Как крепостную заставили кормить грудью щенка
Описанная в 1910 году художником Николаем Касаткиным сцена будоражит зрителей до сих пор своей беспринципной жесткостью.
И хотя времена крепостного права остались далеко позади, Касаткин соотносится этот мрачный период в истории России с царским режимом, который еще сохраняется на момент написания картины. А может, это и вовсе предчувствие надвигающихся кардинальных перемен?
Рубеж веков был очень сложным для простого народа – росло недовольство, вспыхивали революционные движения, в памяти поднимались не самые приятные воспоминания из жизни при царе.
Крепостная актриса в опале, кормящая грудью барского щенка. Н. Касаткин
Крепостничество – одно из них. Страшная сцена в амбаре ярко это иллюстрирует. Итак, на картине мы видим женщину, подвергнувшуюся страшному наказанию. Художник дает нам подсказку, в чем именно она провинилась, вероятнее всего, «предала» хозяина, родив ребенка от другого.
Версия с закрытой грудью
Беспомощный младенец тоже здесь в кадре, его маленькое тельце лежит у ног матери, которая не в силах до него дотянуться. Но мать смотрит на свое дитя с непреклонной надеждой. Мука женщины не только душевная, но и физическая – ее недавно истязали. Одежды на крепостной надорваны, на плече рдеют кровавые полосы – следы недавней порки.
А самое ужасающее, что вместо новорожденного дитя, женщина вскармливает грудным молоком барского щенка. Картин, кстати, так и называется «Крепостная актриса в опале, кормящая грудью барского щенка».
У зрителя может возникнуть закономерный вопрос: возможно ли такое? Даже историки ответят – вполне. Дело в том, что отношения между помещиками и их крепостными (которые, по сути, являлись имуществом господ) регулировались плохо.
Нельзя, однако утверждать, что все без исключения помещики были жестокими самодурами. Многие обходились с крепостными ничуть не хуже, чем с людьми своего круга.
Однако сама суть абсолютной власти одного человека над другим выливается в психологический феномен вседозволенности. Пытки и жестокости, насилие и убийства – все это было и оставалось безнаказанным. Одни умели обращать наличие крепостных на пользу себе и своему делу, другие устраивали из возможности крепостничества безнравственный бордель.
Этическая сторона нас в данную минуту волнует не так, как передача настроения в художественном контексте. Касаткин задевает за живое своим драматическим сюжетом. Кстати, теперь условно существуют две версии картины, после того как в 1931 году музей Революции выпустил почтовую карточку с репродукцией, где обнаженную грудь зарисовали.
В оригинальном изображении обнаженная плоть, к которой припал, усиливает эффект безнадежного мытарства несчастных русских крестьян.
Источник:
25 комментариев
3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена