Русский музыкант, играющий «нерусскую» музыку
Российский музыкант, автор песен, гитарист и вокалист Сергей Юрьевич Воронов родился 15 ноября 1961 года в Москве в семье советского поэта (автор книг «Блокада», «Память»), журналиста и общественного деятеля Юрия Петровича Воронова (1929-1993). В 1959-65 гг. Воронов-старший был главным редактором «Комсомольской правды» (самым молодым в истории газеты), в 1984-86 гг. — журнала «Знамя», а в 1988-90 гг. — «Литературной газеты». Затем, в 1986-88 гг. заведовал отделом культуры ЦК КПСС. Народный депутат СССР и России.
C рождения и до 6 лет Серёжа прожил на улице Горького (ныне —1-я Тверская-Ямская), 54. Дома всегда звучала музыка. Мама любила Шарля Азнавура, Мильву, Жильбера Бико, Марка Бернеса. Родители были очень общительными людьми, и дома часто случались посиделки. На выходные у них постоянно были гости — артисты Товстоноговского театра, таганковцы и МХАТовцы, литераторы Борис Полевой, Расул Гамзатов и многие другие деятели советской культуры.
Затем, в 1968 году отец уехал спецкором в Берлин, а потом туда подтянулось и остальное семейство: Сергей с мамой и старшим братом Валентином (в дальнейшем — историк отечественных спецслужб).
За 10 лет проживания в ГДР, в Союзе мальчик был от силы 3 раза — в Германии пионерские и комсомольские лагеря располагались в саксонской Швейцарии, в горах недалеко от Дрездена, Лейпцига и Карл-Маркс-Штадта, и детей советских спецов предпочитали отправлять туда. Туда же приезжали и «шефы» — ребята из советско-немецкого предприятия по добыче урана «Висмут», которому эти лагеря и принадлежали.
Вороновы жили в Карлсхорсте, где базировалась 105-я танковая бригада ГСВГ (Группа советских войск в Германии), и где отлично принимались радиостанции Западного Берлина (ФРГ), на которых звучало огромное количество различной музыки. Тогда же Сергей впервые увидел и выступление Джимми Хендрикса на западногерманском ТВ. У него был старый папин журналистcкий диктофон, и свою первую кассету мальчик умудрился записать через его микрофон с динамиков телевизора.
Первая гитара появилась у Воронова в 6-м классе, причем была она, как ни странно, производства Шиховского завода. Её привезла ему из Союза его тетя Маша. Видимо, у родителей просто не было денег на немецкий инструмент.
А первые аккорды Сергею показал солдат-сверхсрочник Миша Полонский из Дома офицеров, который знал ноты и пытался их ему преподавать.
По возвращении в Москву Воронов поступил в ИнЯз – Институт иностранных языков им. М. Тореза (ныне – Московский лингвистический госуниверситет), где стал петь блюзы на иностранном же языке.
Начинал свою музыкальную карьеру Сергей с выступлений в любительских группах. А весной 1979 года, под впечатлением от исторического первого концерта в Москве Би Би Кинга, вместе со своим другом Николаем Арутюновым (к сожалению, покинувший наш мир 22 сентября, в возрасте 63 года), создал группу Лига Блюза. Тогда никто не мог себе и представить, что через 17 лет, в 1996 году, ЛБ будет играть в одном концерте с Кингом, и даже споёт с королём блюза несколько песен.
"Лига Блюза"
Николай Арутюнов
Но позже выяснилось, что друзья смотрели на блюз немного по-разному – за годы пребывания в Берлине Воронов послушал очень много чёрного и белого блюза и предполагал, что играть будут стандарты и что-то близкое к The Rolling Stones. Но Арутюнов хотел играть немного другое – и они расстались. Но уже в 1981 году Сергей вновь играл, на этот раз – в любительской группе Галерея.
А в 1986 году музыканта приглашает Стас Намин в группу имени себя, с которой Воронов участвует в советско-американском проекте-мюзикле «Peace Child»/«Дитя Мира» с участием детей из обеих стран, а так же гастролирует по различным рок-фестивалям вместе с The Dinosaurs и Кенни Логинс, Питером Гэбриэлом (Genesis), Литл Стивеном (E Street Band) и Лу Ридом (The Velvet Underground). Работа с такими людьми стала настоящей школой для Воронова, и уже через год он почувствовал себя достаточно крутым профессионалом, чтобы организовать собственный проект.
Сергей Воронов с Китом Ричардсом, Стивеном Джорданом и Стасом Наминым
«—Недавно ты был на 65-летии Стаса Намина, в центре которого фактически начинал свою профессиональную карьеру. В конце 1980-х гг. он не планировал создать вокруг тебя еще одну «экспортную» группу по типу Парка Горького, только несколько в ином жанре?
— Это не обсуждалось, поскольку я сам хотел заниматься своим творчеством. У нас со Стасом до сих пор сохранились хорошие отношения — наверное, потому, что мы вовремя закончили сотрудничество. Работать с ним сложно. И у меня было ощущение, что лучше я пойду своей дорогой. А пример Парка Горького меня не подзуживал. У меня вообще таких стремлений не было. Главное — оставаться независимым и делать то, что считаешь нужным. Мне не хотелось быть под кем-то. Я побывал в группе Стаса Намина, где он был художественным руководителем, и после этого тут же собрал людей, близких мне по духу и сделал собственную команду. И меньше всего думал о том, будет она успешной или нет. Мне просто хотелось играть свою музыку» (из интервью С. Воронова обозревателю газеты «Известия» Михаилу Марголису, 16.11.2016).
Так в 1987 году Сергей уходит от Намина, чтобы воссоздать вместе Арутюновым ЛБ.
В течение следующего года группа гастролирует в Швеции, Колумбии и Перу. Летом того же года, во время гастролей в Нью-Йорке, знаменитый сессионный барабанщик Стив Джордан (Blues Brothers Band, Bob Dylan, Little Steven, James Tailor и др.) знакомит музыканта с известным британским гитаристом Китом Ричардсом (The Rolling Stone), и Сергей принимает участие в записи его сольного альбома «Talk Is Cheap», на обложке которого появляется и имя Воронова, а также увозит в Россию подарок Кита — гитару Fender Stratocaster 1959 года выпуска.
С.Воронов и К.Ричардс
Несколько месяцев спустя он вновь покидает Лигу и продолжает работать как студийный музыкант, гастролируя с популярными российскими рок-группами Бригада С и СВ.
А в апреле 1990 года Сергей создает группу CrossroadZ (изначально Crossroads, X-Roudz) в составе: Андрей Бутузов (бас, ситар, ех-Коктейль, Александр Невский) и Александр Торопкин (барабаны, бек-вокал, ех-Вольный стиль). Позже, в том же году к ним присоединяется Михаил Савкин (гитара, ех-ЛБ, Серебряный Рубль). Название новоиспеченный коллектив получает в честь одной из любимых блюзовых композиций Воронова — «Crossroads Blues» в исполнении одного из величайших блюзменов ХХ века Роберта Джонсона.
Первое публичное выступление CrossroadZ проходит в московском ДК «Серп и молот». Репертуар группы составляют довольно жёсткие блюзовые, ритм-энд-блюзовые и рок-н-рольные песни собственного сочинения, а также кавер-версий всемирно известных хитов. Особенно выделялись обработки Боба Дилана, Чака Бери, The Rolling Stones.
«У нас началось клубное движение. В начале программы был концерт, потом "дискотэка". Одними из первых открылись BB King, за ним Manhattan Express, потом «Сохо» и «Пилот», «Армадилло». Многие в 1990-е думали, что я, исполняя песни на английском, ориентируюсь на Запад. Они не понимали, что я воспитывался в англо-американской и немецкоязычной культуре! У нас не было изначальной идеи быть на кого-то похожими. Когда-то я услышал роулинговскую «Brown Sugar» и сразу понял, что это моё, не понимая текста. У меня это был естественный процесс» (из интервью С. Воронова порталу Москва24.ru, 20.05.2015).
Первый же собственный хит группы — «Diamond Rain» — появляется в конце 1990 года.
В 1992 году CrossroadZ становится хэд-лайнером московского фестиваля «Блюз в России», названного так в честь одной из композиций группы — «Blues Lives in Russia». После фестиваля выходит и одноименный виниловый сборник. Отечественная пресса называет Воронова «блюзменом №1 в СНГ». В том же году группа участвует в фестивале «Рок из Кремля» — первом фестивале рок-музыки, проходящем на официальном уровне. Затем, в июле 1992 года, CrossroadZ отправляется в турне по Франции (Париж, Кап Д’Аг, Труа).
Спустя год в парижской же студии Trema/Sony Music они записывают и свой первый альбом «Between» (ещё под именем X-Roudz). Песни с этого диска и сегодня находятся в ротации радиостанции Rock FM. Он попал также и во французские блюзовые чарты. В России альбом в 1995 году был переиздан фирмой грамзаписи SNC (под названием «Между…» — «Between», англ.), и считается раритетом среди меломанов.
«— Считается, что российские группы с англоязычным репертуаром на отечественном рынке обречены на скромное существование. У тебя было несколько вполне добротных и успешных вещей на русском. Не думаешь ещё раз попробовать такой ход?
— Порой пытаюсь. У меня же не было специальной задачи — петь по-английски. Так сложилось. Я рос в Берлине и, помимо немецкоязычной, слушал много англоязычной музыки, которая мне пришлась по душе. Оказалось, что на английском мне сочинять легче. А на русском у меня не очень получается. Вот в самой популярной нашей русскоязычной песне «Сколько можно терпеть» я придумал только припев, а в остальном мне помог Гарик (Сукачёв). Сейчас у меня опять появилось несколько песен на русском. Они в работе. Даю их пока слушать некоторым знакомым. Может, этот материал ляжет в основу нового альбома. Допускаю, что это будет не CrossroadZ, а мой сольный проект» (из интервью М. Марголису).
В 1993 году CrossroadZ приглашают принять участие в таллиннском фестивале Rock Summer вместе с известными группами Faith No More, Procol Harum и New Model Army.
В следующем году Воронов возглавляет жюри музыкального конкурса «Поколение-94», после чего становится арт-директором первого в Москве блюзового бара BB King, где CrossroadZ устраивают джем-сейшн с Big Brother & The Holding Company – группой легендарной Дженис Джоплин, а также играют для «короля блюза» Би Би Кинга в одноименном ему клубе. Затем дают несколько концертов в Бишофсверде (Германия), открывают концерты Глена Хьюза (ех-Deep Purple) в Москве и группы Nazareth в Питере.
«Попутно», в 1995 году, Воронов вместе с Гариком Сукачёвым стоял у истоков проекта Неприкасаемые.
Летом 1996 года CrossroadZ приглашают открыть концерт группы ZZ Top в московском Парке Горького. А в декабре Сергей едет в США на открытие чикагского House of Blues, где участвует в концерте со знаменитыми Blues Brothers (есть на CD «Life From Chicago’s House Of Blues», 1997).
В 1997 году группа презентует новую программу и начинает очередной клубный тур. Среди совместных с западными «звёздами» проектов — джем-сейшн с группой Motorhead в клубе «Честерфилд». А в декабре Воронов едет в Нью-Йорк, где знакомится с известным бас-гитаристом Ноелом Реддингом (The Jimi Hendrix Experience), с которым проводит совместный концерт в нью-йоркском клубе Manny’s Carwash.
В 1998 году, в рамках серии «Живая коллекция», выходит концертный диск CrossroadZ, а так же СD «Iron Blues», в который входят каверы всемирно известных блюзовых композиций.
А в 1999 году, по приглашению Министерства культуры КНР, CrossroadZ отправляются в полуторамесячное турне по Поднебесной, где дают 23 концерта, в том числе и с «отцом китайского рока» Сю Цзянем. По возвращении в Москву, музыканты «по мотивам» поездки проводят серию клубных выступлений «CrossroadZ: China Tour».
В 2000 году выходит 4-й альбом группы — «Salado». CrossroadZ репетируют также новую программу и готовятся к выпуску русскоязычного диска. 31 марта Воронов принимает участие в концерте памяти лидера Чёрного Обелиска Анатолия «Крупского» Крупнова (подробнее – здесь: «Я хочу быть как солнце, но не серым как небо») в СК «Олимпийский».
Самым же главным событием года стало празднование 27 мая в ДК им. Горбунова 10-летия группы, в котором приняли участие Г. Сукачёв, Александр Ф. Скляр (Ва-Банкъ), Н. Арутюнов (ЛБ) и гитарист-виртуоз Виктор Зинчук.
Весной 2001 года прошёл довольно успешный концерт CrossroadZ в МДМ на 1500 зрителей, за которым последовал гастрольный тур по Украине. По возвращении группа начала работу над биографическим документальным фильмом «The CrossroadZ», который спродюсировал телережиссёр Андрей Станкевич. Летом того же года они записывают 3 сингла на русском, а также открывают собственный веб-сайт — www.crossroadz.ru.
В 2002 году группа выступала в клубах различных городов, сыграла на 4-х летних байк-шоу: в Каунасе, Краснодаре, Егорьевске и, разумеется, Москве. Позже тем же летом, CrossroadZ дали 3 концерта с легендой Вудстока – Барри «The Fish/Рыбой» Мелтоном (Country Joe And The Fish) во время его гастролей в России. Выступили «живьём» на канале «МузТВ», а также на «Дарьял-ТВ». Их песня «In The Morning» вошла в ротацию рок-станции «Открытое Радио».
Весной 2003 года на международном фестивале в Кракове (Польша) CrossroadZ сыграли в блюзовой обработке песни Булата Окуджавы. Затем выходит DVD «Живая коллекция» с телеконцерта CrossroadZ 1998 года (первый DVD-диск отечественной блюзовой команды).
Осенью того же года, во время своего приезда в Москву американский блюзмен, «Крестный отец блюза Остина» Уэсли «W.C.» Кларк джемует с CrossroadZ в клубе BB King. А в конце года Воронова и Бутузова приглашают на запись песен В.С. Высоцкого, для придания его произведениям блюзового звучания.
«Урожайным» выдался для Воронова и 2004 год: весной в клубе «Апельсин» под творческим руководством Сергея проходят шоу Voronnights c участием лучших представителей отечественного блюза, джаза и соул; 26 июня празднуется 10-летие клуба BB King в Лефортово, а в июле CrossroadZ принимают участие в международном фестивале в Дуарнене (Франция), затем с 27 сентября по 2 октября группа дает 3 концерта в Англии.
27 мая следующего года отмечается очередной юбилей – теперь уже 15-летие самих CrossroadZ, ознаменованный концертом группы в «Апельсине», в котором приняли участие Андрей Макаревич, Скляр, Арутюнов, гитаристы Дмитрий «Чет» Четвергов (подробнее – здесь: Мастер гитары) и Гия Дзагнидзе (Modern Blues Band). Так же вышел альбом «15:0.The Best Of The CrossroadZ».
Четвергов и Воронов
В конце мая 2006 года CrossroadZ сыграли 3 концерта в Лондоне. В качестве специального гостя в выступлениях группы вновь принял участие Б. Мелтон. По возвращении в Россию прошёл «живой» концерт CrossroadZ в программе «Рожденные в СССР» на НТВ+ и в музыкальном шоу на канале Rambler-TV. Также группа приняла участие в празднике Harley Davidson и в Moscow Fashion Week.
На протяжении 30 лет группа остается одной из ярчайших звезд на российском блюзовом небосклоне, записав 5 альбомов и выпустив 2 концертных DVD. На записях с ними работали виртуозный харпер (арфа (harp), губная гармошка (mouth harp)) Михаил Владимиров и одна из лучших бек-вокалисток Анастасия Концевая.
Пожалуй, CrossroadZ — единственный коллектив, который за период работы не изменял своего начального состава. Тысячи сыгранных вместе концертов сделали его участников самым слаженным коллективом на российской сцене. Фирменный саунд стал визитной карточкой группы, он оригинален и узнаваем смелым выходом за рамки устоявшейся блюзовой структуры.
Их не балуют вниманием ТВ и радио. Однако, пожаловаться на недостаток внимания музыканты не могут. Кажется, что для Воронова и его команды куда важнее 100 человек в маленьком клубе, чем несколько тысяч с пластиковыми пивными стаканами на стадионе.
Воронов так же поучаствовал в записях альбомов Бригады С, Алисы, ЧайФа, Машины Времени, Калинового Моста и др.
В 2009 году музыкант выпустил сольный альбом «Irony». В записи диска принял участие известный британский гитарист Гэри Мур (1952-2011).
Альбом записали на лондонской Sphere Studios, продюсером стал её владелец Крис Кимси, работавший с Rolling Stones, Duran-Duran и ещё массой других. Для записи каждого трека Крис пригласил наиболее подходящих духу материала диска музыкантов и бэк-вокалистов, каждый из которых известен большим количеством работавших с ним звёзд. В результате получилась хрестоматия английского и американского рока 1970-80-х гг.
На альбоме Мур сыграл в «Runnin'» акустический кантри-рок, хорошо знакомый по песням самого Мура, бэк-вокалистка UB-40 Бэверли Браун спела в «She's My Fate» тот же самый UB-40, а музыканты ей подыграли, гитарист Хэл Линдес (Dire Straits) сделал Воронову Dire Straits, клавишник Ричард Коусон из Black Crowes — их и выдал, ещё и органные партии сыграл, а на пианино добавил интересный джазово-блюзовый пианист Падди Милнер. Сам же Сергей сочинил и спел все полтора десятка треков.
«— Я просто написал слово «Irony» таким кровавым, с такими кровавыми следами, получилось красиво очень. И просто так Крису отослал. Просто — мы же дружили, мы уже записались. Мы познакомились с ним здесь, в Москве когда он был, когда продюсировал Моральный Кодекс во МХАТе. Вот, в итоге я ему отослал эту фотографию, он говорит: «Отличное название!» Я говорю: «Какое название? Название чего?»
— А он подумал, что вы ему…
— Да, да. Я говорю: «Какое название?» — «Для пластинки». Я говорю: «Да это я просто в шутку тебе прислал, чтоб настроение поднять».
— Нет, на самом деле, правда, очень запоминающееся, отлично получилось. Iron – утюг, irony – действительно, ирония, это то, что присуще вам, помимо талантов, наверное.
— Без иронии вообще искусства не может быть. Самоиронии в первую очередь» (из интервью С. Воронова Елене Лихачёвой, «Финам FM», март 2010).
По словам Воронова, он писал диск для каждой любимой женщины — главному источнику вдохновения для музыканта.
В 2015 году музыкант проехал с воссозданной Бригадой С по странам Балтии, где их везде встречали с восторгом.
В феврале 2016 года Воронов вместе с Сукачевым и Сергеем Галаниным (СерьГа) стал «Легендой» в номинации «Нашего Радио».
Совместно с Нэшом Тавхелидзе (Blast, Nash Albert) и Николаем Сарабьяновым (Therr Maitz) является также участником и группы Бомж-трио.
Делал совместный проект Mean Barbados с ди-джеем Димой «Тактиксом» Винокуровым, где они лихо «замешивают» блюз с хип-хопом. А также общий проект с талантливым музыкантом, гитаристом Юрием Новгородским — The Lunar Brothers.
Сергей Воронов провёл немало времени на одной сцене с такими легендами как Гэри Мур, Ноэль Реддингтон, Эрик Шенкман, Кейт Ричардс, рок-группами Motorhead и Blues Brothers. Гастролировал с CrossroadZ в Испании, Германии, Франции, Польше, Китае, почти всех странах СНГ. Но…
«— Если тебя попросят сегодня сравнить нынешнее состояние отечественного музыкального рынка с тем, что было четверть века назад, с какой фразы начнёшь?
— Если коротко — скажу так: ещё в начале 1990-х я мог прийти на радио или телевидение с гитарой, сыграть блюз в какой-нибудь программе, рассказать про The Rolling Stones, свои дружеские отношения с тем же Китом Ричардсом, поделиться новой музыкальной информацией, поведать об интересных гастролях и т.п. Страна открылась для мира, а мир — для нас. Клипы CrossroadZ крутились по центральным телеканалам! Потом всё стало скукоживаться. Ребята-продюсеры поняли, что надо «забивать места», делить сферы влияния и собирать деньги. Когда они, помимо концертного бизнеса, перешли к радио и ТВ, никакого блюза там не стало. Свободные, интересные музыкальные программы позакрывались одна за другой. Всё стало довольно грустно в медийном пространстве для живой, честной музыки. И вот теперь мы имеем то, что имеем. Сейчас тоже есть что-то позитивное, несмотря на то, что жизнь, в каком-то смысле, стала жёстче. Поэтому сравнивать надо с должной степенью условности. Но учти, что половину происходившего тогда со мной и вокруг меня не помню, так как пил много (смеётся)» (из интервью М. Марголису).
В 2019 году 58-летний Воронов женился на своей подруге и фанатке — 20-летней Нике Баскаковой. Церемония состоялась в Кутузовском ЗАГСе Москвы. Сергей и Ника начали встречаться в январе того же года, неоднократно делились с подписчиками совместными фотографиями в Instagram*.
Весь прошлый год музыкант занимался в студии «Трибьютом русскому року» — записывал в своих собственных аранжировках песни Бориса Гребенщикова, Алексея Романова, Сукачева, Сергея «Чижа» Чигракова и других. Причём, и сами авторы тоже спели в своих треках вместе с ним.
А в марте 2021 года CrossroadZ отметили свой 30-летний юбилей (в прошлом году этого сделать не удалось из-за пандемии). Выпустили новый сингл, теперь же материала набралось почти на целый альбом, который в перспективе.
Занимается музыкант, правда нерегулярно, живописью и графикой. Увлекается фотографией. Любит театр и кино.
«Многие люди воспринимают блюз как музыкальное течение, а это – мироощущение. Есть куда более виртуозные музыканты, чем я, но многие из них никакого отношения к музыке не имеют. У меня нет кумиров. Есть люди, которых я люблю, уважаю, с которыми мне посчастливилось играть в этой жизни. И, конечно, те, что рядом. А вообще каждый видит то, к чему у него лежит душа. Кто-то видит кругом врагов, а я вижу друзей» С. Воронов.
Дискография С. Воронова:
CrossroadZ: «Between» (под именем X-Roudz, 1993), «Между…» (1995), «Iron Blues» (1998), «Salado» (2000), «15.0» (2005).
Сергей Воронов: «Irony» (2009).
«CrossroadZ. Живая коллекция» (концертный DVD, 2003).
Источники:
https://www.m24.ru/articles/koncerty/20052015/73823?utm_source=CopyBuf
https://iz.ru/news/644767
https://newsmuz.com/news_2_16587.htm
https://rg.ru/2021/09/21/crossroadz-zapisali-antologiiu-russkogo-roka-s-bg-sukachevym-i-drugimi.html
https://www.jazzmap.ru/rus/bands/Sergej-Voronov-i-The-Crossroadz.php
https://zen.yandex.ru/media/golosrocka/sergei-voronov-liubit-to-chto-delaesh-5ca328abdbb8aa00b4c4d8d9
http://worldelectricguitar.ru/musician/sergei_voronov_interview_4.php
http://www.thecrossroadz.ru/start.html
* Запрещены в РФ
3 комментария
3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Что спасает нас-
Любовь вчера и завтра,
Любовь здесь и сейчас."
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена