Изобретатель, учёный, писатель
Генрих Саулович Альтшуллер (Альтов) родился 15 октября 1926 года в Ташкенте (УзССР) в семье журналистов Саула Ефимовича и Ревекки Юльевны Альтшуллеров. Позднее, в 1931 году, семья переехала на жительство в Баку (АзССР).
В их доме всегда было огромное количество книг. Книги по истории и географии Азербайджана писал и Саул Ефимович. Но Генриха больше всего увлекала фантастика. Мальчик перечитал всего Герберта Уэллса (подробнее – здесь: Борьба его миров), Жюля Верна. Идеалом для него стал капитан Немо – образ героя «20 000 лье под водой» настолько вдохновил юношу, что он решил стать морским инженером и строить подводные лодки, и в 8 классе поступил в военно-морскую школу.
Но тут началась война, и весь выпуск ВМШ забрали на фронт – всех, кроме Генриха, который был тогда на год моложе других курсантов. И он вернулся к обучению, с отличием окончил среднюю школу и поступил на нефте-механический факультет Азербайджанского Краснознамённого индустриального института (АКИИ) им. М. Азизбекова (ныне – Азербайджанская государственная академия/АГНА).
Но с 1-го же курса, в феврале 1944 года, Альтшулер ушёл добровольцем в Красную Армию и был направлен в 21-ю Военно-авиационную школу первоначального обучения пилотов в Рустави (ГрузССР). Попасть на фронт по её окончании Генриху так и не довелось – война закончилась. Но и после окончания Великой Отечественной он так и остался служить – в инспекции по изобретательству Каспийской Военной флотилии, где был командиром отделения химической разведки в/ч №11513.
А изобретать Генрих начал ещё с детства. Так как-то он задумал сделать деревянную субмарину (привет, Немо!): мальчик решил, что если в ней будет как можно больше дырок, она обязательно погрузится. Юный изобретатель буквально изрешетил конструкцию, но подлодка упорно держалась на плаву. Идея оказалась неудачной.
Ещё одно изобретение маленького Генриха касалось пусть не самой изящной, но жизненно важной темы: в советское время появилось немало новых «народных» праздников – 1 мая, День Парижской коммуны, годовщина Революции – которые с размахом отмечались. Демонстрации и гуляющие люди в праздничные дни заполняли улочки старого Баку, и для местных это оборачивалось настоящим бедствием. Проблема была банальна – отсутствие общественных туалетов. Жильцы пытались запирать и баррикадировать двери подъездов, дворы, но ничего не помогало. И Генрих соорудил из игрушечного автомобильчика и пластилина макет передвижного сортира, и с гордостью показал его отцу. Тот решил проверить новизну идеи сына по энциклопедиям, и выяснил, что первые такие туалеты существовали давным-давно во Франции, ещё на конной тяге. Мальчик расстроился, но извлёк урок – необходимо изучать историю изобретений, анализировать то, что человечеством уже было придумано.
Так же среди его первых изобретений были катер с ракетным двигателем и пистолет-огнемёт. А первое авторское свидетельство на изобретение Генрих получил в возрасте 17 лет, когда ещё учился в 10-м классе (приоритет заявки от 9.11.1943, а.с. №6756 СССР кл. 61а 29/01). Это было устройство, позволяющее дышать под водой (аквалангов тогда ещё не существовало). Альтшуллер со товарищи (помогали ему одноклассники Рафаэль Шапиро (Бахтамов) и Илья Тальянский), при поддержке начальника БРИЗ (Бюро рационализации и изобретательства) Каспийской флотилии Д. Кабанова, придумали дыхательный аппарат с химпатроном на основе простой перекиси водорода, которую легко можно было купить в любой аптеке. Изобретение позволяло продержаться под водой минут 15, но для того времени и это был прорыв.
А уже к 1950 году число изобретений Альтшуллера перевалило за десяток.
Наиболее значительное из них — газотеплозащитный скафандр (авторское свидетельство №111144 от 1947 г.), позволяющий горноспасателям спускаться в шахты, охваченные пожаром. На разработку такого скафандра был даже объявлен всесоюзный конкурс. От изобретателей ждали варианты решения проблемы: как создать охлаждающий костюм, который позволял бы относительно долгое время находиться в условиях высоких температур и при этом весил бы не более 10 кг. Троица бакинских изобретателей решила пойти необычным путём – разработать не охлаждающий костюм, а принципиально новую техническую систему. Так появился аппарат, работающий на жидком кислороде, который испаряясь и нагреваясь, поглощал тепло, а потом использовался при дыхании (революционное по тем временам решение). Изобретение немедленно засекретили и авторское свидетельство на него соавторы получили лишь спустя 4 года. Создание скафандра было затем увлекательно описано в научно-популярной статье Альтшуллера и Шапиро «В костюме сквозь огонь» (Об индивидуальных средствах теплозащиты) в №12 за 1965 год журнала «Знание — сила».
Друзья сделали затем и ещё несколько рацпредложений и изобретений.
Но в 1946-48 гг. главной целью Генриха стала разработка ТРИЗ — Теории Решения Изобретательских Задач. Позже, из учебного курса по решению задач, изобретатель развил Теорию развития технических систем — ТРТС, которая представляет немалый интерес уже для философов, интересующихся эволюцией технологий и общими вопросами технического прогресса. Основной постулат ТРИЗ-ТРТС: технические системы развиваются по определённым законам, которые можно выявить и использовать для создания алгоритма решения изобретательских задач.
Изучив десятки тысяч патентов и свидетельств, автор открыл основные законы изобретательства и показал, что процесс создания изобретений управляем. В своей книге «Найти идею» (1986) он рассказал о процессе изобретательства, который требует правильной организации мышления, преодоления психологической инерции, стремления к идеальному решению и разрешения противоречия, скрытого в любой нестандартной задаче. В книге ТРИЗ была изложена в наиболее полном и завершённом виде, приведены все основные её инструменты, а также давались многочисленные примеры создания изобретений и задачи для самостоятельного решения.
До этого феномены творчества и изобретательства рассматривались, в основном, с точки зрения психологии, с фокусом на мыслительные способности человека. Но как сделать так, чтобы человек думал более активно, креативно и фонтанировал идеями? Альтшуллер принялся анализировать существовавшие на тот момент патенты и авторские свидетельства, выяснял, чем сильные изобретения отличаются от слабых, и пришёл к выводу – для того, чтобы решить ту или иную изобретательскую задачу, надо выявить и разрешить противоречие, которое лежит в его основе.
Созданию и совершенствованию ТРИЗ-ТРТС, а, в конечном счёте, Теории Сильного Мышления, Альтшуллер посвятил почти всю свою жизнь — более 50 лет. Теория пользовалась чрезвычайной популярностью в 1970-х и 1980-х гг., совокупный тираж книг по ней только на русском составил около 1 млн. экземпляров.
Но в 1948 году слишком уж пассионарному Шапиро пришла в голову не самая светлая по тем временам мысль — написать письмо И.В.Сталину с критикой положения дел в области изобретательства. Во-первых, чтобы рассказать о ситуации с изобретательством в стране, во-вторых, предложить меры по её улучшению и сообщить о появившейся уникальной методике. Альтшулер и Шапиро попытались в письме убедить вождя: в век научно-технического прогресса простой перебор вариантов, когда после тысяч экспериментов изобретатель наконец-то получает результат, неэффективен. Нужно менять саму технологию.
Рафаэль Шапиро
«У Шапиро возникла мысль написать письмо Сталину. Надо сказать, для него это характерная реакция вообще. Когда он проникался сознанием величия чего-то, ему хотелось быстро внедрить и получить результат…. Шапиро был потрясающий оптимист» (Г.С. Альтшуллер «Жизнь Человека №1-Ч-502», 1985-86).
В итоге всё закончилось доносом, арестом и приговором для 2-х соавторов.
Обстоятельства их ареста долгие годы были известны только со слов Генриха, и подробности выяснились окончательно лишь через 50 лет, уже после смерти фигурантов, из мемуаров жительницы Баку, поэтессы и прозаика Инны Лиснянской — Альтшуллер и Шапиро были арестованы по доносу одного из их приятелей (меня терзают смутные сомнения, какого?).
«…они знали и про усатую «морду», и про изобретённый Генкой с помощью Рафки порошок. … И мало ли что 3 друга-студента втроём не обсуждали, мало ли какие меж собою запрещённые шутки и планы не выстраивали! Органы узнали лишь про «морду» и порошок, способный завонять парад. …» (И.Л. Лиснянская «Хвастунья», «Знамя» №1 за 2006).
28 июля 1950 года они были арестованы МГБ (Министерство госбезопасности) СССР, без суда приговорёны Особым Совещанием к 25 годам лишения свободы по ст.58 УК РСФСР, предусматривающей ответственность за контрреволюционную деятельность, и отправлены Альтшуллер – в Речлаг, один из лагерей Воркуты, а Шапиро — в Казахстан, а затем в Сибирь (по странному стечению обстоятельств – по маршруту своего осужденного в 1930 году «врага народа»-отца ). Но после смерти Сталина, 22 октября 1954 года, друзья по несчастью были реабилитированы уже КГБ при Совете министров СССР по ЗакВО (Закавказский военный округ) и освобождены от отбывания наказания.
За время пребывания в воркутинском лагере, Альтшуллер так же умудрился сделать несколько изобретений. Ведь среди осужденных было немало представителей творческой и технической элиты, профессоров и учёных. И Генрих предложил им читать ему лекции – устроить на зоне «университет одного студента». Занятия по самым разным дисциплинам – от иностранных языков до архитектуры – проходили регулярно. В этом «университете» Альтшуллер почерпнул поистине энциклопедические знания.
«В лагере на работу политических выводили уголовники. Один из них был что-то вроде бригадира, который ставил заключённых на выполнение той или иной работы. И вот этот бригадир явно начал издеваться над Генрихом, заставляя его делать физически непосильные для него вещи – корчевать замёрзшие пни и так далее. И однажды Генрих отказался, заявив: «Не пойду. А тронешь меня – убью. У меня срок 25 лет, мне терять всё равно нечего». А говорил он, по своему обыкновению, медленно, вдумчиво и очень убедительно. И ещё этот его твёрдый взгляд… Словом, от него отступились» — вспоминает Александр Селюцкий, друг и ближайший соратник по движению ТРИЗ, начальник бюро рационализации и изобретательства в Петрозаводске.
После освобождения изобретатели вернулись в Баку, где Генрих затем работал корреспондентом газет «Бакинский рабочий» и «Вышка».
Первая же публикация, посвящённая Теории изобретательства — статья «О психологии изобретательского творчества» за авторством Альтшуллера и Шапиро вышла в №6 за 1956 год журнала «Вопросы психологии», с которой и начался фундаментальный труд Генриха по систематизации разнообразных эвристических приёмов, которые в итоге нашли своё применение далеко за пределами техники. В статье впервые были описаны основные понятия «Техническое противоречие», «Алгоритм решения изобретательских задач» (АРИЗ), заявлено о существовании объективных диалектических закономерностей развития техники. Над дальнейшим совершенствованием АРИЗа Альтшуллер работал затем ещё около 40 лет.
Р.Б. Шапиро и Г.С. Альтшуллер
Первые же научно-фантастические произведения, под псевдонимом «Генрих Альтов», Альтшуллер начал публиковать в 1957 году. Дебютная его публикация — детективно-фантастический рассказ о девушке-следователе, расследующей таинственную кражу из сейфа, «Зиночка», написанный в соавторстве с Вячеславом Фелицыным – соратником по работе в бакинских газетах. Дебютный же «единоличный» рассказ – «Икар и Дедал» – вышел в №9 за 1958 год журнала «Знание – сила» («Корабли, на которых звёздные капитаны Икар и Дедал должны были лететь к Солнцу, собирались на внеземной станции. Здесь люди легко могли поднимать листы нейтрита, хотя нейтрит и был 5-м — сверхплотным — состоянием вещества. Сами корабли были лучшими из всех когда-либо отправлявшихся в Звёздный Мир. Икар и Дедал вознамерились «всего-навсего» пролететь сквозь Солнце, и это требовало не только личного мужества (безумного – у одного, и рационального – у другого), но и создания космического корабля качественно нового типа, способного выдерживать температуру и давление звёздных недр. Говорят, что именно тогда и придумал Дедал гравилокацию»).
Первые фантастические рассказы Генриха составили цикл «Легенды о звёздных капитанах» (1961). В начале 1960-х гг., когда первые спутники только робко проникали за пределы атмосферы, Альтов написал цикл рассказов-легенд, живущих среди людей, давно уже освоивших космос, и повествующих о первопроходцах, открывших человечеству путь к звёздам. В неизведанные дали таинственного космоса отправляются герои рассказов – бесстрашные капитаны звездолётов будущего. Они разведывают неизвестные планеты и раскрывают бесчисленные тайны природы. И везде на поиски и дерзания их ведёт неутолимая жажда знаний. Они – сыновья Земли, все их героические дела подчинены единой цели – заботе о будущем человечества.
В процессе писательского творчества у Генриха также постоянно возникали и изобретательские идеи, граничащие с фантастикой, и фантастические идеи на грани с реальной техникой. В таких случаях писателю даже приходилось спорить с экспертизами, доказывая, что его изобретение всё-таки реально.
Как фантаст, Альтов ставил задачу — методами литературы показать развитие науки и техники в направлении идеала.
«Если реалистическая литература — человековедение, — говорил писатель, — то фантастика — мироведение. Писателю-реалисту достаточно изобразить характер и реальность. Фантаст должен создать свой мир, свою Вселенную».
И к середине 1960-х гг. окончательно сформировался типичный альтовский герой: учёный или инженер, работающий на самом передовом (даже для фантастики) рубеже.
Один из ведущих отечественных фантастов первой половины 1960-х гг., Альтов, если честно, не оставил какого-то сверхъяркого следа именно как фантаст. И не его вина, что в конце 1960-х и 1970-е гг. мода именно на «техническую фантастику» стала уходить, уступая место фантастике «гуманитарной» (звёздами которой стали АБС и ряд других авторов). Однако в любом случае он создал и оставил после себя очень достойное творческое наследие. Идеи, которые были воплощены в его рассказах и повестях, выглядели очень правдоподобными и легли в золотой фонд «твёрдой» советской НФ.
Так в №№8-10 журнала «Знание – сила» за 1960 год была опубликована повесть семейного дуэта Альтов-Журавлёва «Баллада о звёздах» о экспедиции космонавта Шевцова к загадочной цивилизации в системе Сириуса.
Не менее интересны и рассказы Альтова: «Богатырская симфония» (1960): на забытый ракетодром в горах Кавказа пришли двое — старый космонавт и юноша. Отсюда уходили к звёздам ионные ракеты, управляемые автоматами. Они возвращались через много лет сюда же, на ракетодром Буздаг. Впрочем, возвращались не все. Из 72-х вернулись лишь 54. 55-я — её отправили первой — должна была опуститься на ракетодром в этот вечер. Отправленная ещё в молодости старого космонавта, она совершила дальний рейс к звезде Ван-Маанена, и 40 лет спустя возвращалась на Землю. Старик строил первые ионолеты, создал гравитационный анализ, его имя носили океан на Венере и горная вершина на Меркурии. И он всегда встречал возвращающиеся автоматы. Он помнил: при встрече ионолётов над ракетодромом всегда звучала «Богатырская симфония». Слова не запомнились. Осталась лишь музыка. Потом каждый год в этот день он слушал её. Каждый год — если был на Земле… Последний ионолёт вернулся, доставив на Землю запись, сделанную на диктофон робота-пилота высокоразвитой цивилизацией, обитающей в системе, состоящей из антивещества…
«Порт каменных бурь» (1965): у двойной звезды Вольф-424 обнаружена планета, движущаяся по «запрещённой» орбите. Для разрешения этого парадокса к ней был направлен звездолёт молодого астронавта Зороха. На планете, где даже горы дважды в сутки приходят в движение под воздействием разнонаправленных сил притяжения, он обнаруживает некий объект, явно искусственного происхождения. Повествование ведётся от имени исследователя, который пытается расшифровать последнее из сообщений Зороха. От записи сохранилось немного, и расшифровщик выдвигает множество смелых гипотез по поводу Планеты каменных бурь и её назначения.
В «Шальной компании» (1965) рассматривается идея новых возможностей бионики, науки, использующей конструкции и решения, «запатентованные» природой. Однако для бионики современные живые организмы слишком сложны копирования. Значит, утверждает герой рассказа, нужно обратить внимание на животных древности, более простых и более пригодных для этого. Так возникает новая наука — палеобионика.
Панарин и Витовский, герои рассказа «Опаляющий разум» (1966), осуществляют эксперимент, наделяя человека 9 различными «памятями» и многократно увеличивая способность мозга воспринимать информацию – практически мгновенно запоминать десятки страниц текста, читая одновременно несколько разных книг…
Альтов стал автором и «Регистра научно-фантастических идей и ситуаций» (начат 1964)— своеобразного патентного фонда идей мировой фантастики и содержащего практически все возможные НФ-сюжеты (содержит более 3 тыс. страниц!). Труд чрезвычайно амбициозный. И хотя в полной мере писатель не смог его завершить при жизни, результаты его были в последствие дополнены трудом учеников, и вполне себе достойны изучения теми начинающими писателями, кто ищет интересную фабулу или просто что-то, что могло бы вдохновить на создание собственных идей.
А также ряда НФ-очерков и очерков о судьбе предвидений Ж. Верна, Г. Уэллса, А. Беляева. В них он показал, что и Верн, и Уэллс, и Беляев ошибались чаще всего тогда, когда пренебрегали качественными скачками, когда были недостаточно смелы в своём воображении. Ведь безумной в своё время была идея человека-амфибии. Безумной была (и остаётся пока) идея путешествий во времени. И даже идея летательного аппарата тяжелее воздуха («Робур-завоеватель» и «Властелин мира» Ж. Верна) выглядела безумной — между тем как до первых самолётов оставалось тогда всего-то четверть века.
Но начале 1970-х гг. в СССР произошёл «литературный процесс», инициированный фантастами старой формации (под руководством А.П. Казанцева), на котором Альтова обвинили в «фашизме» (!?) — за то, что в одном из его ранних рассказов — «Полигон „Звездная река“» (1960) – космический корабль двигался со скоростью, превышающей скорость света. В нём писатель раскрывал «сверхзадачу» литературного произведения: этический принцип, моральная проблема становится главным «движителем» сюжета. А в качестве объекта, подлежавшего фантастическому изменению, была избрана мировая постоянная. Скорость света неизменна в любой системе отсчёта, быстрее света в вакууме не может двигаться ни одно материальное тело. Как же тогда летать к звёздам? «Что ж, — говорит фантаст, — значит, нужно изменить скорость света». И предлагал безумную НФ-идею: если свет излучается в одном очень мощном импульсе, скорость пучка может превысить 300 тыс. км/с. Идея безумная, но настолько ли, чтобы оказаться верной? Этот вопрос занимал Альтова на протяжении всей его деятельности в литературе.
Тем не менее, впоследствии, в 2016 году, российский предприниматель Юрий Мильнер, известный физик Стивен Хокинг, директор Facebook* Марк Цукерберг и ещё около 25 математиков, астрономов и астрофизиков из ведущих британских и американских университетов, представили проект Breakthrough starshot: отправить к Альфе Центавра автоматический зонд StarChip массой в несколько граммов, разогнав его с помощью мощного лазера, расположенного в Солнечной системе, направленного в солнечный парус — как и предлагал Альтов.
Но фантастику с тех пор писатель всё же «забросил».
Последним его крупным НФ-произведением стала незаконченная повесть «Третье тысячелетие» (1974). Можно только догадываться, какой бы она была, будучи дописана. Опубликованные отрывки дают лишь некоторое представление об авторском замысле — он предполагал дать широкую картину развития науки и техники ХХI века.
Но вместе с литературно-художественной, не оставлял Альтшуллер и изобретательскую и рационализаторскую деятельность.
Так в 1957-59 гг. Генрих Саулович работал в Бюро технической помощи Министерства строительства Азербайджана. Здесь в 1958 году он провёл самый первый семинар по обучению ТРИЗ, на котором сформулировал понятие ИКР — идеального конечного результата. Так же проводил семинары по ТРИЗ по всему Союзу.
Г.С. Альтшуллер с прибором "Эвротрон" - электромеханический помощник изобретателя
Но официальное признание ТРИЗ давалось непросто. Альтшуллер долго пытался убедить Центральный совет Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов в действенности своей методики. Его проверяли: например, на одном из ранних семинаров попросили наглядно показать, как работает ТРИЗ.
Речь шла о решении задачи, которая затем вошла в учебники по Теории. Необходимо было придумать, как повысить скорость ледокола в тяжёлых льдах, если увеличивать мощность двигателя больше не представляется возможным (у ледоколов его объём и так слишком велик).
«Генрих сначала сам вызвался решить эту задачу. Но ему сказали: нет, вы-то, без сомнения, справитесь, пусть попробует кто-нибудь другой. Вызвалась молодая женщина, участница семинара из Минска, которая по роду своей деятельности ни к судостроению, ни к иным подобным вещам никакого отношения не имела» — вспоминает Селюцкий.
Воспользовавшись алгоритмом ТРИЗ, слушательница семинара быстро нашла решение, на первый взгляд, парадоксальное: надо раскалывать не лёд, а ледокол. Судно должно быть разделено на 2 части: верхняя, надводная, и грузовая, находящаяся под водой. Обе части соединяются прочными стойками, которые, по сути, являются гигантскими ножами, прорезающими лёд. Изящное решение так понравилось Альтшуллеру, что он предложил автору его зарегистрировать. Женщина отказалась, но задача вошла в учебное пособие. Совпадение это или нет, но спустя 3 года данная идея было запатентована за рубежом.
В 1961 году вышла его книга «Как научиться изобретать». Селюцкий признавал, что эта книга поразила его. И он сразу же стал использовать методы ТРИЗ в работе, в том числе при составлении «темников» – сборников задач (тем) для изобретателей и рационализаторов.
Сам Альтшуллер сравнивал алгоритм решения изобретательских задач с подъёмом по лестнице, у которой примерно полсотни ступеней. Шаг за шагом, выполняя последовательные действия, человек взбирается на такую высоту, которой одним прыжком достичь никогда не сможет.
А в 1970 году он создал в Баку Школу молодого изобретателя, которая в 1971 году переросла в АзОИИТ — Азербайджанский общественный институт изобретательского творчества, первый в мире центр обучения ТРИЗ.
В 1974 году о занятиях в АзОИИТ, проводимых Генрихом Сауловичем, был снят фильм «Алгоритм изобретений» (к/с «Центрнаучфильм»).
С 1974 по 1986 гг. Альтшуллер вёл также под именем «писатель Г. Альтов» изобретательский раздел «Это так просто? Это так сложно? Изобретать!» в газете «Пионерская правда».
А с 1990-х гг. начался период признания ТРИЗ и за рубежом. Наибольшее развитие она получила в США, где применяется для решения творческих задач во многих областях человеческой деятельности, начиная с конструирования и проектирования и заканчивая рекламой, PR и управлением, чему немало способствовало издание книг Альтшуллера как в Штатах, так и в Японии, Германии и многих других странах, а также создание интеллектуальной программы для ПК «Изобретающая машина». По его инициативе в 1997 году на базе Ассоциации ТРИЗ была создана и Международная ассоциация ТРИЗ (МА ТРИЗ).
Наследие автора огромно. Его книги переведены практически во всех странах мира. Началось массовое внедрение ТРИЗ в педагогику и другие области человеческой деятельности.
Супруга Альтшуллера — советский писатель-фантаст («Сквозь время» (1958), «Эксперимент 768+...~» (1958), серия рассказов об исследовательнице-психологе Кире Сафрай, расследующей запутанные детективные дела: «Снежный мост над пропастью» (1969), «Приключение» (1969), «Мы пойдём мимо — и дальше» (1971)) и переводчик, выпускница фармфака Азербайджанского медицинского института (АМИ) им. Н. Нариманова, кандидат химических наук, член СП СССР (1963) Валентина Николаевна Журавлёва (17.07.1933-12.03.2004), с которой он опубликовал ряд совместных НФ-произведений — являлась помощником и в его работе над созданием Теории сильного мышления (ТРИЗ-ТРТС-РТВ/Развитие Творческого Воображения-ТРТЛ/Теория Развития Творческой Личности). Она также написала книгу «Изобретения, заказанные мечтой» (1964), в которой отчасти систематизировала НФ-идеи мужа. Опубликовала несколько статей, связанные с развитием НФ-кинематографии.
В 1990 году, после кровавых антиармянских событий в Баку, супруги, как и многие, покинули Азербайджан и переехали в Петрозаводск (Республика Карелия). Альтшуллер тогда написал письмо А.Б. Селюцкому, с которым познакомился и сдружился во время семинаров по ТРИЗ в Петрозаводске, в котором была фраза: «Прошу политического убежища!». Семья Александра Борисовича помогла им перебраться в Петрозаводск и добиться получения квартиры на ул. Чкалова, где изобретатель и прожил оставшуюся часть жизни.
Альтшуллер и последователи ТРИЗ в Петрозаводске
Генрих Саулович Альтшуллер скончался 24 сентября 1998 года дома, за месяц до своего 72-летия. Из-за тяжёлой болезни в конце жизни он не мог уже писать или преподавать, но к нему всё равно приезжало очень много людей: учеников, последователей.
Петрозавадские последователи ТРИЗ Александр Селюцкий с дочерью - Аллой Нестеренко - на могиле Г.С. Альтшуллера
По инициативе Александра Селюцкого и других участников движения ТРИЗ, в Петрозаводске, на доме по ул. Чкалова-49-а, где проживал Генрих Саулович, была установлена мемориальная доска (автор С. Черепанов) в память о знаменитом изобретателе, учёном и писателе, торжественное открытие которой состоялось 15 октября 2003 года.
В 1997 году ГТРК «Карелия» был выпущен д/ф о ТРИЗ «Игра» (ч.1-2, реж. Л. Раева).
В Петрозаводске существует также Центр-музей методики изобретательства Г.С. Альтшуллера при местном краеведческом музее. После смерти писателя В.Н. Журавлёва занималась систематизацией материалов и документов личного архива мужа, бОльшую часть которого передала в экспозицию.
Центр-музей методики изобретательства Г.С.Альтшуллера в Петрозаводске
В.Н. Журавлёва и Г.С. Альтшуллер с внучкой
Награды и премии писателя:
1968 — Премия журнала «Новое Измерение»/Premios Nueva Dimensión — награда одного из самых влиятельных испанских журналов НФ и фэнтези (на «ЕвроКОНЕ-72» признан «лучшим европейским НФ-журналом») Nueva Dimensión (1968-83, Барселона), преуспевшего в публикации коротких рассказов и романов как испанских, так и иностранных авторов, эссе, статей, обзоров и общей информации, а также иллюстраций, в основном о НФ, в меньшей степени — фэнтези. Категория: «Рассказ на иностранном языке (СССР, повесть)» — «Баллада о звёздах» (1960), совместно с В. Журавлёвой.
1995 — «Беляевская премия» — старейшая отечественная фантастическая мемориальная премия, названная в честь А. Беляева, первого профессионального писателя-фантаста в СССР. Идея премии возникла в 1984 г., когда СП отмечал 100-летие Беляева, но вручена впервые лишь в 1990 г. секцией фантастической и научно-художественной литературы Ленинградской писательской организации СП СССР. В 1997 г., вследствие самоликвидации Беляевского фонда, в её деятельности наступил 4-летний перерыв. В 2002 г. вновь созданный Оргкомитет пересмотрел статус и отказался присуждать премий за фантастику, т.к. различных наград в этой области существовало достаточно, тогда как произведения научно-популярной, научно-художественной (шире — просветительской) литературы лишь изредка отмечали в составе многожанровых литературных премий. С 2014 по 2018 гг. вручалась на Беляевском фестивале в г. Пушкин. На соискание премии может быть выдвинуто произведение любого автора, живущего в РФ или за её пределами, если оно написано, издано или опубликовано на русском. Соискателей выдвигают авторы-лауреаты премии прошлых лет, независимо от места их жительства и жанровой принадлежности, а так же издательства, редколлегии, различные СМИ и книготорговые организации. Категория: «Научно-художественная книга» — «Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности» (1994).
Библиография:
ТРИЗ: «О психологии изобретательского творчества» (в соавторстве с Р.Б. Шапиро, 1956), «Как научиться изобретать» (1961), «Десять процентов приключений» (1963), «Основы изобретательства» (1964), «Алгоритм изобретения» (1969 — 1-е изд., 1973 — 2-е изд.), «Творчество как точная наука» (1979), «Крылья для Икара» (с А.Б. Селюцким, 1980), «И тут появился изобретатель» (под именем Г. Альтов, 1984 — 1-е изд., 1987 — 2-е изд., 1989 — 3-е изд., перераб. и доп., 2000 — 4-е изд.), «Профессия — поиск нового» (с Б.Л. Злотиным, 1985), «Найти идею» (1986 — 1-е изд., 1991 — 2-е изд., 2003 — 3-е доп. изд.), «Поиск новых идей: от озарения к технологии (теория и практика решения изобретательских задач)» (с Б.Л. Злотиныи и А.В. Зусманом, 1989), «Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности» (с И.М. Верткиным, 1994).
НФ (под псевдонимом Г. Альтов): «Зиночка» (с В. Фелицыным, 1957), «Сигнал «СКРД»» (повесть, под фамилией Альтшуллер, с В. Фелицыным, 1957), «Тайна тройного удара» (повесть, под фамилией Альтшуллер, с В. Фелицыным, 1957), «За чертой спидометра» (с Р. Шапиро, 1958), «Икар и Дедал» (1958), «Сверхновая Аретина (Легенда XXV века)» (1959), «Подводное озеро» (1959), «Богатырская симфония» (сборник рассказов, 1960), «Огненный цветок» (сб. рассказов, 1960), «В полночь» (1960), «Полигон «Звёздная река»» (1960), «Сокровища погибшего корабля» («Скучный капитан») (1960), «Баллада о звёздах» (с В. Журавлёвой, 1960), «Легенды о звёздных капитанах» (сб. рассказов ,1961), «Генеральный конструктор» (1961), «Может ли машина мыслить?» (сб. рассказов, 1961), «Янтарная комната» (сб. повестей и рассказов, 1961), «Второй рейс «Стремительной черепахи»» (1963), «Девять минут» (1964), «Машина открытий» (1964), «Порт каменных бурь» (1965), «Антенна» (1965), «Клиника «Сапсан»» (1967), «Ослик и аксиома» (1968), «Опаляющий разум» (1968), «Создан для бури» (1970), «Гадкие утята фантастики. 50 идей Александра Беляева» (эссе, 1973), «Вектор фантазии» (статья, 1975), «Третье тысячелетие» (фрагмент романа, 1988), «Летящие по Вселенной» (сб. рассказов, с В. Журавлёвой, 2002), «Путешествие к эпицентру полемики: Судьба произведений Жюля Верна. Перечитывая Уэллса. Гадкие утята Александра Беляева» (сб. эссе, 2002).
Источники:
https://zen.yandex.ru/media/izdatelstvoast/idei-nfproizvedenii-mojno-katalogizirovat-60025f60f8011c4a0165261e
https://fantlab.ru/autor606
https://kononov-varvar.livejournal.com/396152.html
https://www.livelib.ru/author/194901-genrih-altshuller
https://kononov-varvar.livejournal.com/372135.html
http://rk.karelia.ru/special-projects/100-simvolov-karelii/genrih-altshuller/
https://www.shamardanov.ru/wiki/genrih-saulovich-altshuller-genrih-altov
https://trv-science.ru/2016/09/opalyayushhij-razum-genrikha-altova/
* Запрещены в РФ
0 комментариев