Смерть Париса
Возрождение греческой поэзии в конце IV века было результатом, с одной стороны, потери греческой свободы, с другой — распространения греческой власти на народы восточной цивилизации: оно запечатлено характером романтизма.
Питер Ластман. Парис и Энона, 1619
Когда жена царя Приама, Гекуба, собиралась родить Париса, ей приснился вещий сон — что она рожает пылающую головню, от которой вслед затем загорается и сгорает дворец ее мужа. Узнав об этом сне, Приам приказывает родившегося младенца бросить в лесах троянской горы Иды. Но рок спасает своего избранника: Париса находят пастухи, он вырастает в их среде и, выросши, пасет вместе с ними стада своего неузнанного отца. Во время этой беспечной жизни в идейских лесах он знакомится с Эноной. Она — дочь речного бога, а стало быть, и сама богиня, нимфа; ради прекрасного юноши она покидает хрустальный терем своего отца, жертвует своим бессмертием. Все свое знание, все свое умение она посвящает своему возлюбленному; с ним вместе охотится, с ним вместе отдыхает под тенью деревьев. — Эта счастливая жизнь царевича-пастуха и девушки-русалки кончается разом, когда Гермес, посланник богов, требует Париса на вершину Иды, чтобы решить спор трех богинь о красоте. Раз насладившись зрелищем божественной красоты Афродиты, он уже не может удовлетвориться миловидностью своей лесной подруги; его тянет к той, которая одна на земле является отражением той небесной красоты. — Тем временем выяснилось и его царское происхождение; на корабле, который ему, как царевичу, удается без труда добыть, он едет в Спарту к царю Менелаю и царице Елене. Энона сама снаряжает его в роковой путь, прощается с ним. «В годину крайнего бедствия, — говорит она ему, — вернись ко мне!»
Парис в фильме "Троя" (2004)
Идиллия кончена; начинается эпос. Его развитие известно нам всем: Парис едет в Спарту, находит у Менелая радушный прием, похищает его жену Елену, вводит роковую невестку в дом своего отца... Как странно обменялись ролями действующие лица нашего сказания! Подобно тому как Парис занял место первоначального Сверхчеловека — и Елена уступила свою роль Эноне и стала той земной невестой, из-за которой герой изменяет своей небесной подруге и навлекает на себя гибель. Вслед за Еленой война надвигается на дом Приама; десять лет бушует она под стенами Трои, лучшие герои гибнут и здесь, и там; наконец, после падения Гектора, Парис остается последней надеждой осажденного города. Его глава освящена роком: никто из живых не может его сразить, его, предавшего смерти великого Ахилла; только мертвый герой — тот, от стрел которого уже раз пала Троя, — только Геракл может погубить Париса. Далеко на Лемносе, всеми покинутый, живет его последний друг и владелец его чудесного лука Филоктет; за ним посылают — и час возмездия настает.
Ж. Ж. Друэ. Филоктет на Лемносе. 1788.
Эпос кончен; начинается драма. В кровавом бою получает Парис гибельную рану от стрелы Геракла, отравленной ядовитой кровью гидры. Он знает, что ему сулит эта рана; теперь, в годину крайнего бедствия, он вспоминает о той, которая была подругой его счастливой юности. Опять он в лесах Иды; полузабытые образы далеких дней воскресают перед ним. Верный товарищ отыскивает Энону в той скрытой пещере, в которой она, пожертвовавшая своим бессмертием ради своей любви, прогоревала десять лет безотрадной вдовьей жизни. Теперь она может вернуться к своему жениху: смертельная рана восстановила ее права на него. Но пожелает ли она к нему вернуться? Вначале, когда она слышит о постигшей его участи, чувство обиды берет верх над нежностью: она отказывается помочь изменнику в его предсмертный час, пусть он идет к ней, к разлучнице! С этим жестоким ответом отпускает она посланца; с грустью в сердце возвращается он к умирающему: последняя надежда угасла! Но вслед затем Энона раскаивается в своей жестокости; она оставляет свою пещеру, спешит к тому месту, где ее ждал ее неверный друг... Поздно! Он лежит бездыханный под сенью дерева. Поздно — для других, но не для нее; она обладает всем знанием вещей русалки, ей ведомы все зелья, которые рождает мать-земля. Силой своего волшебства она возвращает телу только что улетевшую душу: вот грудь заколыхалась, вот легкий румянец окрасил помертвевшие щеки, вот благодарная улыбка заиграла на бледных устах... Они зашевелились, они шепчут какое-то слово, — Энона прислушивается с мучительным напряжением — да, они явственно шепчут слово... имя... имя Елены!.. Вновь гнев овладевает ее душой; она вскакивает, отшатывается от него; вторично мрак смерти осеняет Париса, и на этот раз уже навсегда.
Антуан Жан-Батист Тома. Энона отказывается спасти Париса, 1816
Тем временем солнце зашло; глубокая ночь воцарилась над Идой. Немногие верные друзья, сопровождавшие раненого в его бегстве, вместе с пастухами и охотниками гор воздвигают костер для него. Под их ударами падают вековые сосны Иды; вскоре костер воздвигнут, готова обитель вечного покоя для мятежного сердца Париса. И вот, пока друзья предаются немой грусти у пылающего костра, к нему приближается окутанная густым покрывалом женщина. Это — Энона; в последний раз пришла она к своему возлюбленному, но не для того, чтобы вернуть ему жизнь, нет: для того, чтобы разделить с ним смерть.
Источник: «Соперники христианства» Ф.Ф.Зелинский
«Соперники христианства» Ф.Ф.Зелинский
18 комментариев
3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена