Метавселенная создаст новый уровень экономики
О зарождающейся метавселенной говорят все: от представителей крупнейшего бизнеса до президентов ведущих держав. Однако пока инженеры заняты разработкой соответствующего оборудования, а программисты совершенствуют «софт» для лучших, виртуальных, миров, никто не может точно сказать, каким окажется мир будущего. На вопрос постарался ответить Игорь Прусаков.
Островное государство Барбадос на востоке Карибского моря с населением, не превышающим 300 тысяч человек, станет первой страной на планете с посольством в метавселенной. Цифровое представительство создаётся на платформе виртуальной реальности Decentraland и откроется в начале 2022 года.
Барбадос не планирует останавливаться, его чиновники работают над соглашениями и с другими метавселенными, например, Somnium Space и SuperWorld. Предполагается, что в цифровых мирах компании и частные лица смогут приобретать виртуальную недвижимость и землю, которую разместят в виде уникальных токенов (NFT). За криптовалюту или традиционные деньги пользователи будут получать электронные «визы» и перемещаться в пространстве с помощью телепортации.
Скептики могут посчитать этот ход всего лишь пиаром карликового государства, ищущим способ лишний раз заявить о себе в новостях. Однако в виртуальности водятся вполне реальные деньги, Барбадос следует именно за ними.
Всё из-за денег.
Весной 2021 года на одной из платформ метавселенной Decentraland уже прошла сделка более чем на полмиллиона долларов с виртуальной недвижимостью, а чуть ранее на другой платформе провели похожую операцию на $300 тысяч. Всего за пару месяцев оборот земли Decentraland во внутриигровой валюте поднялся на 1500% (с $240 тысяч до $4 миллионов), а количество покупателей выросло на 200% (с сотни до трёхсот).
По информации крупнейшего криптовалютного фонда Grayscale, в ближайшие годы капитализация мета-индустрии достигнет $1 триллиона. Ведущие представители направления на данный момент Decentraland (капитализация $9 млрд.) и Sandbox ($7 млрд.). При этом внутри метавселенных люди продают и покупают несуществующие в реальности вещи.
«Новые вводные на тему метавселенных появляются чуть ли не каждый день, поэтому делать прогнозы можно только на очень короткий промежуток времени. Если проводить аналогию с рынком виртуальной собственности в гейм-индустрии — то мета-инвесторов ждёт большое будущее. Adroit Market Research прогнозируют, что рынок виртуальных товаров в онлайн-играх достигнет почти $200 млрд. к 2025 году. Вырос и интерес к виртуальной одежде — то, во что мы будем одеваться в мета-пространстве. Только за последнее время мы наблюдали кейсы Стокманн, Moncler и Givenchy», - рассказывает основательница Fashion Factory School Людмила Норсоян, - «Те, кто включится в эту гонку сегодня — выиграют у тех, кто сделает это завтра, поскольку рынок только растёт, и у инвесторов пока ещё есть возможность безболезненно «прощупать» почву. Однако стоит учитывать и процент риска. Приобретенный мета-участок недвижимости завтра может оказаться задворками цифрового города, не приносящим выгоды».
Хотя большинство экспертов ожидает, что метавселенные станут новыми драйверами рынка и займут место проектов из децентрализованных финансов и блокчейн-сетей, а токены проектов, связанных с метавселенными, продолжают расти, аналитики не рекомендуют бездумно инвестировать в них. На рынке огромное количество «пустышек» и откровенных пирамид, созданных в расчёте урвать часть денег, направляемых в популярную сферу.
«Инвестировать в метавселенные сегодня это примерно как покупать землю на луне», - считает создатель метавселенной DTown Андрей Шешенин, - «Причем Луна то когда-то точно будет освоена, только не понятна юрисдикция, которая будет действовать на тот момент времени, когда можно будет этими правами воспользоваться. Примерно так же с собственностью на виртуальные миры. До тех пор пока один из них не будет связан с реальным миром экономическими отношениями, всё это не более чем игровая валюта, и оценивать её стоит так же. Две-три компании заработали в этой сфере, с большим опытом и хорошими вводными, в основном за счёт переоценки стоимости акций. А реальной прибыли в этой сфере никто ещё не видел».
Концепция метавселенной напрямую связана с блокчейн, а конкретно с NFT (уникальный элемент виртуальности). Для неё должны существовать возможности производства цифровых предметов и дальнейшей монетизации такого контента. При этом возможность производства уникальных объектов должна быть не только у разработчиков, но и у пользователей. По словам Билла Гейтса:
«Метавселенная – это когда экономическая ценность каждого, кто её использует, превышает ценность компании, которая её создаёт». Поэтому в метавселенной даже простое увлечение выращиванием виртуальных овощей на цифровой ферме или стрижка цифровых овец, будет не только повышать настроение, но и приносить реальный доход. Создав на фермерском участке NFT токен в виде, например, собранного урожая, пользователь отправится на криптовалютную биржу и обменяет его на реальные деньги или другой доступный объект-токен.
В перспективе появится новый уровень экономики, а население метавселенной получит возможность не только общаться и получать удовольствие в сети, но одновременно зарабатывать. Торговля виртуальной собственностью сейчас кажется смешной и нелепой, однако она существует и приносит доход.
Связь с реальностью.
Чтобы не стать воздушным замком, бесплотной мечтой или финансовой пирамидой, метавселенная пустит корни в реальности. Накануне президент Сальвадора Найиб Букеле объявил, что построит первый в мире «Биткоин-Сити», вложив в строительство до $18 миллиардов. Криптовалютное поселение запитают экологичной геотермальной энергией от вулкана Кончагуа, а всю инфраструктуру города организуют для майнинга.
Единственным налогом на территории будет сбор 10% добавленной стоимости. Власти Сальвадора приглашают майнеров инвестировать в место и зарабатывать так много, сколько смогут. В небольшой стране уже установили 200 банкоматов для перевода биткоинов в доллары США.
Правительство также планирует выпуск «вулкан-бондов», токенизированных 10-летних облигаций под 6,5 %, номинированных в долларах США. Половину средств от них конвертируют в биткоины и уже через пять лет власти обещают начать продавать крипту и выплачивать инвесторам дивиденды.
Осенью 2021 года Сальвадор стал первой в мире страной, объявившей биткоин официальной валютой. До 20% ВВП Сальвадора это проценты от переводов, работающих за рубежом, граждан. Признание биткоина официальным платёжным средством упрощает сальвадорцам операцию по отправке денег на родину.
Также Сальвадор будет и самостоятельно добывать биткоины. В эксплуатацию введена майнинговая ферма на вулканической энергии. Ферма безвредна, выделяемые ею пары не оставляют осадков и растворяются в воздухе.
«Роль цифровых активов будет только расти в мировой экономике и нашей частной жизни. Многие страны адаптируют свои законы и вводят соответствующую терминологию в правовое поле. Регуляция даёт защищённость, схожую с традиционными финансовыми активами», - считает эксперт по финансовым технологиям Андрей Удовицкий, - «После гонений на майнеров криптовалюты в Китае, многие из них переместились в Казахстан, США, Канаду и другие страны с лояльным законодательством и недорогой электроэнергией. Те же казахи приняли много поправок в законы, затрагивающие работу с цифровыми активами. Чаще всего крипто-дружественные юрисдикции используют для регистрации проектов, выпускающих свои токены. Швейцария по праву считается крипто-долиной Европы с деловым и налоговым законодательством, способствующим инновациям.
Здесь зарегистрированы такие проекты как Etherium, Cardano, Solana, Tezos, AAVE и многие другие. В Азии подобным финтех центром является Сингапур. В той или иной мере интересными локациями считаются Португалия, Словения, Мальта и даже Германия. В этих странах предлагается либо льготное налогообложение на криптовалютные операции для физлиц, либо удобная форма ведения бизнеса. Даже Белоруссия внесла в законодательное поле определения цифровых активов, токенов, блокчейна и освободила криптооперации от индивидуального налога до 2023 года».
Что такое Метавселенная?
Как правило, под метавселенной подразумевают цифровое пространство, к которому пользователи подключаются через интернет. В наши дни, чтобы глубже погрузиться в него, используется гарнитура виртуальной (VR) или дополненной (AR) реальности.
Однако на что будет похожа метавселенная будущего, сказать точно сегодня не может никто, считает создатель метавселенной DTown Андрей Шешенин: «Это как эволюция браузеров в интернете. От цветного текста до полноценных приложений и маркетплейсов. Всё будет решать пользователь, никто просто так наобум ничего строить не будет. Сначала вселенных будет много, они будут разные и решать разные задачи, через какое-то время появятся какие-то объединения и правила».
Впрочем, фундамент метавселенной заложен, его можно увидеть и понять на чём именно будет построено будущее человечества. Некоторые элементы уже можно назвать несущей конструкцией.
«Скорее всего, этот процесс приведёт к созданию единого виртуального пространства с неким «лобби», в котором вы будете взаимодействовать с виртуальными предметами, чтобы решать свои социальные задачи или коммуницировать с участниками данного виртуального мира. Всё это будет напоминать мир из фильма «Матрица», - предполагает генеральный директор Moscow Five Дмитрий Мачулин, - «Но я уверен, что первый шаг виртуального мира будет через более глубокое погружение в игры».
На популярной игровой площадке Steam пользователи уже много лет покупают визуальный контент: оружие необычного цвета, оригинальные иконки героев, дизайн окружения и многое другое.
Этот цифровой рынок настолько популярен, что с течением времени предметы только растут в цене. По словам основательницы Fashion Factory School Людмилы Норсоян, присущее людям стремление к красоте и уникальности будет служить ещё одним драйвером прогресса: «Ключевые изменения в виртуальном мире происходят в онлайн-играх. Мир гейм-индустрии сочетает в себе весь спектр возможных инвестиций: недвижимости, предметный мир, модные виртуальные коллекции, продакт-плейсмент, развитие интерактивного пользовательского опыта и всё остальное. Одним из самых перспективных направлений является цифровая одежда, и многочисленные коллаборации брендов и разработчиков это подтверждают — Louis Vuitton и League of Legends, Balenciaga и Moncler для Fortnite и другие».
В будущей виртуальной вселенной каждый пользователь сможет самостоятельно обустраивать виртуальный мир в соответствии со своей фантазией и желаниями. А ещё один её несомненный признак – неразделимая связь с глобальной паутиной.
«Придерживаюсь мнения, что «метавселенная» это расширение интернета, а не его преемник. Видов виртуальных миров много и будет больше. Метавселенная же предполагает создание единой целостной системы, где виртуальные миры соединяются в один. Она не является ни параллельным, ни законченным виртуальным миром. Это сочетание реальности и виртуальности», - рассуждает инвестор и предприниматель Иван Крошный, - «По сути, это мир бесконечных взаимосвязанных виртуальных сообществ, где люди могут встречаться, работать и играть, используя гарнитуры и очки дополненной реальности, приложения для смартфонов и самые разные гаджеты. Текущие идеи IT-корпораций просто можно описать так: место, которое можно посетить с помощью специальных устройств, например умных очков или VR-гарнитуры, где вы оказываетесь в сгенерированном компьютером мире. Это может быть офис, берег моря или лес. Воображение тут неизмеримо».
Первое упоминание термина «метавселенная» принадлежит научно-фантастическому роману Нила Стивенсона «Лавина» (1992). Описания похожего на метавселенную виртуальных миров изначально встречаются и во многих книгах жанра киберпанк, например, за авторством Уильяма Гибсона («Нейромантик» 1984) начиная с 1980-х, а то и раньше.
В литературе это такое пространство, где люди чувствуют себя словно в настоящем мире, взаимодействуют друг с другом и с цифровыми объектами через свои аватары. Пользователи полностью подключают к виртуальности свои нервные системы и во время присутствия в цифровом мире, реальные тела персонажей находятся в состоянии похожем на сон.
«Железо» нового мира.
Гигантские корпорации и небольшие смелые стартапы стараются занять свою технологическую нишу в будущей метавселенной и предлагают решения для неё уже сегодня. Самая распространённая форма – очки или гарнитура дополненной (AR) или виртуальной реальности (VR).
«В рамках самостоятельных сфер дополненная реальность уже использовалась в некогда нашумевшей игре «Pokemon Go», - вспоминает генеральный директор компании Антиграм Максим Ильин, - «Есть примеры исторических экскурсий, где с применением AR-технологий турист может увидеть различные элементы прошлого, вплоть до того, как выглядел, ныне разрушенный, средневековый замок в 13-ом веке. Поэтому для малого и среднего бизнеса почти любой сферы, AR будет интересным и креативным решением, чтобы привлечь дополнительную аудиторию к своим продуктам или услугам, а также сделать их более качественными и современными».
Конечно, все помнят проект Google Glass. Однако не только Google занимается разработкой подобных устройств. Microsoft Сorp. работает над очками дополненной реальности HoloLens, которые создают голограмму предмета. Финансовая выгода устройства в экономии на расходных материалах, сфера применения очков: промышленность, здравоохранение и образование.
Корпорация Apple уже 10 лет изучает VR/AR технологии, в её распоряжении мощнейшие наработки. В 2015 году IT-гигант приобрёл стартап Metaio, который разрабатывал инструменты дополненной реальности. Ожидается, что в ближайшее время корпорация представит на рынке сразу два AR-продукта: в 2022 году AR-гарнитуру, а в 2023 или чуть позже «умные очки» (как обычные, наподобие проекта Google). Микродисплеи для «умных очков» Apple поставит Sony.
Meta* Platforms (бывший Facebook*) открыто заявила о желании стать лидером в создании мира будущего и даже провела ребрендинг, чтобы отождествляться не с социальной сетью, а со всем, что связано с метавселенной.
Meta* выделяет VR/AR cегменты в отдельные направления своего развития. Её главный продукт сейчас AR-гарнитура Oculus. Также Meta* объявила о выпуске своих «умных» очков под брендом Ray-Ban. С их помощью можно снимать видео и делать фотографии, для этого Ray-Ban Stories оснащены двумя фронтальными 5-мегапиксельными камерами.
«Главным устройством для метавселенной будут очки виртуальной и дополненной реальности. Устройство будет управляться голосовыми командами и морганием, направлением взгляда», - рассказывает своё видение генеральный директор Moscow Five Дмитрий Мачулин. - «Вторым будет устройство для рук, некая перчатка или предмет, который может «понимать» степень давления на него, степень нажатия, и индексировать движения пальцев. Дополнительным атрибутом, скорее всего, будет и наушник. Естественно, беспроводной и сверхлёгкий, практически незаметный. Через него человек будет слышать других участников виртуального мира».
Помимо VR/AR решений Meta* представила и прототип перчаток, которые позволят почувствовать виртуальные объекты. Приводы устройства имитируют давление и воздействие на кожу.
В ближайшее время корпорация Цукерберга испытает свои AR очки Project Aria в коллаборации с BMW. Автопроизводитель протестирует устройство в своих машинах в условиях реальной дорожной ситуации. В итоге компании получат данные о процессе вождения с применением дополненной реальности.
«AR-/VR-устройства, когнитивные цифровые платформы, системы распознавания лиц, сети 5G, облачные сервисы - это только часть технологий, которые приближают нас к метавселенной», - говорит исполнительный директор Ivideon Заур Абуталимов, - «Глобальный AR- и VR-рынок в течение следующих пяти лет может взлететь почти до $163 млрд. Прогнозы весьма многообещающие даже в России. Ожидается, что тут рынок решений дополненной и виртуальной реальности к 2025 году может достичь отметки в 7 млрд. рублей, тогда как в 2020-м этот сегмент оценили всего в 1,4 млрд. рублей. Потребительский сектор уже внедряет такие технологии для улучшения клиентского сервиса. К примеру, IKEA с помощью дополненной реальности предлагает покупателям «примерить» мебель в реальном интерьере, Alibaba презентует 3D-версии товаров, а Topshop отправляет посетителей в виртуальные примерочные. В психологии VR-устройства применяются для лечения фобий, в медицине и ряде других областей их используют как обучающий тренажёр».
Русская метавселенная.
В конце осени 2021 на международной конференции по искусственному интеллекту Artificial Intelligence Journey о метавселенной высказался президент России Владимир Путин. По его мнению, государство будет защищать виртуальных двойников россиян в киберпространстве: «Государство должно взять на себя ответственность за хранение критически важной информации. Речь уже идёт не о том, чтобы обеспечить кибербезопасность самого человека, но и его виртуального двойника — аватара внутри формирующихся метавселенных».
Если верить фантастам и даже просто смоделировать ситуацию будущего, становится понятно, что привычные государства в метавселенной окажутся лишними. Поэтому Путин уже сейчас ищет полезное применение государственной власти в виртуальности и предлагает его в виде некой полиции виртуального мира.
Впрочем, если такая инициатива и будет воплощена, то Россия вряд ли окажется первой на этом направлении. Как известно, отечественный ЦБ отрицательно относится даже к идее цифровой экономики. Председатель Банка России Эльвира Набиуллина как-то назвала криптовалюты «денежным суррогатом».
Однако прогресс не остановить, своё представление о будущем виртуальном пространстве появляется и в РФ. О планах запустить собственную метавселенную недавно объявил разработчик игр из Якутска MyTona. Первые пользователи смогут подключиться к Mytonaverse уже к концу 2021 года, в будущем платформа планирует получить поддержку блокчейн-технологий и NFT.
Mytonaverse будет представлять собой приложение на мобильных платформах, в нём можно проводить виртуальные собрания, путешествовать по разным социальным мирам и устраивать вечеринки с друзьями. Разработчики сообщают, что пользователи смогут не только создавать собственные виртуальные магазины для продажи товаров и услуг, а также «устраивать выставки, мастер-классы, эксклюзивные презентации, концерты и многое другое».
Будущее ближе, чем кажется.
В 2021 году в Давосе прошёл знаменитый и авторитетный Всемирный экономический форум. Ведущие эксперты IT отрасли рассказали на нём о влиянии искусственного интеллекта на мировую экономику. По их прогнозам к 2140-му произойдет полная автоматизация труда, что кардинально изменит человеческое общество.
Уже через 15 лет искусственный интеллект и роботы заменят розничных продавцов, через 30 лет писателей, а хирургов через 40. Вместе с развитием ИИ и роботехники будет происходить кратное повышение производительности труда, что приведёт к мощнейшему (в разы) росту мировой экономики.
Вместе с технологическим прогрессом будут исчезать рабочие места, но люди будут стремиться продолжать работу, как из-за растущего социального неравенства, так и из-за желания повысить свой социальный статус. Вопрос исчезновения рабочих мест станет одним из ключевых в обществе будущего и одним из вариантов его решения эксперты видят появление новых видов деятельности.
Не исключено, что этот «новый вид деятельности» окажется работой на себя в глобальной метавселенной, например, на цифровой ферме за баранкой виртуального трактора, который идёт по бесконечному электронному полю и собирает урожай свежих токенов. Или в симуляции похода в новые, появившиеся после последнего программного обновления, горы, туда, где можно безмятежно наблюдать за стадом мирно пасущихся электроовец.
* Запрещены в РФ
Источник:
12 комментариев
3 года назад
А в мире где почти никто не хочет думать - можно убедить стадо в чем угодно.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Молодцы, рубят бабосы - щепки летят.)
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена