«Музыкальный смайлик»
Певец, поэт, музыкант и создатель одной из первых регги-групп в стране — знаменитой Jah Divizion, Герберт Леопольдович «Гера» Моралес (Захарьин) родился 22 ноября 1961 года в Москве.
Сын русской дворянки знаменитого боярского рода Рюриковичей-Захарьиных Галины Леоновны Захарьиной-Элиович и кубинского революционера, соратника Че Гевары – Леопольдо Моралеса, Герберт – признанный родоначальник движения растафарианства в России, является живым символом свободы и основателем идеологического растафарианского образа, а созданный им проект Пассионарии Джа поддерживает и развивает «корневое регги»/roots reggae.
«Фамилия мамы была Захарьина. Она из старинного московского рода, одним из её предков был знаменитый врач-терапевт Г.А. Захарьин. Сама мама была коммунисткой, истово веровавшей в Хрущёва. XX съезд партии её потряс. Она тогда училась на философском факультете МГУ. А папа был кубинским революционером, знавшим Фиделя Кастро и Че Гевару. Он приехал сюда в Высшую партшколу и одновременно ходил слушать лекции на тот же факультет философии. А до этого он уже окончил Сорбонну и был по образованию врачом. В МГУ они и познакомились. Ну и соорудили меня. Когда я был совсем маленький, помню, папа как-то пришёл очень пьяный и мама сильно ругалась. Потом уже она мне рассказывала, что в Москве он разочаровался в советском социализме и запил. Чтобы совсем не погрузиться в пьянство, поехал в Боливию делать революцию с Че Геварой. И там погиб [в 1967 г.]. Это почти всё, что я знаю.
Мы жили очень бедно. У мамы была самая неприятная группа инвалидности — вторая. Это когда и пенсия маленькая, и работать нельзя. И вот на эту пенсию мы жили втроём. У меня есть ещё брат Саша [Элиович] — выше меня на голову, у него отец англичанин. Жили в коммуналке, кушали только картошку в мундире, гречку и квашеную капусту. Зато у нас висели портреты Че Гевары и Фиделя Кастро. Первое слово, которое я сказал, было “Че”. Мама знала 4 языка. Её отец был дипломат, и она всё детство провела в Италии и Англии. Когда я был маленьким, не помню, чтобы к нам заходил кто-то из белых — либо латиноамериканцы, либо африканцы. Я спрашивал: мама, а почему русские не приходят? Она отвечала: да русские все пьют и с ними разговаривать неинтересно» (из интервью Германа Моралеса Сергею Феклюнину, газета «Московский комсомолец», 06.11.2006).
Г. Моралес на могиле матери
Гера учился в средней школе №588 Москвы, после чего поступил на музыкальное отделение московского Заочного народного университета искусств/ЗНУИ – уникального образовательного учреждения, не имеющего аналогов ни в России, ни за рубежом, которое окончил в 1980 году.
Перед тем, как увлечься регги, и задолго до появления Jah Division, Гера выступал на сцене с акустической гитарой с сольной программой песен, в которую входили сочинения Александра Вертинского и Александра Галича, его собственные песни на стихи Николая Гумилёва и других поэтов. Первое выступление Моралеса с программой своих песен состоялось в клубе «Ладога» в 1988 году. На рубеже 1980-90-х гг. он при помощи Александра Титова (Аквариум) записал альбом этих песен -- к сожалению, оригинал записи не сохранился. Впоследствии Герман адаптировал некоторые из своих старых песен к стилю JD. И в настоящее время иногда выступает с программой «Регги-романсы Серебреного века».
А Jah Division возникла в начале 1990-х гг. Творческая карьера группы начиналась с личного вклада Геры как поэта и музыканта. Имея довольно смутное представление о том, как играть регги, Моралес приобретал его теоретические основы, расспрашивая студентов-африканцев.
Первое выступление JD с концертной программой, состоявшей из 5 песен, произошло в 1991 году в «Доме журналиста». На этом концерте присутствовал «сам» Борис Гребенщиков, а большая часть публики были …панки!
В том же году была сочинена легендарная песня «Cubana»: «Cuba, Cuba, cubana / Legalize Marijuana!» (автор текста — сооснователь JD и автор названия группы Александр Дельфинов), а уже в 1994 году по версии русскоязычного телеканала MTV клип на песню был признан самым скандальным клипом года.
Тексты песен JD имеют различное авторство. Поклонники группы утверждают, что они выдержаны в традиционном стиле «реггей» (Джа, растафарианство, позитив, легализация марихуаны, противостояние «Вавилону»).
«— Герберт, какое, к чёрту, в России регги? Холодно, народ озверевший, да и вообще, как писал Бродский, “не те тут злаки”.
— Настоящее регги — музыка позитивных вибраций, она очищает. Человек на концерте начинает танцевать, шевелиться, забывает о своих проблемах. Он отодвигает их на второй план: а, разберусь потом, а сейчас спокойно отдохну. Эта музыка тем и замечательна, что любого человека с открытым сердцем подводит к тому, что надо жить, надо радоваться жизни, какая бы она ни была. Как раз в нашей стране такая музыка и нужна» (из интервью С. Феклюнину).
Герберт стал родоначальником идеологического растафарианского образа благодаря дредам, которые ему в 1991 году заплели регги-музыканты Дмитрий «Дим Дим» Васильев и Филипп «Филя» Никаноров (Карибасы), а также Сергей «Олди» Белоусов (Комитет Охраны Тепла, подробнее – здесь: «…Черное на белом — кто-то был неправ. Я внеплановый сын африканских трав»), с которыми Моралес некоторое время играл сессионно на концертах и во время студийных записей. «Комитетчики», кстати, часто останавливались в коммуналке у Геры, когда приезжали из Калининграда в Москву.
В том же году был выпущен раста-манифест, в котором изложены основные идеологические моменты раста-движения в России.
«— Вас называют гуру радости и света, «ходячим смайликом», считают символом свободы в России. Расскажите, пожалуйста, об источнике вашей жизнерадостности. Это дар Джа или плод вашей философии?
— Мама рассказывала мне про деда по папе, который был с Ямайки. Он был подвижником и основал в дореволюционной Кубе первую школу для чёрных. Возможно, от деда — дар Джа. Источник жизнерадостности кроется в самом смысле регги-музыки, в её духовной составляющей.
— Растафарианский манифест Герберта Моралеса гласит: «Мусорный ветер Вавилона занёс в Россию не только преступность и $$$, но и все различные очень опасные синтетические наркотики… Мусор Вавилона создаст в России ситуацию непредсказуемую, и Вавилон сам содрогнётся от своего русского отражения, или из России, в противовес коммерциализации, польются таланты и всё затмят. Или ещё что-нибудь. И тогда падёт Вавилон. Станет ли это реальностью, когда Уран и Нептун войдут в Водолей или раньше? Когда польются гении и сталкеры? Кто ты? Где ты? На фоне исхода ты необходим сейчас, сию минуту, сию секунду? Борьба для Раста — это нормально, а государственный муж предпочитает прятаться в лопухах одряхлевших страниц законов… У нас есть всё, в нашем организме тоже есть всё, что ему нужно… После того, как у меня появились косички растамана (дрэд), я чувствую, что музыка рэггей — дело моей жизни. Дрэд — это корни, антенны, а ведь волосы связаны с природным атавистическим ясновидением». В связи с выше процитированным, позвольте задать вопрос: что именно в ментальности русского человека, по вашему мнению, виной тому, что люди в такой большой и богатой ресурсами стране живут скверно? Верите ли вы в изменения к лучшему?
— Сразу скажу, что этот «Манифест» был написан в начале 90-х, и он пропитан насквозь настроениями того времени, многое уже произошло, многое происходит. Вавилон растворил сердца многих людей идеей, что самой важной целью в жизни являются деньги, для чего нужно попасть в обойму «достойных» людей. Раста всегда не терпела и высмеивала паучка коррупции, так же, как и не натуральные взаимоотношения людей. Принцип раста — счастье не делать то, что нравится, а делать то, что следует делать. Регги, как философия, удивительным образом пересекается с русским христианством в главном, в roots – и правило подставь другую щёку, и очищение души через страдание человека в его судьбе, и растафарианская корневая система, отражающаяся в музыкальном ритме, — всё на слабую долю, т.е. за основу жизни берётся правило принимать страдание (сильную долю) и осмысливать его причину на слабую, переживая его и находя в себе силы на новый аккорд, в этом заложен принцип энтропии для роста внутреннего мира и смирения ударам судьбы. Как пульс…как пульс. Это удивительно, когда понимаешь. Истории и пророчества относительно роли русского народа многочисленны, и сила его как раз в «своём неповторимом Пути», русский народ живёт и зажигает особым пространством долготерпения и таланта. Сегодня ничем не отличается в своей сути от любого другого времени, людям как всегда трудно, но это наш путь и мы им очень давно идём, думаю, что планетарно всё правильно и всё закончится хорошо, ведь в этом главная идея растафари и всех людей, живущих в общем вселенском ритме» (из интервью Г. Моралеса газете «Vegetarian», 2012).
Г. Моралес с потомком Императора Эфиопии Майклом
Первое выступление JD с полноценной программой «корневого регги» состоялось в клубе «Форпост» в 1992 году на фестивале, посвященному дню рождения великого ямайского регги-музыканта Боба Марли, на котором также играли К.О.Т., группа Дим Дима Couple, Третья Грань.
В том же году состоялся и первый телеэфир с участием группы в утренней программе одного из центральных каналов, с тех пор Моралеса неоднократно приглашали в различные передачи, одного или вместе с музыкантами.
Среди музыкантов и ярких личностей, участвовавших в проекте, можно назвать фронтмэна Раса Наму из Сенегала, который недолго сотрудничал с Германом, после чего основал проект Jah Torch, куда вслед за ним ушёл весь состав JD того времени, барабанщика Алексея «Бульдозера» Толкачёва (ех-Авантюра, впоследствии — Новолуние) и барабанщика и перкуссиониста Алексея «Микшера» Калинина (впоследствии — Нож для фрау Мюллер (Messer für Frau Müller) и Ленинград).
Затем Герберт как сессионный гитарист участвовал в записи единственного студийного альбома К.О.Т. «Раны тепла» («Reggae International») в Останкино. В том же году JD выступили в Риге (Латвия) на регги-фестивале, организованном Карлом Хламкиным (ДавайЗабухаемОркестр).
«— А есть ли у нас регги? Люди с дредами встречаются, а когда смотришь ТВ, ничего такого и близко не видно.
— Фестиваль, который мы проводим в день рождения Боба Марли, показывает, что есть. Приходит тысячи 2 зрителей, играет 20-30 команд со всей страны… Начинающие идут в регги, чтобы выделиться, оказаться на модной волне. Отращивают дреды. А потом сама идея их засасывает, и они начинают интересоваться всерьёз. Люди сами приходят к тому, что регги и ска — самое свежее явление. В Польше регги-бум начался в 1980 году и продолжается до сих пор. С учётом того, что наша страна опаздывает, по-моему, лет на 30, в 2100-м у нас тоже начнется регги-бум. А я этот бум подготавливаю» (из интервью С. Феклюнину).
Помимо России, коллектив выступал в Германии, Польше, Черногории, Индии и других странах.
«— Вы гастролировали во многих странах, в том числе и в Индии. Поделитесь, пожалуйста – как прошли индийские концерты? Где именно они проходили? Какое впечатление произвела на вас страна?
— В Индии нас очень хорошо встречали, индусы кричали мне вслед: good singer! Концерты были незабываемые. Индия находится на экваторе и поэтому ощущение, что небо ниже, а звёзды ближе. Сплошная левитация» (из интервью газете «Vegetarian»).
В 2008 году JD принимали участие в международном регги-фестивале «Ostróda Reggae Festival» (Оструда, Польша), где играли на одной сцене с корифеями жанра — ямайскими музыкантами Максом Ромео и Ай Джаманом Леви. В этом же году, там же в Польше, они записали альбом с новыми песнями.
Моралес также тесно сотрудничал с одной из ведущих групп польской регги-сцены DubSka, совместно с которой записал альбом «ДабскаДивижн». Кроме того, музыканты выступали вместе на различных фестивалях, проводимых в Польше.
Он часто даёт интервью печатным и интернет СМИ, снялся в эпизодической роли наркоторговца в кинофильме «Сматывай удочки» (2004). Автор саунд-трека к фильму «Hello, Дохлый!» (2004), сотрудничал с группой Браво в песне «Верю я» (совместно с Гариком Сукачёвым (ех-Бригада С, Неприкасаемые) и Марией Макаровой (ех-Маша и Медведи)), Макшайдер Кунст и др.
кадр из фильма "Сматывай удочки" (2004)
Моралес является основателем ежегодных фестивалей русского регги: «Легализуем благоразумие», «Че Гевара» в клубе «Точка», «Регги Нового Времени-2012» в клубе «Милк» и др.
"Карибасы" и Jah-Division - концерт в Санкт-Петербурге
Герберт и JD принимали участие в фестивалях: первом в России фестивале, посвящённом Бобу Марли в «Форпосте» с группой К.О.Т. (1992), «Индюки», «Скиф» с группой Макшайдер Кунст, «Рок-регги», регги-фестивале в Лужниках с группой 5’nizza, БГ и Mad Professor, Грушинском фестивале, «Нашествии», «Усадьба Джаз», «Глобальное потепление», «Музыка свободы», «Белые ночи-2011» в Перми с Manu Chao, Децлом, Le Truk и Сявой, «СанСплеш Регги ин Рига-2011».
А также в крупнейших международных фестивалях: «Przystanek Woodstock» (самый большой фестиваль в Европе, концерт для более чем 450 000 гостей), «Ostróda Reggae Festiwal» (2007, 2008), «Reggaeland-2008», «Reggae nad Wartą» (2008), «Reggae na Piaskach» (2008), «EuroSKart Festival Toruń» (2007), «Woodstock-2012» (более 700 000 зрителей!), «Augustow», «JETLAG» (Нью-Джерси, США, 2015, 2016), «Эхо-2016!» (Нью-Йорк, США).
«— Выделиться с дредами, конечно, можно, но сразу получаешь массу проблем на свою голову... Для того чтобы играть в нашей полуфашистской стране “чёрную” музыку, надо иметь немалое мужество.
— По башке я получал не раз. Тебя окружают 10 человек: “Эй ты, вонючий негр!” Ничего не успеваешь сделать. Начинают молотить. Если остался жив — слава Богу. Лучше, конечно, сразу убегать, если есть возможность. Я привык озираться, постоянно чувствовать любой напряг. Если недосмотрю, я попаду в ситуацию, когда подведу много людей — музыкантов, зрителей... Я не имею права угодить в милицию, не имею права быть побитым скинхедами, никаких больниц и так далее.
— Что делать с этой нетерпимостью?
— Мне кажется, идея ксенофобии живёт во власти. Там существует то, что развивается потом молодёжью до крайности. В СССР тоже был расизм. Наш детсад выезжал летом в загородный лагерь. Я был маленький, чёрненький. А рядом — пионерлагерь, и пионеры прибегали на меня посмотреть. У них было такое развлечение: выламывать мне руки, чтобы я закричал или заплакал. А я себе внутри говорил: я — сын революционера, я буду улыбаться. И вот они мне руки выламывали, а я улыбался. В итоге у них нервы сдавали и они убегали. Получалось, что я победил. Хотя мне было 5 лет, а им лет по 10.
— Вторая проблема — отношения с милицией?
— Сейчас стало спокойней, но в своё время помучили. Видимо, была установка: раз дреды — значит, наркотики. Я иногда говорил: ну посмотрите на меня, если я с такими длинными дредами живу, я же уже всё знаю, ничего с собой не ношу.
— Регги и марихуана — это что, такая обязательная связка?
— Необязательная совершенно. Наоборот, сейчас надо жить, чтобы мозги были чистыми. Чтобы всё время быть в теме, поднимать свой статус — учиться, работать. Очень много народу из тех, кто любит регги, ни коноплю не курит, ни пива не пьёт. Даже по праздникам.
— Но в ваших песнях то и дело встречаются словечки “марихуана”, “сенсимилья”, а в зале — 15-20-летние...
— Песен, где упоминается “трава”, я не сочинял уже лет 10. Они все старые. Я тогда не имел такой крутой позиции, что эту тему лучше умалчивать. Сейчас я действительно понимаю, что за каждую песню надо отвечать. Но старые песни все знают. Если я их совсем перестану петь, будет тоже какая-то фальшь. Есть группы, у которых в песнях только 3 слова: “Джа”, “легалайз”, “марихуана”. Вот это беда. Когда такие просятся на фестиваль памяти Боба Марли, я говорю: ребята, вам надо поработать, пока неинтересно» (из интервью С. Феклюнину).
Кстати, сам музыкант переводит имя Герберт, как «Herb-Earth» — «Трава Земли».
И в России и на территории стран бывшего Союза JD приобрела за годы существования культовый статус и пользуется популярностью. Но известность группы вышла и далеко за пределы «тусовки».
В настоящее время Гера официально холост, но у него есть дочь Мила и сын Лев, а также внучка Алиса.
Увлекается буддизмом и народной медициной. Любит животных, особенно собак. Отдаёт предпочтение классической гитаре, симфонической музыке и, естественно, регги во всех его проявлениях.
Г. Моралес в буддийском дацане
Дискография Г. Моралеса и Jah Division:
«Индюки златоглавые» (MC , live, 1992), «Концерт в ДК Горбунова» (MC , live, 1994), «Cubana» (MC, 1995), «Jah Division» (2000), «Live in Forpost-club» (2001), «Ten years of Jah Division» (MC , live in Forpost-club, 2001), «Live in Warsaw» (2002), «The single» (2002), «Пассионарии Джа. День независимости» (2002), «Recycled» (2003), «Пассионарии Джа» (live in Forpost-club, 2003), «The best» (2004), «День рождения» (live, 2004), «Cubana» (2005), «Закат» (2006), «All music» (2007), «Эссенция» (2007), «Гений пламенных речей» (maxi-single, 2009), «Поднимайте сердца» (feat. NetSlov, m-s, 2012).
Фильмография:
«Hello, Дохлый!» — саунд-трек, Жан (реж. Алексей Гордеев, 2004), «Сматывай удочки» — Папа Дэ (реж. Олег Степченко, 2004).
Источники:
https://web.archive.org/web/20071017214425/http://www.mk.ru/blogs/idmk/2006/11/06/mk-daily/85896/;
https://vk.com/id13379646;
https://jahdivizion.com/33-gera-morales;
https://amdm.ru/akkordi/dja_divijn/wiki/;
https://vegetarian.ru/interview/Hodyachiy_smaylik_Gerbert_Morales.html;
https://www.facebook.com/gerbert.morales;
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1981108-kto-takoj-gerbert-morales.html;
https://christopher-d.livejournal.com/164803.html.
2 комментария
3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена