Mr. Hafanana
Мозамбикский певец Энрике Жуаким «Афри́к» Симон родился 17 июля 1956 года в Сан-Паулу, промышленной столице Бразилии. Отец его был бразильцем, мать — африканкой. На её родину — в Иньямбане (Мозамбик), один из старейших городов на Юго-Восточном побережье Африки, — они перебрались, едва мальчику исполнилось 3 года.
Отец будущего музыканта умер, когда Энрике было 9 лет, после чего ему пришлось бросить школу и пойти работать, чтобы прокормить мать и младших сестёр. Он стал «няней» в семье местного врача — присматривал за маленьким ребёнком, при этом всё время пел для него разные песенки.
А в 15 лет Симон переехал с другом из портового Иньямбане в столицу Мозамбика, Мапуту, где стал учиться на каменщика. После занятий, чтобы подзаработать, они вдвоём выступали на улицах города: играли на гитаре и барабане, танцевали и пели.
Вскоре на талантливый дуэт обратил внимание управляющий одного из отелей, и предложил им по вечерам выступать в ресторане при гостинице. Работоспособности будущей звезды можно было только позавидовать: днём он работал каменщиком, вечером пел на улицах, а по выходным исполнял музыку для посетителей.
О молодом певце начали писать газеты, и через 2 года на музыканта обратил внимание музыкальный менеджер из Южной Африки и предложил ему работу.
Рост популярности певца, взявшего псевдоним в честь родного континента, начался, когда продюсеры отказались от идеи принуждать Симона к исполнению песен на английском или немецком языке — зажигательные мелодии и тексты на родных ему испанском и португальском «заходили» публике гораздо легче.
Так в 1974 году первый сингл «Mister Barracuda», принёс Африку первые места в хит-парадах нескольких стран Южной Америки. После чего артист стал выступать ещё больше, и не только в Африке и Америке.
И латиноамериканские ритмы, сдобренные африканской экзотикой в сочетании с порой тарабарскими текстами, начали победное шествие по планете. В песнях музыканта часто имела место забавная игра слов, правда, не всегда и не всем понятная. Например, первый его сингл «Mr. Barracuda» стал очень популярен в Южной Америке благодаря тому, что португалоговорящие слушатели неправильно поняли испанский текст: «Barracuda» намекала для них одновременно на одноименную рыбу, дорогой автомобиль и женщину лёгкого поведения. Так поклонники и перевели Симона, который пел о том, что хотел бы быть барракудой и плавать под водой, как: «Поймай, поймай путану...». И когда Африк приехал с гастролями в Венесуэлу, журналисты наперебой спрашивали: «Симон, что вы будете петь? Поймай проститутку?». Певец смеялся и отвечал: «Нет, я пою на испанском о том, что хотел бы быть рыбой». Сам же Африк говорил: «Язык не может быть проблемой, если с ритмом, музыкой и звуком всё в порядке».
В том же году вышел ещё один сингл — «Ramaya», ставший популярным уже и во многих европейских странах (Британия, Голландии, Германии и др.). Певец исполнил песню на суахили (одном из основных языков африканского континента). Произведение стало очень популярно, хотя никто и не понимал смысл текста. Но в результате, на волне возрастающей популярности, 17-летний Энрике со своим менеджером переехал в Лондон, где стал выступать по ночным клубам, сопровождая пение энергичными танцами и почти цирковыми номерами (в прыжке садился на шпагат, при собственном весе 65 кг подбрасывал тяжести массой в чуть ли не в центнер, легко проходил под лимбо — планкой на уровне ниже колена). Интересно, что энергичный певец никогда не занимался спортом, только пением и танцами. Сам он говорил, что пластичность и энергия — это у него от природы.
В 1975 году вышел следующий сингл — «Hafanana», изданный так же и в Советском Союзе, и ставший «визитной карточкой» артиста на всём советском пространстве. Эта весёлая по музыке песенка, исполнялась на языке шангаан южноафриканской народности тсонга с вкраплением английских слов, на самом деле, являлась своеобразным призывом к борьбе против апартеида. В ней поётся о том, что белые и чёрные одинаковы, потому им нужно прекратить вражду и заняться «хафанана», что можно перевести как «расслабиться и не отвлекаться на ерунду». Её приблизительный перевод звучит так:
«Всё равно, чёрный ты или белый, бедный или богатый — Бог будет судить о тебе не по этим качествам; деньги в могилу не заберёшь, поэтому радуйся жизни, пока ты жив, и не беспокойся о мелочах».
Наиболее близкими по смыслу слову, давшему название песне, являются прославленное мультиком «Король Лев» выражение «Акуна Матата!» и девиз Карлсона «Пустяки, дело житейское!».
Но призыв оказывается тщетным — песню завершает звукоподражание взрывам и перестрелке.
А в 1979 году «прогрессивный» певец был приглашён в СССР, где песни африканского мультиинструменталиста (Африк умеет играть на гитаре, ударных и духовых инструментах) получили в тот период наибольшую популярность, для записи телевизионного концерта.
И даже Эльдар Рязанов, в своем легендарном фильме «Вокзал для двоих» (1982), показал поющего Симона — момент, когда героиня Людмилы Гурченко приходит к перекупщице «дяде Мише», героине Нонны Мордюковой, и та, хвастаясь купленным видеомагнитофоном, вставляет кассету, и через секунду на экране поёт Африк: «- Трррр ачя! Трррр ха-ха! Трррр вум-бам!..»
Но в конце 1980-х гг. в биографии Симона наступил тяжёлый период — после проведённой ему сложной операции, врачи порекомендовали певцу меньше двигаться, что лишало выступления Африка всей их изюминки. Возродиться певцу помогло сотрудничество с российскими продюсерами, специализирующимися на ретро-музыке, приглашавшими его на различные масштабные сборные ретро-«Дискотеки».
Под композиции Африка советские люди «отрывались» на дискотеках и справляли свадьбы. И неслучайно уже в новое время клип с «главным» хитом темнокожего музыканта в исполнении Валерия Леонтьева вошёл в 3-й выпуск новогоднего телепроекта «Старые песни о главном» (1997).
В 1999 и 2006 гг. Симон выступал также и на Украине, на фестивале «Таврийские игры».
Харизматичный и жизнерадостный музыкант, разговаривающий на нескольких языках (английский, французский, немецкий, испанский, португальский, несколько африканских наречий) неоднократно был женат на женщинах различных национальностей. В настоящее время Африк в браке с этнически-русской женщиной, уроженкой Литвы, по имени Людмила.
Африк Симон и его жена Людмила
Историю знакомства будущих супругов часто описывают в Интернете так: Люда пришла в Москве на концерт Симона и преподнесла ему шикарный букет. Музыкант в знак благодарности поцеловал поклонницу и вдруг понял, что перед ним женщина его мечты.
Однако сам Африк об этом событии рассказывает совсем по-другому: товарищ привёл певца, тяжело переживавшего развод, в один из берлинских ресторанов. Там друзья обратили внимание на симпатичных дам, сидящих за соседним столиком. Африк представился одной из них — Людмиле, давно уже жившей в немецкой столице,— однако на симпатичную блондинку имя это не произвело совершенно никакого впечатления. И только тогда, когда Симон напел ей свою знаменитую «Hafanana», женщина осознала, что с ней флиртует легендарный исполнитель, на песнях которого она выросла.
Разнится также и информация о том, какой по счёту женой стала она для певца. Африк в интервью упоминает только об одной её предшественнице, с которой прожил 6 лет, и подарившей ему сына, но интернет-источники утверждают, что до встречи с Людой Симон был женат ещё 3 раза. Как бы там ни было, Африк шутит, что песню «Todo Pasara, Maria» («Всё пройдёт, Мария» с исп.) ему надо теперь петь как «Todo Pasara, Ludmilla».
Африк и Людмила
Симон до сих пор поддерживает хорошие отношения с группами Boney М, Baccara и другими поп-исполнителями, одновременно с ними поднявшимися на песенный поп-Олимп.
Несмотря на пенсионный возраст, певец сейчас почти так же энергичен, как и в молодости. У него нет лишнего веса, он по-прежнему демонстрирует мастерское владение своими характерными танцевальными па и поднимает на концертах зубами стул. В качестве секретов своей энергии Африк называет жизнелюбие, гармоничную семейную жизнь и отсутствие вредных привычек.
Жена работает импресарио Симона. Она обучила мужа и нескольким русским песням, в том числе — главному хиту Эдиты Пьехи, рассказывающему о «замечательном соседе», играющем, как и Африк, на множестве музыкальных инструментов. В Берлине, где они проживают вместе с сыном певца, супруги часто ходят в русский ресторан, и знакомят друг друга с премудростями национальных кухонь, и выглядят на совместных фото очень счастливыми.
Певец, как и раньше, желанный исполнитель на концертных площадках бывшего Союза и частый гость программ российского ТВ.
Так в декабре 2003 года Африк выступил на II Международном фестивале «Авторадио» — «Дискотека 80-х», в 2005 году — в программе «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады в Кремле», в 2012 и 2016 гг. — на фестивале «Легенды „Ретро-FM“» в Москве.
В 2014 году звезда сериала «Универ» Виталий Гогунский в телепроекте «Точь-в-точь» попытался скопировать несравненного Симона и неожиданно встретился на сцене с самим автором.
В 2017 году Африк выступил на открытии музыкального фестиваля «Золотой шлягер» в белорусском Могилёве, а в марте 2018 года — на 52-м Международном музыкальном фестивале «Мэрцишор»/Mărţişor в Кишинёве (Молдова).
А в конце 2019 года прошёл один из последних на сегодня концертов Симона в Краснодаре.
Интересный факт: кое-где в русскоязычных источниках встречается информация о якобы имевшем место родстве певца с недавно скончавшейся «чёрной пантерой футбола» Фаррейрой Да Сильвой Эйсебио (лучший футболист 1965 года в Европе). Но это всего лишь «утка» — звёзды не только не были кузенами, как утверждают статьи, а даже никогда и не встречались.
Дискография Симона включает всего 9 альбомов, большинство из которых были записаны ещё в 1970-80-х гг. ХХ века. А вот продажи его диска «Ramaya» (1975) превысили в настоящее время отметку в 30 млн. экземпляров.
Дискография А. Симона:
Альбомы: «Mr. Barracuda» (1974), «Ramaya» (1975), «Aloha Playa Blanca» (1976), «Boogie Baby» (1978), «Everybody Calls Me Crazy» (1981), «The Best of Afric Simone» (1984), «Afro-Lambada» (1990), «Hafanana» (1998), «Best of Afric Simone» (CD, 2000).
Синглы: «Barracuda/Humbala» (1974), «Ramaya/Piranha» (1975), «Hafanana/Sahara» (1975), «Aloha/Marabu» (1976), «Playa Blanca/Marabu» (1976), «Maria Magdalena/July» (1977), «Me Gusta Bailar/Jambo Jambo» (1979), «China Girl» (1980).
Источники:
https://24smi.org/celebrity/95103-afrik-simon.html
https://zen.yandex.ru/media/vkus_populyarnosti/sudba-znamenitogo-artista-afrika-simone-i-ego-znamenityi-hit-hafanana-5bf941abdde28b00aaccbacc
https://zaycev.net/artist/3207
https://stuki-druki.com/facts1/Diskoteka-80-h-Afric-Simone-VIDEO.php
11 комментариев
3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Никогда не слушал эту дрисню.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена