Нора из Ибсена
Но почему она назвалась, говоря нынешним языком, именем культовой героини культового для того времени драматурга? Где ключ к этой загадке? Давно уже не слышно о постановках в России спектаклей по пьесам Ибсена. О нем сегодня знают лишь специалисты да еще, может быть, любители классической музыки: ведь песня Сольвейг и танцы троллей из музыки Грига, написанной к драме Ибсена «Пер Гюнт», популярны по-прежнему. Есть свидетельство, что Чехов, к примеру, Ибсена не любил. Оно и понятно: у Чехова – полутона, недоговоренность… У Ибсена – явное стремление к эффектным и оттого несколько искусственным фразам, диалогам, психологическим ходам… Но – поверим историкам литературы: лучше Ибсена никто из западных драматургов последней трети XIX века не отразил в пьесах настроения своего времени. И, в частности, стремление женщин к равноправию, к тому, чтобы чувствовать себя свободной, самостоятельной личностью. Этой теме посвящена его пьеса «Кукольный дом», которую многие современники Ибсена называли пропагандистской, написанной в поддержку феминисток. Нора – главная ее героиня. При словах «феминистка», «женская эмансипация» в России нередко усмехаются не только мужчины, но и женщины. Что же, перегибов в борьбе за женское равноправие у феминисток за полтора столетия было немало. И когда я читаю, к примеру, требование западных феминисток о ликвидации различий в устройстве мужских и женских уборных, я тоже называю это чушью, полнейшим дебилизмом. Но это – вопиющие крайности. А, в общем, феминистки XIX века и те, кто поддерживал их борьбу, конечно же, молодцы. В этом убеждаешься, читая про Нору, - то есть «Кукольный дом» Ибсена. Правда, сегодня в России немало совсем юных девушек, согласных на положение птички в золотой клетке богатенького дядечки и даже дедушки. Такие вряд ли Нору поймут. Но большинство других эта, хотя и давняя история не может не взволновать. Ведь в чем виновата была Нора? В том, что совершила подлог. Ее муж – адвокат, честнейший человек, который брался только за чистые дела, защищал действительно невиновных, подорвал этой нервной работой здоровье. Требовались большие деньги на его лечение. И Нора решила взять их в долг, втайне от мужа, чтоб его не беспокоить еще и этими проблемами. Однако по законам того времени под долговым обязательством женщины должно было стоять поручительство мужчины. Нора подделала подпись отца, не зная, что он умер накануне. Муж излечился, оставил адвокатуру и стал директором банка. И все у них с Норой хорошо, и вдруг появляется человек, который грозит ее изобличить. Она понимает: даже если суд возьмет ее сторону, муж ее не простит. Недаром он называл ее жаворонком и твердил: «У певчей пташки горлышко должно быть всегда чистым, ни единого фальшивого звука». Большой он у нее эстет и честнейший человек, честнейший. Интересно, что эту историю Ибсен не выдумал: подобный случай произошел с его знакомой – молодой норвежской писательницей Лаурой Килер. Муж Лауры под давлением друзей и родни, узнав обо всем, развелся с ней, назвав ее лгуньей, отобрал детей под тем предлогом, что она недостойна их воспитывать. Потом, правда, умолял ее вернуться, и в конце концов они простили друг друга. Для Норы Ибсен придумал другой поворот судьбы: шантажист отказался от своей угрозы, ее чрезмерно щепетильный муж сменил гнев на милость. Но… Самой Норе уже не хочется быть птичкой в его золотой клетке. И она уходит из своего завидного дома. Возможность самостоятельно зарабатывать на жизнь воспринимает как недоступное прежде счастье. Когда много лет спустя норвежские феминистки посвятили Ибсену одно из своих торжеств и провозгласили его своим соратником, Ибсен возразил: - Благодарю за тост, - сказал он, - но должен отклонить от себя честь сознательного содействия женскому движению. Я даже не вполне уяснил себе его сущность. То дело, за которое борются женщины, мне представляется общечеловеческим. Как грустно, добавлю я, что ради такого дома, как у Норы (вероятно, это соотносимо с жизнью на Рублевском шоссе), многие женщины в России с легкостью отказались бы от всех своих, с таким трудом завоеванных, социальных и политических прав. А из-за Норы у Ибсена по выходу в свет «Кукольного дома» была большая головная боль. И я бы не стала записывать всех возмущенных финалом пьесы в закостенелые консерваторы. Ведь Нора ушла из дома, оставив не только мужа, но и детей. И это – уже явный перегиб женской эмансипации. Особое неприятие такой финал вызвал в Германии, и Ибсен был вынужден пойти на компромисс. Специально для немецких зрителей он сделал другую концовку: бросив прощальный взгляд на своих спящих детей, Нора не находит в себе сил их покинуть. В свое время пьеса «Кукольный дом» была невероятно популярна во всем мире, а Нора стала символом борьбы женщин за свои права. Но почему именно о ней вспомнила, придумывая себе новое имя, любимая женщина сыщика Гоцмана? То, что мы узнали о ней из «Ликвидации» (она – жена следователя, попавшего в жернова предвоенных репрессий), способно породить лишь туманные догадки. Может, историю этой Норы вырезали при монтаже сериала? А может, никакой истории и не было: ведь то правило, что если ружье висит на стене, то хотя бы в финале пьесы оно должно выстрелить, сценаристами давно уже забыто.
Марина КАМИНСКАЯ
Дискуссии и интервью по фильму. Было уже на фишках подобное, но...
Вопрос: Вита Рамм. Спорили не только зрители, но и специалисты. В случае с "Ликвидацией" особую активность проявили военные историки. Претензии к художественному фильму, на мой взгляд, были весьма странными. Мол, и Жуков не так приезжал, и с бандитизмом не так боролись, и, конечно, всех возбудила финальная часть. Все дружно удивились — откуда в одесских степях "лесные братья". Потому мой первый вопрос — к сценаристу Алексею Пояркову. В момент написания сценария использовались ли какие-то исторические документы или все, что мы видим в фильме, — это импровизация на тему Одессы и 1946 года?
Ответ: Алексей Поярков. По "лесным братьям" могу объяснить, что в Одесский округ, куда Сталин сослал маршала Жукова, входила и Молдавия. А там были и леса, и "лесные братья". К сожалению, по финансовым соображениям мы не могли снять написанную сцену, как "братья" прибывают на поездах. В целях экономии им достались три грузовика. Хочу напомнить историкам, что "лесных братьев" ловили аж до 1956 года.
Вопрос: Елена Ямпольская. Что касается исторической точности, в фильме есть сцена, которая меня довела до слез, — это концерт Леонида Утесова. Полное впечатление, что у нынешнего зрителя появилась сказочная возможность прийти в зал и услышать Утесова живьем. Вот только песня "У Черного моря" была написана на десять лет позже...
Ответ: Поярков. Я не считаю это ляпом. На самом деле, пройдет немного времени, и никто уже не вспомнит, когда была написана конкретная песня. Для нас важнее всего была не документальная история, а наше отношение к этому времени. Мы, естественно, знали, что той песни в 1946 году еще не было. Первоначально в сценарии был "Одессит Мишка", но в итоге выбрали ту, которая лучше передает эмоциональное состояние публики. И с афишей фильма "Подвиг разведчика" та же история. В сценарии я написал, что Гоцман с Мишкой-Карасем идут смотреть "Осаду". Но Сергей был прав, когда сказал, что этого фильма большинство людей не смотрело, что с ним не будет никаких чувственных ассоциаций, а "Подвиг разведчика" сразу затронет память.
Вопрос: Марголис. В фильме замечательный актерский ансамбль. Можно ли считать, что все актеры из "труппы Сергея Урсуляка"?
Ответ: Урсуляк. Да, за последние 15 лет у меня уже сложилась такая труппа. Но меняюсь я, меняются артисты, у них свои планы, своя жизнь. У меня только Лика(жена) снимается в каждом фильме. Но — по остаточному принципу. Вот читает она сценарий и говорит: ой, какая роль! Нет, отвечаю, ее будет играть Полина Агуреева. Ой, а вот это какой образ! Нет — он для Ксении Раппопорт. Зато, говорю я ей, есть Нора... И Лика соглашается. Я очень рад, что у меня сыграл Костя Лавроненко. Мы с ним давно знакомы, еще по театру "Сатирикон".
Я готов согласиться, что натяжка на историчность есть, но мне хотелось избежать разговоров о подлинности сюжета. Хотя все равно раздались возмущенные голоса просто историков и военных историков... Специалисты по еврейскому вопросу начали подсчитывать количество евреев на метр пленки и сличать с официальной статистикой, — сколько евреев к концу войны оставалось в Одессе. У нас было несколько вариантов финала. В одном Гоцман вообще умирал. Но я подумал, что это будет несправедливо по отношению к зрителям, которые три недели смотрели кино, чтобы в итоге узнать: а главный герой-то умер. Мало того, по сценарию и Эммик должен был погибнуть! И даже был снят этот эпизод, но ввиду его антигуманизма из окончательной версии монтажа я его решил убрать. Вдруг случится "Ликвидация-2"? Тогда и у Володи Машкова, и у Саши Семчева появится возможность сыграть продолжение.
В сценарии Фима погибал еще раньше. И только по моей личной просьбе Алексей Поярков продлил ему жизнь. Мне казалось, что очень правильно, когда зритель плачет о потере героя, потому что уже успел его полюбить.
Комментарий: Поярков. В сценарии, в самом конце, была краткая информация о дальнейшей судьбе каждого персонажа. Жукова отправили в Уральский округ, Чусова отстранили от должности и посадили. Гоцман умер от инфаркта, а Нора уехала в Москву с Мишкой, который потом вырос и стал кинорежиссером. Это такой маленький привет Николаю Губенко, который в 1952 году окончил тот же самый дипломатический интернат в Одессе.
Вопрос: Ямпольская. Фильм радовал не только глаз, но и ухо. "Дел за гланды", "картина маслом", "кудой — тудой"... Вы, Алексей, это сами сочинили или в Одессе подслушали?
Ответ: Поярков. Я восемь месяцев занимался Одессой. Месяца через четыре на улицах и в магазинах меня уже стали спрашивать, из какого я района. Особо закрученные фразы я проверял на одесситах и принимал все их поправки.
Вопрос: Мамонтов. Почему на роль главного героя вы выбрали Владимира Машкова?
Ответ: Урсуляк. История с выбором актера на роль Гоцмана стоит отдельного фильма. Алексей Поярков писал о большом, лысом мужике. Не очень обаятельном таком биндюжнике. Я честно искал артиста в соответствии с внешним портретом, предложенным автором. Круг актеров такой фактуры весьма ограничен. Типаж Александра Балуева, к примеру... Продюсеры терпеливо относились к моим поискам, но осторожно так, мягко намекали: а может быть, Машкова попробовать? Я решил проверить. Пришел домой и говорю Лике: представляешь, Машкова мне предлагают на главную роль! Лика сразу стала меня лучше кормить... Своей группе сказал — увидел вдруг радостные лица... И тут я испугался, что Машков откажется. Живет он в Лос-Анджелесе, у него контракты с Голливудом, эдакий "властелин с горы"... Послали ему сценарий, Володя прочитал, и — семь месяцев съемок я каждый день радовался, что именно он играет Гоцмана. То, что его воспринимают как секс-символ, мне кажется ошибкой. Он тонкой и ранимой органики человек, с особой энергетикой. И невероятной нежности и доброты. Он — Белоснежка, а вовсе не крутой мачо.
Несколько фото с "билбордов"
Всего около ста актёров в главных и эпизодических ролях
Эпизодические запоминающиеся роли
"Вот моё"
"Шо это за ментовские песни такие? Фима полужид был уважаемый щипач, и все знали за его дружбу с Давидом Гоцманом, и никто не говорил, что Фима скурвился"
Ну и как без них...
Источник:
4 комментария
3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
и что? Прав Поярков - никакой это не ляп. В "17-ти мгновениях...." документальные кадры с отбытием де Голля из Парижа сопровождаются песней Пиаф, написанной вообще через 16 лет после событий Битвы за Францию - никто б не обратил внимания, если бы не зануды-перфекционисты.
А в целом - сериал получился замечательный. Что до историчности - мне сдаётся, что он и не претендует на статус исторического документа.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена