Борьба его миров
Английский писатель и публицист, доктор биологии Герберт Джордж Уэллс родился 21 сентября 1866 год в Бромли (Большой Лондон, графство Кент, Англия, Великобритания). Будущий литератор был самым младшим – четвёртым – ребёнком в семье. Его отец, Джозеф Уэллс, и мать, Сара Нил, в прошлом работали садовником и горничной в богатом поместье, а позже стали владельцами небольшой лавки фарфоровых изделий. Однако торговля большого дохода не приносила, и семья жила в основном на деньги, которые отец – профессиональный игрок в крикет – зарабатывал игрой.
Писательскую карьеру Герберта, можно сказать, определил несчастный случай — когда мальчику исполнилось 8 лет, ему «посчастливилось», как он сам выражался, сломать ногу. Именно тогда он был вынужден всё время проводить дома, из-за чего пристрастился к чтению. Затем, окончив школу, Уэллс поступил в «Коммерческую академию мистера Томаса Морли»/Mr. Thomas Morley's commercial academy, которая должна была дать ему профессию торговца. Однако, когда Герберту исполнилось 13, отец сломал бедро, и с крикетом было покончено. Подростку пришлось начинать самостоятельную жизнь.
Образование Уэллс получил в Педагогической школе наук/ Normal School of Science, позднее ставшей Королевским колледжем наук/King’s College London (KCL, ныне – часть Имперского колледжа Лондона), которую окончил в 1888 году. И к 1891 году он уже получил 2 учёных звания по биологии (с 1942 года – доктор биологии).
В том же 1891 году Герберт первый раз женился, на Изабелле Мэри Уэллс, но брак продлился недолго – в 1895 году супруги развелись.
После ученичества у торговца мануфактурой и работы в аптеке, Герберт побывал учителем в школе, преподавателем точных наук и помощником у известного британского биолога, непреклонного сторонника биологической эволюции, Томаса Генри «Бульдога Дарвина» Хаксли (1825-1895), который оказал на него сильное влияние. А в 1893 году профессионально занялся журналистикой. «Научная фантастика» Уэллса (хотя, он никогда не называл её так) была под явным влиянием его занятий в Колледже и интересов, которые он развивал в биологии.
Известность к Герберту пришла в 1895 году благодаря первой же его работе — роману «Машина времени», рассказывающий о путешествии изобретателя в отдалённое будущее. А сразу же после его опубликования, он написал и следующие: «Остров доктора Моро» (1895), «Человек-невидимка» (1897) и наиболее известную свою работу «Война Миров» (1898).
Уэллс считается автором многих тем, популярных в фантастике последующих лет. Ещё в 1895 году, за 10 лет до Альберта Эйнштейна и Германа Минковского, он объявил, что наша реальность есть 4-мерное пространство-время («Машина времени»). В 1898 году предсказал войны с применением отравляющих газов, авиации и устройства вроде лазера («Война миров», и чуть позднее — «Когда Спящий проснётся» и «Война в воздухе»). В 1905 году он описал цивилизацию разумных муравьёв («Царство муравьёв»). В романе «Мир освобождённый» (1914) упоминаются II мировая война, развязанная в 1940-е гг., там же есть и «атомная бомба» (которая именно так и названа!), сбрасываемая с самолёта и «работающая» на процессах расщепления атома.
Так же в 1923 году писатель первый ввёл в фантастику понятие «параллельные миры» («Люди как боги»). Авторству Уэллса принадлежат также «антигравитация» («Первые люди на Луне»), «невидимость» («Человек-невидимка») и ускоритель темпа жизни («Новейший ускоритель») и многие другие.
Так в одном из его рассказов речь идёт о телепередаче с Марса — и она не так давно была осуществлена сначала зондами, а затем и марсоходами. А вот о сенсационной новинке тех лет — радио — он упоминает лишь однажды: военный корабль, обнаружив в море превосходящие силы противника, смог вызвать подмогу посредством беспроволочного телеграфа.
Однако все эти оригинальные идеи были у Уэллса не самоцелью, а скорее техническим приёмом, имевшим целью ярче осветить главную, социально-критическую сторону его произведений. Так, в «Машине времени» он предостерегает, что продолжение непримиримой классовой борьбы может привести к полной деградации общества.
В 1895 году Уэллс женился вторично — на Эми Кэтрин «Джейн» Уэллс (дев. Роббинс), о которой писал: «Ума не приложу, чем бы я был без неё». В этом браке у него родились 2 сына: Джордж Филип Уэллс (1901-1985) и Фрэнк Ричард Уэллс (1905-1982). А Эми в 1928 году умерла от рака.
Эми Кэтрин и Герберт Уэллс
В эти же годы писатель начал беспокоиться за судьбу человеческого общества в мире, где технология и научное развитие продвигаются чересчур уж быстро. С 1903 по 1909 год Уэллс состоял в Фабианском обществе — группе лондонских социальных философов, выступавших за осторожность и постепенность в политике, науке и общественной жизни.
Ещё раньше он вместе с философом и математиком Бертраном Расселом вступил в клуб «Взаимодействие», созданный в 1900 году внутри Фабианского общества писателем Бернардом Шоу и экономистами супругами Сиднеем и Беатриссой Вебб как площадка, объединяющая «реалистически мыслящих» социалистов, стремившихся овладеть рычагами власти.
Вместе с тем, в среде фабианцев Уэллс попадал в частые конфликты, в том числе с Шоу. Познакомившись с начинающим тогда политиком Уинстоном Л.С.Черчиллем (тогда ещё либералом, но впоследствии – консерватором и политическим оппонентом Уэллса), и активно поддержал его избирательную кампанию в парламент. Тогда писателя не стали исключать из Общества, но в 1909 году он сам был вынужден оставить его из-за открывшейся любовной связи и внебрачного ребёнка от молодой сторонницы фабианцев Эмбер Ривс.
Писал тогда Герберт всё меньше НФ, и всё больше работ по социальному критическому анализу. Но его реалистические произведения пользовались гораздо меньшей популярностью.
А в 1901 году Уэллс написал книгу, посвящённую футуристическим предсказаниям развития техники в XX веке и тому, как это развитие повлияет на человечество.
И к удивлению издателей, тираж этой книги превысил тиражи всех его ранних НФ-романов. Вскоре после выхода в свет её перевели и в России, причём дважды: в 1902 году в Москве, а в 1903 году в Петербурге. На русском книга вышла под названием «Предвидения» с подзаголовком «О воздействии прогресса механики и науки на человеческую жизнь и мысль».
Начинал автор с транспорта. Он полагал, что железные дороги с их паровозами во многом лишатся своего значения, уступив автомобилю: «Бесчисленные опыты с автомобилями, производимые в настоящее время, так возбуждают воображение и так много людей трудятся над их усовершенствованием, что не верится, чтобы неудобства этих экипажей — их толчки, неуклюжесть, оставляемый за собой неприятный запах — не могли быть вскоре устранены». А когда это произойдёт, появятся очень широкие автомобильные дороги, некоторые из них — частные, платные. Возможно, для них разработают особые покрытия. Поездка же на автомобиле удобнее железнодорожной, так как путешественник сможет останавливаться там, где ему вздумается, ехать медленнее или быстрее. Появятся фургоны с двигателями внутреннего сгорания для развоза грузов, а там и моторизованные омнибусы. Вдоль дорог возникнут мастерские для ремонта автомобилей. Железные же дороги сохранятся — хотя бы частично — для перевозки тяжёлых грузов и «оптовой» перевозки людей.
Так же автор полагал, что развитие автомобиля позволит увеличить и размеры городов. По мнению Уэллса, радиус города, удобного для жизни, обычно равен расстоянию, которое можно преодолеть за час. Если жители ходят пешком, диаметр города не превышает 10 км, если ездят на лошадях — вдвое больше, а если пользуются автомобилем, развивающим большую скорость — 45 км/ч, то он может составить 90 км. Причём Уэллс не сомневался, что 45 км/ч не предел для автомобилей будущего. И к концу XX века население Лондона, Петербурга и Берлина превысит 20 миллионов жителей, а Нью-Йорка и Чикаго — 40 миллионов. Тут писатель ошибся.
Сильно ошибся он и с авиацией. Уэллс считал: «Воздухоплавание вряд ли внесёт перемены в систему транспорта... Человек — не альбатрос, а земное двуногое, склонное утомляться и заболевать головокружением от быстрого движения, и сколько бы он ни воспарял в мечтах, а жить ему придётся на земле». И, тем не менее, писатель полагал, что к 2000 году непременно даже, возможно, к 1950-му «будет изобретён такой аэроплан, который поднимется в воздух и благополучно вернётся на своё место».
Несколько страниц писатель уделяет быту XX века. В будущем дома станут нагреваться при помощи труб, проведённых в стены, от общего источника тепла. Дома будут вентилироваться через трубы в стенах, в которых воздух будет нагреваться, пыль задерживаться, а испорченный воздух выводиться простым механизмом.
«В настоящее время, — продолжает автор, — заниматься кухонным делом куда как обременительно. Вспомните подбрасывание под плиту топлива, накопление золы, невыносимый жар, необходимость хвататься за чёрные от копоти кастрюли и сковородки... А между тем, с помощью пары изящных таганчиков, накаляемых электричеством, и снабжённых термометрами для контроля за температурой, кухарство превратится в приятную забаву для любой интеллигентной особы».
Большое значение Уэллс придаёт распространению телефона. «Вы только подумайте о том, что будет осуществляться при помощи телефона, когда он войдёт в общее употребление. Труд шатания по лавкам отпадёт: вы распорядитесь по телефону и вам хотя бы за 100 миль от Лондона вышлют любой товар; за сутки всё заказанное будет доставлено вам на дом, осмотрено и в случае непригодности отправлено обратно. Хозяйка, вооружившись трубкою и не двигаясь с места, будет иметь в своём распоряжении местных поставщиков и все крупные лондонские магазины, театральную кассу, почтовую контору, извозчичью биржу, доктора...». С помощью телефона можно будет и работать, не выходя из дома, например, заключать сделки, отпадёт необходимость держать контору в центре города и ежедневно ездить на работу (!!!).
Дома станут строить по-другому. Ведь кирпич — это всего лишь шаг от глинобитных хижин далёких предков. Он впитывает влагу, не особенно прочен, а строительство из него трудоёмко. «Бетонные глыбы оказались бы и дешевле, и пригоднее кирпича... В будущем все материалы будут плавно попадать на своё место, передвигаясь по проложенным для этого путям, и постепенно будут формоваться стены, столь же однородные, как краска, выдавливаемая художником из тюбика».
Радикально изменятся газеты. Если сейчас в них печатают «обо всём понемногу», чтобы привлечь как можно более широкий круг читателей, то в XX веке газеты станут специализированными — каждая на свою тему. Самые горячие и нужные новости — биржевые курсы, курсы валют, результаты розыгрыша лотерей и тому подобные сведения — станут поступать в дома по проводам и либо печататься на ленте вроде телеграфной, либо записываться на валик фонографа, чтобы подписчик мог их прослушать в удобное для себя время. Фонограф же будет почти в каждом доме, как сейчас барометр.
В газетах по-прежнему останется много рекламы, но страницы с рекламой станут так же редактировать, как все остальные газетные полосы. Если реклама назойлива и в тысячный раз восхваляет какой-то сомнительный товар, её либо отвергнут, либо возьмут огромные деньги за то, чтобы её поместить, да ещё засунут в самый конец отдела объявлений.
Отдельная глава была посвящена методам ведения войны. По мнению фантаста, машины и специалисты заменят в армии лошадей и солдат, набранных по призыву. В прошлое уйдут столкновения огромных масс вооружённых людей, война станет позиционной с отдельными вылазками мелких групп солдат. Большую роль сыграет велосипед — пехотинцев заменит велопехота. Усовершенствуется и стрелковое оружие. Ружьё, снабжённое «особого рода телескопом, позволит целиться на расстоянии мили или больше. Оно сможет выпускать или по одной пуле, или при необходимости по целому дождю пуль. Весьма вероятно, что такое ружьё будет носить один человек, но возможно, что ружьё и боеприпасы будут прикреплены к велосипеду под управлением 2-х или нескольких солдат».
«Военно-воздушные силы, представленные в основном аэростатами и дирижаблями, станут применяться главным образом для разведки и наблюдения. Вряд ли на летательных аппаратах смогут устанавливать огнестрельные орудия, тем более что они при каждом выстреле дают толчок отдачи».
И на будущность танков писатель также смотрел весьма скептически: «Можно предвидеть опыты с блиндированными передвижными прикрытиями для атакующих людей на обстреливаемой местности. Я допускаю возможность своего рода сухопутного броненосца, к которому уже сделан шаг с появлением бронепоездов. Но лично мне не нравятся и не кажутся надёжными эти громоздкие, неповоротливые машины».
Автор не видел большого проку и в подводных лодках: «Как я ни пришпориваю своё воображение, оно отказывается понять, какую пользу могут приносить эти лодки. Мне кажется, они способны только удушать свой экипаж и тонуть. Уже одно длительное пребывание в них должно расстраивать здоровье и деморализовать человека. Организм ослабевает от долгого вдыхания углекислоты и нефтяных газов под давлением. Даже если вам удастся повредить неприятельское судно, 4 шанса против 1, что люди его, дышавшие свежим воздухом, спасутся, а вы с вашей лодкой пойдёте ко дну». Любопытно, что и в английском издании 1914 года автор не снял этот пассаж, а между тем уже через год после начала I Мировой немецкие субмарины стали наносить большой ущерб британскому флоту. Но как он и предполагал, агрессором в войнах XX века, скорее всего, выступит Германия, а вот победа окажется за союзом других крупных держав.
Фантаст рассматривал возможность появления в XX веке общего для всей планеты языка. Как англичанину, Уэллсу хотелось, чтобы всемирным языком стал английский. Нo он думал, что это место займёт французский, так как на нём издаётся больше хороших книг, чем на английском. Немецкий — язык слишком оригинальный, склонный заменять интернациональные, всем понятные корни своими. «Испанский и русский — языки сильные, но у них недостаточно читающей публики, чтобы стать господствующими. Я полагаю, что эти 2 языка уже осуждены на вытеснение».
Уэллс полагал, что Россия в XX веке распадётся на 2 части — западную и восточную (а вот распада Британской империи автор не предвидел). Большая часть славянских народов будет тяготеть к Западной Европе, а не к России. Одесса имеет шансы стать «русским Чикаго». Рост же Петербурга вряд ли продолжится, ведь «он основан человеком, который не предвидел иных путей торговли и цивилизации, кроме моря, а в будущем морю предстоит играть лишь малую роль». Россия, управляемая реакционной властью, будет всё больше отставать от западных стран. «Возможно, что в ближайшие десятилетия Россия политически получит господство над Китаем». Впрочем, «русская цивилизация не обладает такими свойствами, которые бы обеспечили ей длительное воздействие на миллионы энергичных азиатов, сросшихся со своей культурой».
Был писатель и сторонником евгеники — улучшения «человеческой породы» путём поощрения многодетности здоровых, выдающихся, полезных для общества людей и запрета на размножение больным, слабоумным и порочным. «Общество будет допускать существование в своей среде небольшой части населения, страдающей болезнями, которые передаются потомству. Из жалости им позволят жить, но при условии, что эти люди не будут плодить детей. А если этим снисхождением станут злоупотреблять, то едва ли новое общество остановится перед истреблением таких элементов». Что и пытались осуществить в гитлеровской Германии.
Сурово относился писатель к преступникам — он был сторонником смертной казни. «Если серьёзное преступление совершено не случайно, не под действием минутного импульса, а является итогом всей жизни преступника, то после тщательного расследования его осудят и устранят из жизни — усыпят уколом опия». Смертная казнь путём инъекции яда используется в некоторых штатах США, но в современном мире применение смертной казни, вопреки прогнозу писателя, всё сужается.
Как полагал Уэллс, в обществе возрастёт терпимость к такому поведению, которое в конце XIX века считалось аморальным — вырастет число разводов и бездетных браков. Мир объединит общая религия. Но не исчезнут и атеисты.
Американский историк Пол Крабтри, проанализировавший в 2007 году «Предвидения» писателя, пришёл к выводу: почти 80% его прогнозов сбылись, и 60% сбылись с большой точностью. К «провальным» 20% Крабтри отнёс предсказания о создании единого мирового государства, о переходе от демократии к технократии, о сохранении основной роли женщины как домохозяйки...
А после I Мировой, Уэллс издал и несколько сугубо научных работ, среди которых были «Краткая история мира» (1920), «Наука жизни» (1929-39, написана в сотрудничестве с английским биологом и эволюционистом Сэром Джулианом С. Хаксли (1887-1975), внуком Т. Хаксли, и зоологом, своим старшим сыном Джорджем Уэллсом), а так же «Эксперименты в автобиографии» (1934).
В это время Уэллс уже был знаменитостью, продолжая много писать. В 1917 он был членом Исследовательского Комитета при Лиге Наций и опубликовал несколько книг о мировой организации.
На протяжении всей жизни писатель выступал в основном как пацифист. Вместе с тем в 1914 году он поддерживал участие Великобритании в войне, хотя впоследствии писал о I Мировой как о бойне националистов. Чтобы предотвратить подобные катастрофы в будущем, он призывал к созданию мирового правительства. Однако реальные возможности Лиги Наций, не сумевшей противостоять грядущей новой мировой войне, разочаровали Уэллса, который одним из первых европейских писателей выступил с предупреждением об опасности фашизма в романе «Накануне» (1927). А после Мюнхенского сговора он выдвинул кандидатом на Нобелевскую премию мира президента Чехословакии Эдварда Бенеша
В целом Герберт определял свои политические взгляды как социалистические, он относился к марксистскому учению скептически, настороженно и неоднозначно, писал: «Маркс был за освобождение рабочего класса, я же стою за его уничтожение». Ещё летом 1886 года, проведённым на ферме, он изложил своё политическое видение демократического социализма в реферате, изначально озаглавленном «Уэллсовский план новой организации общества».
Хотя писатель и имел много сомнений относительно Советской системы, но понял масштабные цели русской революции, и в конце сентября 1920 года, по приглашению Л.Б. Каменева, посещавшего Лондон в составе советской делегации Л.Б. Красина, посетил РСФСР, 15 дней пробыл в Петрограде, где жил в квартире писателя М. Горького в доходном доме Е. Барсовой на Кронверкском проспекте. А 6 октября в Москве имел «довольно приятную встречу» с В.И. Лениным, которого затем в книге «Россия во мгле» (1920) назвал «кремлёвским мечтателем», оценив ленинские планы развития и цели молодой Советской республики.
Причём, это была не последняя встреча с советским лидером – 23 июля 1934 года он провёл беседу и с И.В. Сталиным, который его разочаровал. Текст этой беседы был затем опубликован в журнале «Большевик».
Уэллс же написал: «Я сознаюсь, что подходил к Сталину с некоторым подозрением и предубеждением. В моём сознании был создан образ осторожного, сосредоточенного в себе фанатика, деспота, завистливого, подозрительного монополизатора власти. Я ожидал встретить безжалостного, жестокого доктринёра и самодовольного грузина-горца, чей дух никогда полностью не вырывался из родных горных долин…
Все мои подспудные опасения рассеялись с первой минуты. Он — один из тех, кто на фотографиях и портретах выглядит совершенно иначе, чем в жизни. Его непросто описать, и многие описания преувеличивают мрачность и неподвижность лица. Скованность в общении и простота породили толки о коварном лицемерии; сделали его предметом изобретательной, падкой на скандал, глухой молвы...
...Стоило же нам начать беседу, и все мои мысли о подводных течениях и скрытом душевном напряжении исчезли бесследно.
Не знаю, кого из нас это больше поразило, но я по ходу беседы сильнее всего удивился тому, что он не желает видеть и отдаленного сходства между процессами, методами и целями Вашингтона и Москвы. Когда я заговорил с ним о планируемом мире, я изъяснялся на языке, которого он не понимал. Выслушивая мои предложения, он никак не мог взять в толк, о чём идёт речь».
Впервые же писатель посещал Россию ещё в 1914 году. В Санкт-Петербурге и Москве он провёл 2 недели, и по возвращении в Англию предложил ввести русский язык как 3-й иностранный в английских школах, наряду с французским и немецким.
Г. Уэллс в России
Во время своего посещения РСФСР в 1920 году писатель познакомился с Марией Игнатьевной Закревской-Будберг – подругой М. Горького. Затем, между 1924 и 1933 гг. Герберт жил главным образом во Франции, после чего окончательно вернулся на родину. И связь с Марией возобновилась в 1933 году в Лондоне, куда она эмигрировала после расставания с советским писателем. Близкие отношения Будберг с Уэллсом продолжались до самой его смерти, он даже просил её выйти за него замуж, но она предложение отвергла.
Уэллс, Горький, Будберг
В начале 1920-х гг. Уэллс даже выступал кандидатом в Парламент Великобритании от партии лейбористов. А с 1934 по 1946 год был президентом ПЕН-клуба — международной неправительственной правозащитной организации профессиональных писателей, поэтов и журналистов, работающих в различных жанрах.
В том же 1934 году, помимо Сталина, Уэллс пообщался и с Президентом США Т. Рузвельтом, пытаясь, безуспешно впрочем, предложить ему свою схему сохранения мира. Писатель был убеждён, что западные социалисты не могут идти на компромисс с коммунизмом, и что надежда на лучшее будущее принадлежит именно Штатам.
Русский и советский писатель А.Н. Толстой в своей книге «В Англии. На Кавказе. По Волыни и Галиции» (1916) писал об Уэллсе: «Прошлогоднее несчастье наше с 3-ей армией и затем отступление с Карпат, из Галиции и по всему фронту изменило в корень отношение к нам англичан. Они представляли Россию нечто вроде медведя — сильного, огромного и чрезвычайно охочего до сладких вещей. Россия казалась им экзотической страной вроде Гонолулу. Наша беда, мужество и стойкость, с какими перенесли её, впервые открыла для Англии человеческое, страдающее лицо России.
Одним из переменивших своё отношение к России был Уэллс. До войны он, как и многие, опасался нашей внешней политики, писал даже по этому поводу статьи. Сейчас оба его сына учатся русскому языку, а сам он считает, что в будущем Россия должна включить в свою жизнь английскую и, как соединительное звено, американскую культуру.
… Утром в воскресенье Хагберг Райт, заведующий лондонской библиотекой, Набоков, Чуковский и я вылезли на станции, в часе езды от Лондона. К нам подошёл небольшого роста человек с поднятым воротником, в мягкой шляпе, резиновых сапогах и заговорил тонким женским голосом. Косматые брови его висели над умными серыми глазами, лицо — загорелое, немного полное, и красивый маленький рот, полуприкрытый русыми усами, казался совсем женским, почти жалобным и в улыбке, и в движении губ. Это был Уэллс. Деловито пожав руки, он пригласил всех в автомобиль, сел сам за шофёра, и понеслись навстречу нам с обеих сторон древней, ещё римской, дороги, дубы, изгороди, зелёные поля, деревенские домики, обвитые плющом.
Уэллс говорил сначала о неорганизованности здешних сельских рабочих, получающих сравнительно скудную плату, и тот из них, кто смог скопить 50 фунтов, считается здесь богачом. Затем разговор перешел на Россию, где Уэллс был до войны. Он находит, что наша страна, богатая хлебом, лесами, минералами и скотом, здоровая и непочатая, пойдет по пути американской культуры, где, конечно, на первом месте — сельское хозяйство и разработка естественных богатств. Союз наш с Англией нужен и чрезвычайно желателен. И я думаю (Уэллс этого не договорил), старая, видавшая всякие виды Англия слишком хорошо знает цену вещам и суррогатам и убережёт нас близостью своей от излишеств, которым поддался Новый Свет.
… Сейчас Уэллс пишет статьи на тему ближайшего будущего. Он думает, что задача писателей — раскрыть немцам глаза на действительность, и не сомневается, что Германия кончит революцией». (Гл. I «Уэллс»).
Уэллс же в книге «Святой террор» (1939) описал психологическое развитие современного диктатора, иллюстрируя его примерами карьер И. Сталина, Б. Муссолини и А. Гитлера.
Всю II Мировую писатель прожил в своём Регент-Парке, где часто выступал с лекциями, и отказался покидать Лондон даже во время немецких бомбардировок.
И последняя его книга — «Ум на грани» (1945), выразила крайний пессимизм относительно будущих перспектив человечества.
Всего, на протяжении 50 лет своей творческой деятельности, Уэллс написал около 40 романов и несколько томов рассказов, более десятка полемических сочинений по философской проблематике и примерно столько же работ о перестройке общества, 2 Всемирные истории, около 30 томов с политическими и социальными прогнозами, более 30 брошюр на темы Фабианского общества, вооружения, национализма, всеобщем мире и прочем, 3 книги для детей и автобиографию. Его произведения переведены на многие языки мира.
Герберт Джордж Уэллс умер 13 августа 1946 года, не дожив чуть более месяца до своего 80-летия, в своём доме на Ганновер-террас (Лондон, Великобритания), от осложнений на фоне проблем с обменом веществ.
На похоронной церемонии английский писатель Джон Бойнтон Пристли назвал Уэллса «человеком, чьё слово внесло свет во многие тёмные закоулки жизни».
16 августа 1946 года тело писателя было кремировано в крематории Голдерс-Грин. Согласно завещанию, сыновья Уэллса развеяли его прах над Ла-Маншем, между о. Уайт и мысом Сент-Олбанс.
В 1941 году, в предисловии к изданию своей книги «Войны в воздухе» Уэллс написал, что его эпитафией должна стать фраза «I told you so. You damned fools/Я вас предупреждал. Проклятые вы дураки».
В честь Уэллса на местах, связанных с ним, установлено более десятка мемориальных досок, а так же скульптур писателя и его героев.
А в 1970 году Международный астрономический союз/The International Astronomical Union (IAU) присвоил имя Герберта Уэллса — HG Wells — большому древнему кратеру в северном полушарии на обратной стороне Луны.
Однако многие известные писатели относились к фантасту довольно критически. Так «король детектива» Артур Конан Дойл в 1912 году писал: «Господин Уэллс производит впечатление человека, который во время прогулки по саду может заявить: «Мне не нравится это фруктовое дерево. Плодоносит не лучшим образом, не блещет совершенством форм. Давайте-ка его срубим и попробуем вырастить на этом месте другое дерево, получше». Того ли ждёт британский народ от своего гения? Куда естественнее было бы услышать от него: «Мне не нравится это дерево. Давайте попробуем улучшить его жизнеспособность, не нанеся повреждений стволу. Может быть, удастся заставить его расти и плодоносить так, как нам того бы хотелось. Но не будем уничтожать его, ведь тогда все прошлые труды пропадут даром, и неизвестно ещё, что мы получим в будущем».
Награды и премии Г. Уэллса:
1997 — введён в «Зал славы научной фантастики и фэнтези»/Science Fiction and Fantasy Hall of Fame – это не премия, а список, куда вносится наиболее значительные фантасты современности. Основан в 1996 г. силами Канзасского общества НФ и фэнтези/Kansas City Science Fiction and Fantasy Society (KCSFFS) при содействии Дж. Уэйн и Элси М. Ганн из Центра по изучению НФ при Университете Канзаса/Center for the Study of Science Fiction at the University of Kansas. Центр координирует и вручение «Мемориальной премии Кэмпбелла»/Campbell Memorial Awards и «Мемориальной премии Старджона»/Sturgeon Memorial Awards. Каждый год в Зал вносятся 4 персоны за их вклад в жанр НФ – 2 ныне живущие и 2 посмертно. В 2004 г. Зал «переехал» из Канзас-Сити (Миссури) в «Музей научной фантастики»/The Science Fiction Museum (SFM), который открылся 18 июня 2004 г. в Сиэтле (Вашингтон). До этого времени в список Зала вносились только лишь авторы, но с 2005 г. он был разделен на 4 категории: кино, телевидение, медиа (film, TV and Media); литература (literature); изобразительное искусство (art); свободная категория (open) — (посмертно);
«Хоррор: 100 лучших книг»/Horror: 100 Best Books — один из главных рейтингов мировой литературы в жанре хоррор. Представляет собой антологию Horror: 100 Best Books (1988 г.) британских авторов К. Ньюмана, С. Джонса. В книге 100 известных авторов хоррора и фэнтези написали по краткому очерку о самом любимом и страшном произведении. Журналом Locus книгу включили в годовой список рекомендуемой литературы, а Ассоциацией Американских Библиотек выбрала как одну из выдающихся книг года. Книга получила «Премию Брэма Стокера»/Bram Stoker Award. В 2005 г. вышла 2-я ч. рейтинга «Horror: Another 100 Best Books», в которой подобным образом были представлены еще 100 произведений. Большинство книг в списке — англоязычные. В рейтинг помимо романов включены также авторские сборники малой прозы и антологии. Рейтинги покрывают период 1592-1987 гг. (ч.1) и 1607-2003 гг. (ч.2):
1988 — «Остров доктора Моро»/The Island of Doctor Moreau (1896),
2005 — «Война миров»/The War of the Worlds (1897);
2003 — «200 лучших книг по версии BBC»/BBC The Big Read — список составлен в 2003 г. в результате опроса, в котором приняли участие около 1 млн. человек. Для начальных 21 позиции было ограничение «только одна книга от автора»: эти книги были представлены телезрителям в передаче, транслировавшейся между 18 октября и 13 декабря 2003 г. — «Война миров»/The War of the Worlds (1897);
2015 — «100 лучших книг, написанных на английском языке»/The Guardian's 100 Best Novels Written in English — список лучших книг, когда-либо написанных на английском, отобранных для газеты The Guardian британским редактором Р. Маккрамом. Отбор книг для списка занял 2 года и был опубликован в сентябре 2015 г. Произведения располагаются в хронологическом порядке. Перечень покрывает период 1678-2000 гг. — «История мистера Полли»/The History of Mr Polly (1910).
Библиография Г. Уэллса:
Романы: «Машина времени» («В глубь веков», «Машина для перемещения во времени», «Через 800 000 лет. Машина времени»)/The Time Machine (1895), «Чудесное посещение» («Подстреленный ангел»)/The Wonderful Visit (1895), «Колёса фортуны»/The Wheels of Chance (1896), «Остров доктора Моро» («Остров чудовищ», «Тайна острова Моро»)/The Island of Doctor Moreau (The Island of Dr. Moreau) (1896), «Война миров» («Борьба миров»)/The War of the Worlds (1897), «Человек-невидимка» («Невидимый», «Невидимый человек»)/The Invisible Man (1897), «Когда Спящий проснётся», «Когда проснётся Спящий», «Когда спящий пробудится», «Когда человек проснётся», «После двухвекового сна», «После дождика в четверг», «После дождика в четверг. Когда спящий проснётся», «Сон и пробуждение м-ра Грагама», «Спящий пробуждается»)/When the Sleeper Wakes (The Sleeper Awakes) (1899), «Любовь и мистер Люишем»/Love and Mr. Lewisham (1900), «Морская дева» («Морская Дама. Узор из лунного света», «Женщина с моря (Наяда)»)/The Sea Lady: A Tissue of Moonshine (1901), «Первые люди на Луне» («Первое путешествие на Луну»)/The First Men in the Moon (1901), «Пища богов»/The Food of the Gods, and How It Came to Earth (1904), «Киппс» («Киппс. История простой души»)/Kipps (Kipps. The Story of Simplesou) (1905), «Современная утопия»/A Modern Utopia (1905), «В дни кометы» («Когда прилетит комета», «Пророчество о наступающем золотом веке», «Пророчество о Золотом веке»)/In the Days of the Comet (1906), «Война в воздухе»/The War in the Air (1908), «Анна-Вероника»/Ann Veronica (1909), «Тоно Бенге» («Чудодейственный бальзамъ Тоно-Бэнге»)/Tono-Bungay (1909), «История мистера Полли» («Мистер Полли»)/The History of Mr Polly (1910), «Новый Маккиавелли»/The New Machiavelli (1910), «Брак»/Marriage (1912), «Страстная дружба» («Под властью любви»)/The Passionate Friends (1913), «Жена сэра Айзека Хармана»)/The Wife of Sir Isaac Harman (1914), «Освобождённый мир» («Мир освобождённый», «Освобождение мира»)/The World Set Free: A Story of Mankind (1914), Boon, The Mind of the Race, The Wild Asses of the Devil, and The Last Trump: Being a First Selection from the Literary Remains of George Boon, Appropriate to the Times (1915), «Билби» («Утро жизни»)/Bealby: A Holiday (1915), «Великие искания»/The Research Magnificent (1915), «Мистер Бритлинг пьёт чашу до дна» («Мистер Бритлинг и война»)/Mr. Britling Sees It Through (1916), «Душа епископа»/The Soul of a Bishop (1917), «Джоана и Питер» («Школа жизни»)/Joan And Peter: A Story of an Education (1918), «Негасимый огонь» («Неумирающий огонь»)/The Undying Fire (1919), «Тайники сердца»/The Secret Places of the Heart (1922), «Люди как боги» («Люди-боги», «Яко боги»)/Men Like Gods (1923), «Сон» («Другими глазами. Сон», «Сон Сарнака»)/The Dream (1924), «Отец Кристины-Альберты» («Отец Христины Альберты»)/Christina Alberta's Father (Sargon King of Kings) (1925), «Мир Вильяма Клиссольда: Роман под новым углом зрения»/The World Of William Clissold: A Novel at a New Angle (1926), «В ожидании: Портрет женщины»/Meanwhile: The Picture of a Lady (1927), «Мистер Блетсуорси на острове Рэмполь»/Mr. Blettsworthy on Rampole Island (1928), «Самовластье мистера Парэма» («Самодержавие мистера Паргэма»)/The Autocracy of Mr. Parham (1930), The Shape of Things to Come (1933), «Бэлпингтон Блэпский»/The Bulpington of Blup (1933), Brynhild, or The Show of Things (1937), Star Begotten: A Biological Fantasia (1937), «Кстати о Долорес»/Apropos Of Dolores (1938), The Holy Terror (1939), Babes In The Darkling Wood (1940), «Необходима осторожность»/You Can't Be Too Careful (1941), The Wealth of Mr. Waddy (1969).
Повести: «Аргонавты времени»/The Chronic Argonauts (1888), «Это было в каменном веке 50 тысяч лет назад. Рассказ из каменного века» («50 тысяч лет тому назад. Сказки каменного века», «В каменном веке», «На заре человечества», «Сказка каменного века»)/A Story of the Stone Age (Stories of the Stone Age) (1897), «Рассказ о грядущих днях» («Грядущие дни», «Из времён грядущих», «Рассказ из времён грядущих»)/A Story of the Days to Come (1899), «Игрок в крокет» («Одержимость страхом на Каиновом болоте»)/The Croquet Player (1936), The Camford Visitation (1937), The Brothers (1938), All Aboard for Ararat (1940).
Эссе: «Поиски квартиры как вид спорта»/House-hunting as an Outdoor Amusement (1894), «Свод проклятий»/The Book of Curses (1894), «Что едят писатели»/The Literary Regimen (1894), «Об уме и умничанье»/Of Cleverness (1895), «Размышления о дешевизне и тётушка Шарлотта» («Дешевизна и моя тётя Шарлотта»)/Thoughts on Cheapness and My Aunt Charlotte (1895), The Red Dust a Fact! (1927), Science and Ultimate Truth (1931), Mind at the End of Its Tether (1945).
Документальные произведения: «Россия во мгле»/Russia in the Shadows (1920), «The Way the World Is Going» (1928), «Опыт автобиографии: Открытия и заключения одного вполне заурядного ума (начиная с 1866 года)»/Experiment in Autobiography: Discoveries and Conclusions of a Very Ordinary Brain (1934), «Всемирный мозг»/The World Brain (1938), «Phoenix» (1942), «Влюблённый Уэллс»/H.G. Wells in Love: Postscript to an Autobiography (1984).
Киносценарии: «Король по праву»/The King Who Was A King (1929), «Облик грядущего»/The Shape of Things to Come (1935), «Новый Фауст»/The New Faust (1936), «Чудотворец» («Человек, делающий чудеса. Изумительные приключения Джорджа Мак Уиртера Фотерингея и его сверхъестественных сил», «Человек, который мог творить чудеса»)/The Man Who Could Work Miracles (1936).
Экранизации:
«Первые люди на Луне» (реж. Б. Гордон, 1919), «Остров потерянных душ» (реж. Э. Кэнтон, 1932), «Человек-невидимка» (реж. Д. Уэйл, 1933), «Облик грядущего» (реж. Уильям К. Мензис, 1936), «Война миров» (реж. Б. Хэскин, 1953), «Машина времени» (реж. Д. Пэл, 1960), «Первые люди на Луне» (реж. Н. Юран, 1964), «Чудесный визит» (реж. М. Карне, 1974), «Пища богов» (реж. Берт А. Гордон, 1976), «Человек-невидимка» (реж. Г. Селянин, 1977), «Остров доктора Моро» (реж. Д. Тэйлор, 1977), «Империя муравьёв» (реж. Берт И. Гордон, 1977), «Путешествие в машине времени» (реж. Н. Мейер, 1979), «Человек-невидимка» (реж. А. Захаров, 1984), «Человек-невидимка» (6 с., реж. Б. Лайтхил, 1984), «Пища богов-2» (реж. Д. Ли, 1989), «Страна слепых» (м/ф, 1995), «Остров доктора Моро» (реж.: Д. Франкенхаймер, Р. Стэнли, 1996), «Фантастические миры Герберта Уэллса» (реж. Р. Янг, 2001), «Машина времени» (реж. Саймон Уэллс, правнук Г. Уэллса, 2002), «Война миров» (реж. С. Спилберг, 2005), «Война миров» (реж. Т. Хайнс, 2005), «Война миров Герберта Уэллса» (реж. Дэвид М. Лэтт, 2005), «История мистера Полли» (реж. Г. МакКиннон, 2007), «Первые люди на Луне» ( реж. М. Гейтисс, 2010), «Война миров» (мини-сериал, реж. К. Вевиро, 2019).
«Машина времени есть у каждого из нас: то, что переносит в прошлое — воспоминания; то, что уносит в будущее — мечты» Г. Уэллс.
Источники:
Толстой А.Н. «О литературе и искусстве» (М.: «Советский писатель», 1984);
Ю. Фролов «Предвидения Герберта Уэллса» («Наука и жизнь», №10, 2008);
https://fantlab.ru/autor227;
https://www.livelib.ru/author/201938-gerbert-uells;
https://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/430664/Predvideniya_Gerberta_Uellsa
3 комментария
3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
ИМХО - для славы ему хватило бы одного рассказа - "Дверь в стене"... Достаточно, чтобы войти в величайшие фантасты... )))
Подобное смог повторить (не хуже и по другому) Джек Финней... но вторую часть он уже зафейлил... Хотя, простите, забыл его же рассказ "О пропавших без вести" - это точно один в один...
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена