Реальные исторические события, которые вдохновили создателей «Рассказа служанки»
«Рассказ служанки» — антиутопический сериал по роману Маргарет Этвуд 1984 года. Сама писательница утверждала, что все ужасы, описанные в романе, так или иначе основаны на реальных событиях. Именно об этих событиях и пойдет речь в этом посте.
1. Преследование женщин в Галааде отчасти основано на салемской охоте на ведьм
Маргарет Этвуд не скрывала, что «Рассказ служанки» во многом был вдохновлен процессом над салемскими ведьмами и убийствами невинных женщин в конце 1600-х годов.
В 2017 году Этвуд дала интервью The World, в котором рассказала, что «Рассказ служанки» во многом заимствует историю Мэри Вебстер. До начала охоты на салемских ведьм Вебстер из Хэдли, штат Массачусетс, была самой печально известной «ведьмой».
После того, как Филип Смит — именитый житель Хэдли, — заболел, жители города решили, что в этом замешана ведьма, и под подозрение попала Мэри Вебстер. Женщину избили и повесили, но в конечном итоге она выжила, и ее история подробно рассказана в книге «Памятные провидения» 1689 года.
Маргарет Этвуд заявила, что «Рассказ служанки» посвящен Мэри Уэбстер, потому что «она является примером женщины, которую незаслуженно обвинили в чем-то, но также она отчасти является символом надежды, потому что им не удалось ее убить. Она пережила это».
2. Раньше роды на публике были королевским протоколом
В «Рассказе служанки» служанки вынуждены рожать на глазах у десятков других женщин, включая других служанок и «тёток». Королевские роды в Европе в 1600-х и 1700-х годах следовали аналогичному обычаю. Роженицы королевской семьи часто рожали на публике по нескольким причинам. Свидетели были необходимы, чтобы убедиться, что никто не подменил младенцев после родов, особенно это касалось рождения наследника престола.
Комнаты, в которых рожали королевские особы, были заполнены фрейлинами, акушерками, слугами, врачами и придворными мужского пола, стоящими в дальней части комнаты. Некоторые источники утверждают, что Мария-Антуанетта чуть не умерла после рождения первого ребенка из-за того, что в комнате находилось слишком много людей.
3. Восстание правых христиан в «Рассказе служанки» вдохновлено историей США
Тоталитарным государством Галаад в «Рассказе служанки» правят крайне религиозные правые. Когда Маргарет Этвуд писала свой роман 1985 года, она опиралась как на пуританскую теократию 17-го века в Америке, так и на политический климат в Америке 80-х годов.
Во время президентства Рональда Рейгана Америка по большей части приняла христианский консерватизм, который оказал большое влияние на работу Этвуд над «Рассказом служанки».
Во время выборов и президентства Рейган присоединился к нескольким религиозно-политическим ассоциациям, включая «Фокус на семье» и «Моральное большинство». Рейган не признавал аборты, и его принадлежность к этим религиозно-политическим группам привела к суровым ограничениям в доступе женщин к абортам.
4. Указ 770
Маргарет Этвуд узнала об указе 770, когда собирала материал для «Рассказа служанки». Это был закон, принятый в Румынии, который объявил все формы контрацепции и аборты незаконными.
В 1950-х годах румынские женщины начали выходить на рынок труда и рожать меньше детей. К 1960-м годам доступ к противозачаточным средствам был крайне ограничен, поэтому аборты стали основным методом планирования семьи в Румынии. Однако правящая Коммунистическая партия хотела увидеть резкое увеличение населения Румынии, поэтому власти запретили контроль над рождаемостью и аборты.
В соответствии с румынским коммунистическим режимом и Указом 770 женщин заставляли посещать гинеколога один раз в месяц для проверки на беременность. В это время полицейские стояли на страже в коридоре, чтобы убедиться, что женщины не сопротивляются. Состоятельные женщины продолжали покупать презервативы и противозачаточные средства на черном рынке, но у женщин из низшего класса не было такой возможности. Иногда, когда женщины узнавали о беременности раньше врача, они пытались сделать себе аборт на дому, что приводило к множеству смертей. Политика оставалась неизменной до распада Советского Союза в 1980-х годах.
5. История одежды служанок
Одежда служанок выбрана не случайно. Как в книге Маргарет Этвуд, так и в сериале, «Жены» носят одежду синего цвета, «тетки» — коричневую, «Марты» — зеленую, а «Служанки» — красное платье и белый чепчик.
По словам Маргарет Этвуд, темно-красный цвет, который носят служанки, был вдохновлен рядом различных исторических событий. Во время Второй мировой войны немецким военнопленным, содержащимся в Канаде, выдали красную одежду, потому что так их было видно на фоне снега. Красный цвет также носила Мария Магдалина, с которой отождествляют образ падшей женщины.
В новом издании «Рассказа служанки» Этвуд заявила, что закрывающий лицо чепчик вдохновлен упаковкой чистящего средства Old Dutch Cleanser 1940-х годов, которая пугала ее в детстве. Однако чепчик также очень напоминает одежду католических монахинь.
6. Служанки Нью-Джерси
Во время поиска материала для книги Маргарет Этвуд обнаружила относительно неизвестный католический культ в Нью-Джерси, в котором жен называли служанками. Этвуд нашла статью об этом культе в Associated Press, и подчеркнула в ней слово «служанки». Возможно, что она почерпнула вдохновение для названия книги как раз из этого культа.
В 1975 году биржевой маклер из Нью-Йорка Роберт Галлик и рукоположенный католический священник преподобный Джеймс Ферри основали общину «Люди надежды». Жен в этой общине называли «служанками Бога», но в отличие от служанок Этвуд, которых заставляли рожать детей, эти жены скорее напоминали Жён в Галааде. Эти «служанки Бога» должны были подавать хороший пример другим женщинам, а также контролировать друг друга, чтобы все следовали установленным «правилам» — например, подчиняться своим мужьям.
Общество всерьез обеспокоилось общиной, заявив, что «Народ надежды» «подчиняет своих женщин, препятствует социальным контактам с посторонними, устраивает браки и перемещает подростков в «домашние хозяйства» для идеологической обработки». Однако даже сейчас «Люди надежды» продолжают свою деятельность в центральном Джерси.
7. Заключенным в Советском Союзе приходилось работать с радиоактивными материалами
В антиутопическом мире «Рассказа служанки» «неженщины» (в основном это лесбиянки, радикальные феминистки и изменщицы) вынуждены убирать радиоактивные отходы в «Колониях». Колонии — это, по сути, свалки ядовитых веществ и места разливов радиации. Эти неженщины и заключенные буквально работают до тех пор, пока не умирают от радиационной болезни.
Согласно статье Associated Press 1986 года, в Советском Союзе когда-то была похожая практика. В 1970-х годах заключенные работали на урановых рудниках, чтобы собрать достаточно материала для создания атомных бомб. Заключенные, работающие в этих шахтах, подверглись очень высокому уровню радиации. В результате у них развилась лучевая болезнь, и их отправляли в специальные лазареты, где на них ставили медицинские эксперименты.
8. «Проект по усыновлению индейцев»
В «Рассказе служанки» у Джун (Фредовой) есть дочь по имени Ханна. Ханну забрали и усыновили один из командиров и его жена, потому что правительство Галаада утверждает, что служанки не могут быть матерями-одиночками.
Тема воровства детей, к сожалению, не чужда США. В 1958 году Американская лига защиты детей запустила «Проект по усыновлению индейцев», который существовал до 1967 года. В рамках этого проекта детей коренных народов забирали из семей и помещали в другие семьи, чтобы их научили «американским ценностям». При этом не сохранялось никакой документации о биологических родителях, детей просто передавали белым семьям на усыновление.
Источник:
2 комментария
3 года назад
"места разливов радиации"(с), "от радиационной болезни"(с)
А после "их отправляли в специальные лазареты, где на них ставили медицинские эксперименты"(с)
Становится ясно, что уровень образования и эрудиции афтора где-то на уровне начальной школы и необдуманного копипаста откуда ни попадя.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена