Что такое "пти-шво", с которого Бендер предлагал Воробьянинову иметь "гран-кусок хлеба"?
Вспомним незабвенный роман Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев". В тридцать восьмой его главе Остап Бендер размышляет:
- Киса! Давайте бросим погоню за брильянтами и увеличим население Чебоксар до семи тысяч семисот четырех человек. А? Это будет очень эффектно… Откроем „Пти-шво“ и с этого „Пти-шво“ будем иметь верный гран-кусок хлеба…
Что же именно предлагал открыть в Чебоксарах великий комбинатор?
"Пти-шво" (от фр. Petits chevaux) - старинная настольная азартная игра, которая появилась в Европе в XVIII веке. Те, кто знают французский, наверняка поняли, что речь идет о лошадиных бегах. Это действительно так. Но как лошади связаны с настольной игрой, да еще азартной?
Игроки в "пти-шво"
Все просто. Бывать на ипподроме и делать ставки любили многие, да только зачастую поехать туда могли не все. А азарт никто не отменял. Поэтому настольная игра, имитировавшая те самые бега, пришлась весьма кстати.
Устроенная по принципу рулетки, она действовала по тому же принципу. По кругу "бегали" лошадки, посаженные на спицы, игроки делали ставки - победительницей становилась лошадка, остановившаяся максимально близко к финишной черте. Разумеется, со всех ставок содержатель "пти-шво" забирал свой процент - в разных местах он мог быть разным, также зависел от выигрышной суммы и мог составлять до 10% со ставки. Этих доходов вполне хватало на "хлеб с маслом".
В "пти-шво" играли не только в Европе, дворяне российской империи тоже с удовольствием просаживали целковые, делая ставки. Упоминание об этой азартной игре есть и у Константина Паустовского в романе "Блистающие облака": "Деньги иссякли, половину их Берг проиграл в "пти-шво" на Гаванной".
Поэтому, в сущности, Остап предлагал Кисе золотую жилу, жаль только азартные игры в СССР всегда находились под колпаком у государства.
Источник:
17 комментариев
3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
ПыСы есть пояснительная команда! Я вроде тут тоже не первый день
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Исход игры определяло вращающееся колесо. На нем располагалось девять спиц с прикрепленными к ним лошадками. Каждая фигурка имела свой номер. Именно на эти числа и ставили игроки.
Чуть ниже под колесом было установлено поле с нарисованной на нем сельской местностью или географическими картами. С одной стороны поля стоял финишный столб.
После ставок ведущий или один из игроков раскручивал колесо. Оно делало несколько кругов, а затем замедляло свое вращение. Выигрывала та лошадка, которая остановилась напротив финишного столба.
Примечательно, что спицы с лошадьми располагались не на одной горизонтальной линии, а в нескольких плоскостях. Ставки же складывали в специальную чашу над игровым полем.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена