКон» — традиционное место встречи издателей, писателей, журналистов, литагентов, критиков, переводчиков, художников, работающих в жанре фантастики из РФ и зарубежных стран. На конференции демократическим путем (без номинационных списков, голосование в 2 тура) — вручаются основные премии «РосКон» в 3-х номинациях: «Роман», «Повесть, рассказ», «Фантастиковедение». Победителям в номинациях вручаются призы: «Золотой РосКон» за 1-е, «Серебряный РосКон» за 2-е и «Бронзовый РосКон» за 3-е место. Кроме того, на конференции проходит вручение премий за достижения в области фантастики: «Большой РосКон» (за многолетний вклад в отечественную фантастику), «Алиса» (за лучшую книгу для детей и юношества), «Фантаст года» (с 2003 г., за наибольший коммерческий успех), «Час Быка» (с 2010 г., за «самое социально-ориентированное произведение»), «Интернет-РосКон» (с 2010 г., за лучший ресурс интернета по фантастике): «Большой РосКон».
2006 — Премия «Филигрань» — профессиональная литературная премия критиков-фантастоведов, единственная в России премия, присуждаемая за лучшие фантастические произведения не читателями, как «Интерпресскон» или «РосКон», не писателями, как «Странник», а литературными критиками. Едва ли она более объективна, чем любая другая, но другой подобной у российского фэндома нет. Номинация «Малая Филигрань (повесть)»: «Золотой миллиард» (2005).
2007 — Премия «Лунная Радуга» — учреждена 30.06.2005 г. писателем-фантастом С.И. Павловым (1935-2019, подробнее – здесь: Ушедший за Лунной Радугой), присуждалась за высокие достижения в области фантастики. Идеология премии состояла в стремлении отметить рост мастерства работающих в жанре фантастики авторов, представляющих новые идеи, способные питать науку и космонавтику, и вклад в развитие фантастики вне литературной сферы. Присуждалась в номинациях: «В области литературы» — одному из авторов за признанное лучшим в предшествующем году произведение; «За вклад в развитие фантастики» — отдельному лицу или коллективу, внесшему, по мнению С. Павлова, вклад в дело развития фантастики. Лауреатов премии по всем представленным номинациям определял лично С. Павлов. В случае, если учредитель не находил книги должного уровня или достойной поощрения кандидатуры, вручение премии в текущем году в соответствующей номинации не проводилось. Номинация «За вклад в развитие фантастики»: «Красный сфинкс: История русской фантастики от В.Ф. Одоевского до Бориса Штерна» (2007).
2008 — Премия «Полдень» — премия литературно-художественного журнала «Полдень, XXI век», посвященного отечественной фантастике (выходит в С-Петербурге с 2002 г., первоначально под редакцией Б. Стругацкого), вручается с 6.05.2006 г. произведению, напечатанному в нём за отчётный период. Возрождена в 2016 г. Номинация «Критика, публицистика»: «Красный сфинкс: История русской фантастики от В.Ф. Одоевского до Бориса Штерна» (2007).
2008 — «Беляевская премия» — старейшая отечественная фантастическая мемориальная премия, названная в честь А. Беляева, первого профессионального писателя-фантаста в Советском Союзе. Идея возникла в 1984 г., когда СП СССР отмечал 100-летие А. Беляева, но вручена впервые была в 1990 г. секцией фантастической и научно-художественной литературы Ленинградской писательской организации СП СССР. В 1997 г., вследствие самоликвидации Беляевского фонда, в её деятельности наступил 4-летний перерыв. В 2002 году вновь созданный Оргкомитет пересмотрел статус и отказался от присуждения премий за фантастику, поскольку наград в этой области существовало достаточно много, тогда как произведения научно-популярной, научно-художественной (или, шире, просветительской) литературы лишь изредка отмечают в составе многожанровых премий. С 2014 по 2018 гг. вручалась на Беляевском фестивале, проводимом в г. Пушкин. На соискание премии может быть выдвинуто произведение любого автора, живущего в РФ или за её пределами, если оно было написано, издано или опубликовано на русском. Правом выдвигать соискателей обладают авторы-лауреаты прошлых лет, писатели, независимо от места их жительства и жанровой принадлежности, издательства, редколлегии, различные СМИ, книготорговые организации. На усмотрение жюри возможно награждение нескольких лауреатов в одной из номинаций, если в какой-либо номинации вручение премии не проводилось (свободная номинация): «Красный сфинкс: История русской фантастики от В.Ф. Одоевского до Бориса Штерна» (2007).
Премия «Звёздный Мост» — ежегодная премия Харьковского Международного фестиваля фантастики «Звёздный Мост» (ХМФФ «Звёздный Мост»), учреждена мэрией Харькова, оргкомитетом фестиваля и Харьковским Национальным Университетом. Вручается с сентября 1999 г. КЛФ «Контакт» (Харьков). На премии могут номинироваться только произведения (романы, циклы, сериалы, дебютные книги, эпиграммы, критические статьи, художественные работы, скульптуры и т. д.) отечественных (русскоязычных) авторов, имеющие прямое отношение к фантастике и впервые изданные в промежуток между 1 сентября года, предшествующего фестивалю, и 1 сентября года проведения фестиваля. В 2011 году ХМФФ «ЗМ» состоялся пока в последний раз:
2007 — номинация «Критика, публицистика и литературоведение»: 1 место — «Красный сфинкс: История русской фантастики от В.Ф. Одоевского до Бориса Штерна» (2007),
2011 — номинация «Критика, публицистика и литературоведение»: 3 место («Бронзовый Кадуцей») — «Герберт Уэллс» (2010).
2011 — Медаль «Н.В. Гоголь» — общественная награда, учреждённая в 2009 г. к 200-летию со дня рождения Николая Гоголя Некоммерческим партнёрством «Неправительственный инновационный центр» (НП НИЦ) и Международным Советом по общественным наградам. Медалью награждаются граждане РФ за выдающиеся заслуги в развитии культуры России и граждане государств СНГ, Балтии, Грузии и дальнего зарубежья за поддержку русского языка в ближнем и дальнем зарубежье и заслуги в развитии русской культуры. Правом выдвижения кандидатов обладают организации культуры и искусства, образовательные учреждения культуры и искусства, творческие союзы. С 2011 г. вручается на ежегодном Международном Форуме «Гуманитарные индустрии» (первоначальное название «Популярная литература и современное общество»).
2011 — Премия «Бронзовый Икар» — ежегодная международная литературная премия «За настоящую научную фантастику», учреждённая в 2005 г. с целью возрождения и развития традиционной, классической НФ в России и на Украине. Предназначена для литераторов и издателей, сохраняющих, развивающих и обогащающих традиции, заложенные классиками жанра в ХХ в. Учредителями выступили СП Москвы, ИД «Равновесие» (Москва), Издательство «Третий этаж». Присуждается за художественные и научно-популярные произведения НФ-направленности. В 2010 г. в учредители добавился журнал «Наука и жизнь». Вручается в нескольких номинациях, в том числе, за лучшее художественное произведение и за общий вклад в развитие НФ. В разные годы премия вручалась на разных конференциях России и Украины: на ассамблее фантастики «Портал-2005» и европейском конгрессе НФ «Еврокон-2006» в Киеве, на «Интерпрессконе-2007» и «ФантОРе-2008» в С-Петербурге, на фестивале «Созвездие Аю-Даг-2009» в Партените (Крым, Украина): «За общий вклад в возрождение, развитие и пропаганду традиционной научно-фантастической литературы».
2011 — Премия «Басткон»а — литературно-практической конференции, с 2001 г. проводимой московской литературно-философской группой «Бастион». Вручаются специальные дипломы ЛФГ «Бастион», а премии варьируются год от года (так в 2002 г. харьковский критик И. Чёрный вручил несколько шуточных премий «Букер-Первак» и «Букер-Первачок» – фирменные бутылки украинского первака, а в 2003 г. писательница Е. Хаецкая учредила персональные призы «Малый «Хаец» и «Большой Хаец»): Премия «Меч Бастиона».
2007 — «Заслуженный работник культуры РФ» (Указ Президента России №1355).
В 2007 г. был признан «Сибиряком года».
2016 — Литературная премия журнала «Сибирские огни» — организована в 2014 г. при поддержке бизнес-группы «NORDАЗИЯ», Совета депутатов Новосибирска и Министерства культуры Новосибирской обл. Вручается за литературное произведение, опубликованное в журнале — повесть в жанре современной прозы «Русский хор» (2016).
2018 — Лауреат 1-й степени III Международного литературного фестиваля-конкурса «Русский Гофман» — Проект осуществляется Калининградской региональной общественной организацией писателей Калининградской обл. при поддержке: Министерства культуры и туризма Правительства Калининградской обл., Союза Российских писателей. В конкурсе могут принять участие все желающие, независимо от известности, профессиональной подготовки, членства в творческих союзах, места жительства и т.п. Принимаются поэтические, прозаические и публицистические произведения, соответствующие номинациям Фестиваля: «поэзия», под девизом: «Желания, грёзы, блаженные надежды всегда стремятся перелиться из сердца в сердце» (стихотворения (цикл) свободной тематики любых поэтических форм); «проза», под девизом: «Можно быть великим учёным и всё-таки понятия не иметь о самых обыкновенных в жизни явлениях» (рассказы свободной тематики); «публицистика и эссеистика», под девизом: «Есть люди, подобные монетам, на которых чеканится одно и то же изображение. Другие похожи на медали, выбиваемые только для данного случая»; «проза сказочная, фантазийная», под девизом: «Самые дивные божественные чудеса случаются в сокровенной глубине человеческой души, и об этих чудесах всеми силами своими и должен возвещать человек словом, звуком и красками». Номинация «Проза сказочная».
Библиография Г. Прашкевича:
Циклы произведений:
«Записки промышленного шпиона». «Фальшивый подвиг» («Шпион против компьютера») (1976), «Итака — закрытый город» (1978), «Ловля ветра» («Шпион против алхимиков-1») (1990), «Счастье по Колонду» (1990), «Человек из морга» (1994, написано в 1979), «Спор с дьяволом» («Шпион против алхимиков-2») (1993), «Шпион в Юрском периоде» (1974), «Приговорённый» («Шпион против алхимиков-3») (1994), «Школа гениев» (соавтор Владимир Свиньин, 1979), «Пирамида Хэссопа» (2016).
«Великий Краббен». «Каникулы 1971 года» (1977), «Великий Краббен» (1983), «Приключение века» (1988), «Малый из яйца» (2003), «Вся правда о последнем капустнике» (2003), «Территория греха (как это было)» (2004), «Колбасник с Ветрового» (не опубликовано).
«Сложная жизнь Кольки Зырянова, рассказанная им самим». «Эти вечные, вечные вопросы!..» (1979), «Гипсовые сады, каменные сияния» (1984).
«Путешествия». «Возьми меня в Калькутте» (1993), «Чёрные альпинисты, или Путешествие Михаила Тропинина на Курильские острова (1994, написано в 1993).
«Детективная серия» (соавтор А. Богдан). «Противогазы для Саддама» (1998), «Человек «Ч» («Человек Чубайса») (2000), «Пятый сон Веры Павловны» (2001), «Дитя Обруба» (1999), «Русская мечта» (2004).
«Крестовые походы». «Пёс Господень» (1998), «Четвёртый крестный поход» (ещё не опубликовано).
«Сибириада». «Секретный дьяк, или Язык для потерпевших кораблекрушение» (1999), «Носорукий» («Тайна подземного зверя») (1990), «Тайна полярного князца» («Ставшие ветром») (2004).
«Полярные сказки». «Белый мамонт» (2003), «Сендушные сказки» (2010): «О сказочном старичке» (2010), «О шамане» (2010), «О кивающем» (2010), «О страшном звере» (2010), «О том, как убивать стали» (2010), «О счастливом» (2010), «О муже Луны» (2010), «О росомахе» (2010), «О глупых братьях» (2010), «О Чудэшанубэ» (2010), «О потерявшемся» (2010), «О промысле белок» (2010), «Старинная юкагирская сказка» (2010), «О сумеречных ламутах» (2010), «О глупом Шилгу» (2010), «О камне на берегу» (2010), «О Дебегее» (2010), «Сказка» (2010), «Сказка о лисице» (2010), «О кочёвках» (2010), «О приходе русских в сендуху» (2010), «О борьбе людей из-за табаку» (2010), «Полярная сага» (2011, соавтор: Алексей Гребенников), «Хромой пастух: Сендушная сказка» (2017).
«Частное сыскное агентство Роальда Салинкаса». «Демон Сократа» (1991), «Шкатулка рыцаря» (1995, написано в 1994), «Подножье тьмы» (1996), «Из почты «Русского криминала» (1996), «Из интервью директора частного сыскного агентства Роальда Салинкаса, данного им корреспонденту телестанции НТН-4» (1996), «Мироздание по Петрову» (2005), «Румын сделал открытие» (2007), «Дыша духами и туманами...» (2005).
Источники:
Е. Иванов «Геннадий Прашкевич. Новосибирская культура в лицах» (Новосибирск, 2012);
А. Захаров «Здравый смысл фантаста. Жизненный путь Геннадия Прашкевича: от Блока до Лема» (Новосибирск, 2013);
https://www.litres.ru/gennadiy-prashkevich/ob-avtore/;
https://itexts.net/avtor-gennadiy-martovich-prashkevich/191668-bolshie-snega-gennadiy-prashkevich/read/page-1.html;
https://fantlab.ru/autor702;
https://omskmark.moy.su/publ/essayclub/noobiblion/2016_g_m_prashkevich_zvezdopad_2016/111-1-0-2748;
https://www.livelib.ru/author/6990-gennadij-prashkevich;
http://bsk.nios.ru/content/prashkevich-gennadiy-martovich;
https://altapress.ru/afisha/story/zdraviy-smisl-fantasta-zhiznenniy-put-gennadiya-prashkevicha-ot-bloka-do-lema-109314.
https://ngonb.ru/activities/projects/prashkevich-pozdravleniya/
4 комментария
4 года назад
Не, я понимаю, что автор статьи манипулирует, что то , умещающееся по смыслу в одну строку, раздувается до вселенских масштабов, что то, что само по себе тянет на исследование, например, тема, как была создана целая система, когда простые деревенские пареньки могли при должном желании выходить в писателей, в конструктора, в академики, получать качественное образование,... но все таки!
Ког
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена