Мастер гитары
Всемирно известный российский гитарист-виртуоз, композитор и автор песен, аранжировщик и музыкальный продюсер Дмитрий Борисович «Чет», «Д4» Четвергов родился 23 июня 1961 года в Москве. С раннего детства жил в Черёмушках, на ул. Обручева. Мама — Светлана Александровна по образованию была педагог, работала воспитателем в детском саду, потом стала старшим воспитателем, а затем — заведующей. В этот же детсад ходили и Дмитрий, и его старший брат Леонид, и младшая сестра Екатерина. Отец был инженером.
Учился Дима в местной школе №15, любимым его предметом было рисование. Поэтому в школе он состоял в редколлегии, выпускал стенгазеты. А ещё занимался в секции хоккея.
Но с ранних лет ему больше всего прочего нравилась музыка. Так с 8 лет будущий виртуоз учился играть на фортепиано, а в 13 взял в руки гитару. Ему нравилось, когда в старших классах приходило время очередного «Огонька», и можно было в школьном ансамбле исполнить что-то под гитару. Музыкальную школу окончил с отличием. А в 1978 году поступил в студию джазовой импровизации «Москворечье».
«— Получается, увлечение музыкой у вас началось в старших классах?
— В младших! В нашем доме жила первая моя преподавательница по фортепиано Рудакова Ольга Фёдоровна, к которой я ходил на занятия. Потом учился в музыкальной школе по классу фортепиано, играл классическую музыку, любил Шопена, Чайковского. Потом, будучи постарше, услышал музыку группы Beatles, приоритеты сменились, полюбил уже другие направления, классику рока — Led Zeppelin и Deep Purple. Так началось увлечение гитарой. Сначала она была дворовая. Мы собирались во дворе, пели песенки на лавочках. Первые аккорды мне показали девчонки постарше, которые бренчали на гитаре. Потом все мы уезжали на дачи отдыхать с бабушками. Возвращаясь с летних каникул, показывали друг другу аккорды, которые узнали в новых компаниях. В общем, сначала это было «музицирование» на уровне лестничных площадок, импровизированных костерков, которые мы разводили с мальчишками поближе к Битцевскому парку. У нас был любимый овраг. Там можно было построить какие-то шалаши, зимой покататься с горок. Летом мы там жгли костры и, конечно, играли на гитарах с оборванными струнами. Таскали эти дворовые инструменты за собой повсюду. Очень хорошо помню ту нашу дворовую компанию. Дальше уже я пошёл учиться по классу гитары в ту же местную музыкальную школу, где до этого учился игре на фортепиано» (из интервью Д. Четвергова Ольге Шаблинской, газета «Мой район»).
Затем Четвергов окончил Московский Государственный институт культуры/МГИК по специализации «руководитель оркестра народных инструментов».
Дмитрий — обладатель уникального опыта и технологий в создании гитарных аранжировок. Сам музыкант считает, что его фирменной фишкой в игре является то, что он не пытался скопировать чей-то стиль, а, наоборот, на основе прослушанной музыки изобретал что-то своё.
«— Твоим первым музыкальным инструментом, насколько мне известно, было фортепиано. Но всё же ты стал гитаристом. Как проходило твоё музыкальное детство?
— В семье музыкантов-профессионалов не было. Детство моё проходило, большей частью, у бабушки в деревне, и из всех музыкальных источников мне было известно только радио. И, судя по моей реакции на музыку, бабушка заключила, что я буду музыкантом. И мне купили пианино. Надо сказать, что я не любил копаться в нотах и разучивал произведения большей частью по памяти, вспоминая, как звучала пьеса, когда её проигрывал педагог, допуская неточности и вольности. И мне казалось, что мои импровизации улучшали пьесы... Но я никогда не получал одобрения от учителей.
И, как я теперь понимаю, именно тогда, в раннем моем музицировании, и проявились способности к сочинительству и аранжировке. Позже, сдавая экзамены по общему фортепиано в институте, я исполнял собственные произведения (которые имели даже некоторый успех у сокурсников и педагогов). Одна пьеса того времени даже вошла затем в мой сольный альбом «Свободный полёт», соответственно уже в гитарном исполнении, и называлась она «Восточный ветер».
Гитара появилась, когда мне было 13 лет. Я уже недурно играл на фортепиано, но мне было не так трудно освоить теоретические азы игры на гитаре. Правда, всё это происходило в жанре дворовой песни.
— То есть в стиле «шансона» или, проще сказать, «городского блатняка» ты тоже имеешь опыт?
— Кстати, и этот опыт пригодился, потому что во время работы сессионным гитаристом в студии частенько приходилось играть «дворовый чёс» в разных интерпретациях. Вообще, любой опыт нужно бережно складывать в свою творческую копилку, и он обязательно поможет в дальнейшем творчестве. Например, играя в институтском оркестре народных инструментов на домре, я успешно овладел приёмом тремоло, времени зря не терял. Впоследствии мне это очень пригодилось для развития техники правой руки при игре на гитаре» (из интервью Д. Четвергова Дмитрию Малолетову, журнал IN/OUT).
После службы в армии Дмитрий попал в ВИА Экипаж Тюменской областной филармонии, где получил свой первый профессиональный артистический и гастрольный опыт.
По-настоящему же занялся инструментальным жанром он в группе Квадро, участником которой стал в 1984 году. Там ему очень пригодились знания, полученные при обучении в студии «Москворечье». Самым позитивным для себя в те годы Дмитрий считает опыт работы с ведущими инструменталистами Вячеславом Горским и Анатолием Куликовым. В группе музыкант проработал 3 года.
Делать аранжировки Четвергов впервые попробовал, работая в группе Кураж (1989-91), организованной им вместе с Андреем Кольчугиным (ех-Кросс). Подтверждением тому, что оптимальное «аранжировочное» решение приходит путём предварительных набросков, репетиционных и демо-записей, споров и коллегиальных решений, стал их альбом «Ветер в гривах» (1989).
А уже самостоятельно аранжировкой Четвергов начал заниматься в период работы в рамках проекта Nikolay (1991-96) с Николаем Носковым, где он выступил не только как гитарист, но именно и как аранжировщик и саундпродюсер. Там Дмитрию было сложно, но интересно. Первое время ему приходилось дотягиваться до уровня экс-лидера Парка Горького/Gorky Park — одной из первых русских рок-групп, получившей признание на Западе.
У Носкова он научился дотошности, которая необходима в поиске правильного «крючка» в аранжировке. Весь предшествующий опыт Четвергову удалось отобразить в своем первом сольном альбоме «Свободный полёт», который можно отнести к жанру фьюжн. Он получился почти таким, каким и задумывался. Некоторые его композиции до сих пор звучат по радио и в качестве заставок на некоторых ТВ-каналах.
Параллельно Дмитрий работал как сессионный музыкант в группах Дюна (1987), Кар-Мэн (1993, 1996), а так же поучаствовал в записи песен и альбомов, пожалуй, всех звёзд нашей эстрады.
А ещё Дмитрий переработал и записал новые версии культовых советских рок-опер Алексея Рыбникова «Юнона и Авось» и «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты». Четвергов и его группа выступили в амплуа «главного действующего лица» и существенно изменили звучание «Звезды и смерти…». Можно сказать, новая аранжировка внесла в звучание оперы современность и актуальность. Благодаря этому, она получила новую жизнь в XXI веке.
Получил музыкант и богатый актёрский опыт, работая с Заслуженным артистом России Валерием Ярёменко в спектакле «Откровения», выступая в образе адвоката и тени Жана-Батиста Гренуя в потрясающем зюскиндовском «Парфюмере» Игоря Демарина, в роли вселенского зла, довлеющего над судьбой человека.
С 1995 года по опросу, проводимому среди отечественных профессиональных гитаристов (газета «Московский Комсомолец», журнал «Music box»), Чет занимал лидирующую позицию в номинации «Электрогитара».
В 1997 году, одновременно с выходом альбома «Свободный полёт», Четвергов, совместно с Николаем Арутюновым (ех-Лига Блюза), создал группу Четверг Арутюнова (1998-2001). В ней ими был произведён эксперимент над классикой рока — музыканты брали песни Led Zeppelin, T. Rех, Kiss и многих других и достаточно вольно переделывали их, и, как показывала реакция публики, небезуспешно. Правда, вся беда cover-музыки состоит в том, что она, как правило, не выходит за рамки клубного исполнения.
А ещё Дмитрий — востребованный сессионный гитарист и музыкальный продюсер, работавший в разное время с сольными проектами «машиниста» Александра Кутикова и Игоря Сандлера (ех-Интеграл), Миласой, Дмитрием Колдуном и группой Гран-КуражЪ. Звучание его гитары присутствует на множестве пластинок, записанных в различных успешных коммерческих проектах.
Блестящая исполнительская школа, виртуозная техника, чувство стиля, тонкий музыкальный вкус выводят музыканта в высшую гитарную лигу. Вполне естественно, что именно Четвергов был приглашён в «самый обеспеченный коллектив страны» на тот момент — к певице Алсу, где он стал не только «украшением сцены», но и в определённой степени определил звучание группы.
«— Работать в «звёздных» группах всегда сложно. И по моему многолетнему опыту работы я могу сказать, что «звёздные» коллективы давят музыкантов. Певцы называют музыкантов «стенкой» и держат их для сценического вида (или просто для солидности). Может быть, Алсу и её окружение вводят более цивилизованные «формы правления»?
— Ну, не стоит обращать внимание на возню, которая неизбежна в «звёздном» окружении. Хотелось бы напомнить «звёздам» и их продюсерам, что их успех и надёжность во многом зависят от музыкантов. Потому что изначально существует музыкальная идея, которая преобразуется в материал, создаваемый музыкантами, а потом уже к этому прикладывается талант и обаяние исполнителя, и всё это, подкреплённое чутьём продюсера, уже имеет право на жизнь. Но в нашем поп-шоу-бизнесе музыкант и аранжировщик рассматриваются как безликий «обслуживающий персонал», соответственно (никак не по достоинству) и оплачиваемый. И любой продюсер будет стремиться подешевле купить труд музыканта и, естественно, подороже продать. Добавим к этому беспредел пиратов, которые процветают при попустительстве властей. И на выходе получим уровень жизни наших ведущих музыкантов (ниже среднего). Но в целом коллектив Алсу — это уже нечто новое, качественная ступень развития нашего шоу-бизнеса. Говорю так, потому, что мне есть с чем сравнивать» (из интервью Д. Малолетову).
Работая над альбомом «Алсу 19» (2002), Дмитрию удалось спродюсировать песню А.Шевченко «Вчера», которая открывала альбом и стала визитной карточкой певицы. В процессе работы и поиска правильного решения, после нескольких вариантов аранжировки, от песни практически отказались. Но Четвергов попросил показать ему предыдущие варианты аранжировок, и, остановившись на одной из версий, попробовал «в сотый раз», но уже самостоятельно, без чьего-либо «продюсирования», сделать партию гитары. И она сыграла в аранжировке решающую роль. Так что благодаря его участию, не только как гитариста, но уже и как продюсера, песня получилась, и не только получилась, но и неоднократно занимала лидирующие места на музыкальных телеканалах «Муз-ТВ» и «МТV».
За долгий период студийной работы Дмитрий записал около 400 часов (более чем 300 альбомов) музыки и песен для многих артистов и проектов в различных стилях и направлениях ,включая и музыку собственную.
Но, в первую очередь, Четвергов ещё и концертирующий сольный гитарист-инструменталист. И именно здесь он раскрывается как подлинно творческая личность. И от других отечественных гитаристов отличается тем, что находится в постоянном поиске новых прогрессивных музыкальных идей. Слушая композиции музыканта, становится понятно, что рамки классических стилей ему тесны. Он считает, что будущее за электроникой, за цифровыми технологиями и постепенно превращается в одного из лучших специалистов домашней компьютерной звукозаписи, для которого студия — настоящая творческая лаборатория.
Чет считается одним из лучших гитаристов-инструменталистов России. Он лауреат множества музыкальных фестивалей и конкурсов, заслуженный артист Московской области, продюсер и генеральный директор рекорд-лейбла «Moscow City Records».
А в декабре 2005 года музыкант открыл ещё и «Мастер-школу Дмитрия Четвергова».
В том же году вышел его 2-ой сольный инструментальный альбом — «С цветка на цветок». На нём Дмитрий показал себя не только как гитарист, но и сыграл многие басовые партии, все партии клавишных, поработал как звукоинженер, звукорежиссёр и саунд-продюсер. А в композиции «Freedom» приняли участие ещё и Алсу, Арутюнов и другие вокалисты, с которыми Четвергов ранее работал.
А ещё в 2005 году он участвовал в проекте «Made in Moscow» с такими легендарными музыкантами как Глен Хьюз (ex-Deep Purple, ex-Black Sabbath) и Джо Линн Тёрнер (ex-Rainbow, ex- Deep Purple).
В 2006 году Дмитрий выступил и в проекте Продюсерского Центра И. Сандлера Sandler Show — уникальном продукте шоу-индустри, в основе которого лежит синтез музыкального и театрального искусств, и с того времени принимает активное участие во всех проектах Игоря.
Летом 2008 года Четвергов удостоился чести открывать концерт величайшего американского гитариста-виртуоза Джо Сатриани.
Гитарист так же стал аранжировщиком и саунд-продюсером акустической версии песни «Running Scared», которая принесла победу дуэту Ell & Nikki из Азербайджана на Евровидении-2011.
В 2012 году Дмитрий принял участие в проекте «Соло для гитары с оркестром», релиз которого состоялся в ММДМ — Московском международном Доме музыки.
Чет являлся постоянным участником международного музыкального арт-фестиваля современной музыки «Мамакабо» (придуман и создан в 2004 г. гитаристом Тимуром Ведерниковым (ех-ГрАссМейсер) в память о погибшем друге, музыканте-мультиинструменталисте Андрее «Капитане Моргане» Баранове (1960-2003), ГрАссМейсер), гитарного фестиваля в Плёсе, фестиваля «Усадьба Джаз» в Архангельском, Эдинбургского Фестиваль Искусств/The Edinburgh International Festival (Шотландия), мотто-фестивалей в Малоярославце, Суздале, рок-фестиваля «Антифабрика» и других мероприятий.
Является исполнителем на гитаре композиции «Офицерское братство» (саунд-трек к российско-французско-итальянско-чешскому х/ф Н. Михалкова «Сибирский цирюльник», 1998).
В 2015 году Четвергов, став участником группы Круиз, обновил звучание их старых песен. Премьера новой программы состоялась на фестивале памяти легендарного вокалиста группы — Александра Монина (подробнее – здесь: Он не позволял душе лениться. Памяти музыканта), по традиции организованного продюсерским центром И. Сандлера.
В 2017 году Дмитрий выступил в Государственном академическом Мариинском театре в Санкт-Петербурге — впервые за всю историю этой академической сцены в зале звучал рок.
Но 15 ноября 2018 года музыкант объявил об уходе из Круиза: «Почти 4 года я занимался этой легендарной группой как аранжировщик, саунд-продюсер и гитарист. Свою работу в группе я делал от души и сердца и отвечаю за каждую ноту! Знаю, что ребята, которые ушли из жизни: Александр Монин, Александр Кирницкий, Константин Титов порадовались бы новому звучанию группы. А сейчас накопилось много других интересных проектов, а также хочется плотнее заняться своим новым инструментальным альбомом, который я всё время откладывал в течение многих лет. Иду вперёд, навстречу новым творческим проектам!».
И в том же году вместе с музыкантом и композитором Михаилом Менем (ех-Мост), создал группу ChetMen. Стиль коллектива можно охарактеризовать как фьюжн – сплав джаза, блюза, фанка, соула с элементами поп-рока, арт-рока и этнической музыки. Группа активно участвует в различных джазовых фестивалях в России (Koktebel Jazz Party – 2018,2020) и за рубежом, в том числе — в знаменитом Montreux Jazz Festival (Монтрё, Швейцария, 2019).
19 марта 2019 сингл Четвергова «Game» вышел на 1-е место в iTunes Top-200 Russia в категории «Рок». Об этом сообщили представители российского лейбла звукозаписи Moscow City Records и новостной проект о музыкальной индустрии Mesmika.com. Синглы из альбома: «Я люблю», «Game», «Ecstasy», «Summer Blues», «Rules Don’t Apply», «Повороты судьбы» и другие неоднократно попадали и в другие российские и европейские топ-чарты.
На своих записях Чет всегда использует самое лучшее музыкальное и электронное оборудование, достигая при этом необычное и неповторимое звучание гитары. Четвергов является первым гитаристом на российской сцене, который начал использовать электросмычок.
А ещё Четвергов подписал контракт с фирмой Ibanez. Теперь в России он — лицо знаменитой гитарной марки. Менеджер A&T Trade по гитарному направлению Сергей Тынку проводил в Японии переговоры с Ibanez. И в том числе знакомил руководство фирмы с российской гитарной музыкой, и представители Ibanez после прослушивания десятков CD, переданных им Сергеем, высказали желание сотрудничать именно с Четверговым. По их словам, его музыка наиболее близка к той, для которой они хотели бы делать свои гитары. Представители фирмы определили её как «гитарная музыка, не имеющая границ» (имеется в виду границ в плане технического исполнения, либо каких-то стилистических ограничений).
Четвергов — первый российский музыкант, выступивший в прямом эфире независимой радиостанции Rock-Fm (Ланкашир, Северо-Западная Англия). Член жюри музыкального шоу-проекта И. Сандлера «Площадь Согласия» на «Вечерней Москве». Проводит ежемесячные мастер-классы в Рок-Академии "Москворечье".
В августе 2019 года, совместно с Президентским оркестром, Дмитрий выступил на Красной Площади в рамках Международного военно-музыкального фестиваля «Спасская башня».
В настоящее время Чет выступает со своей группой, гастролирует с сольной программой с различными оркестрами, а также участвует в различных проектах как приглашённый артист.
Его группа – это коллектив, в который собраны высокопрофессиональные музыканты. В репертуаре гармонично уживаются неоклассика, джаз, блюз, фанк, фьюжн и рок, а её live-концерты — это настоящее безумство виртуозной игры и широкий полёт фантазии, которые не оставляют слушателей равнодушными!
13 августа 2020 года гитарист выпустил новый альбом «Повороты судьбы», который вновь занял 1-е место в iTunes Top-200 Releases.
Был Дмитрий женат. В браке родилась дочь Светлана (2008), которая занимается живописью в Московском академическом художественном лицее при Российской академии художеств, увлекается дизайном одежды. Разработала дизайн для папиного альбома «Повороты судьбы» (2020).
Награды и премии Д. Четвергова:
2008 — почётная медаль «За веру и добро» от губернатора Кемеровской области А. Тулеева;
2008 — юбилейная медаль Международного Союза Музыкальных деятелей (ВМО);
2014 — Лауреат премии «Золотая нота», номинация — «Лучший гитарист года»;
2015 — грамота Президентского полка — «За высокое исполнительское мастерство».
Дискография:
Сольные альбомы: «Свободный полёт» (1997), «С цветка на цветок» (2005), «Струны российской души» (2009), «Повороты судьбы» (2020).
Синглы: «Я люблю. Live» (2018), «Game. Live» (2018), «Ecstasy» (2019), «SexyHorsesSuccess» (2019), «Summer Blues» (2019), «Rules Don’t Apply» (2019), «Повороты судьбы» (2020), «Pulse» (2020),«Памяти друзей» (2020).
Совместные альбомы и синглы: Кураж «Ветер в гривах» (1989), Квадро «Ночные Мечты» (1989), Nikolay «Mother Russia» (1994), «Четверг Арутюнова» (2002), «Glenn Hughes & Joe Lynn Turner "Made in Moscow» (2005), «ПИПЛ про/to PURPLE — российское посвящение Deep Purple» (2006), «Рок-Академия «Москворечье»: Возвращение навсегда» (2015), Д.Четвергов, В. Черноклинов «Атмосфера» (2017).
Немузыкальные проекты:
«Dmytry Chetvergov dc-6-1 by Alexey Nikishin.jpg» (в марте 2008 г. Четвергов, в необычном для себя качестве модели, принял участие в масштабном фотопроекте А. Никишина «В РОЛИ СЕБЯ»).
Источники:
https://akkordam.ru/virtuozy/dmitrij-chetvergov
http://chetvergov.ru/
http://www.inoutmag.ru/note-220.html
https://rock-academy.ru/partnery/dmitriy-chetvergov
https://aif.ru/my_area/cheryomushki/gitarist_dmitriy_chetvergov_v_novyh_cheryomushkah_ya_zhivu_s_rannego_detstva
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/700974
http://kruiz-rock.ru/дмитрий-четвергов/
15 комментариев
4 года назад
То ли папа там непростой, то ли реально талант, физиологически не способный к классической академической музыке. В последнем случае как правило тупо исключали раньше.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена