Русский финн, который построил Городок чекистов в Свердловске: удивительная история Ивана Антонова
В 1887 году в финском тогда еще городе Выборге родился мальчик по имени Йоханнес Антонов. Тогда он еще не знал, что в будущем его ждет удивительная судьба. Как минимум потому, что он станет главным зодчим уральских строек ОГПУ.
Йоханнес Антонов (позже взял имя Иван) появился на свет относительно недалеко от Санкт-Петербурга в семье русских предпринимателей. После окончания Выборгского реального лицея он отправился покорять столицу, Петербург, где поступил в императорскую академию художеств. Там он учился на архитектурном отделении.
Когда грянула революция, Иван был уже взрослым состоявшимся мужчиной. В 1917 году Финляндия провозглашает полную независимость от Советской России. В это же время Антонов защищает диплом – проект здания военно-исторического музея.
В Петрограде не получилось остаться: столица была потрясена революцией, и поэтому найти какую-нибудь работу было трудно. В итоге он решил уехать назад в Выборг, где нашел работу преподавателя рисунка и черчения. Там же он женился на Евгении Бердяевой, которая приходилась родственницей известному русскому философу Николаю Бердяеву.
При этом, даже живя в независимой Финляндии, Антонов активно общался с его знакомыми архитекторами. Однажды, в 1926 году, его знакомый Иван Фомин приглашает его поработать в только что открывшемся филиале Ленинградского института по проектирования металлозаводов в Свердловске. Иван Фомин, на секундочку, это академик архитектуры и один из основателей советского монументального классицизма.
Уже в 1926 году Антонов прибывает на Урал и начинает работать. А через год за ним перебирается и Евгения.
И первое время там архитектор проектирует исключительно индустриальные здания. Среди них были ранние проекты правления, проходной школы фабрично-заводского ученичества Уралмаша, цеха заводов Магнитогорска и много чего еще.
Конечно, Антонов работал не один. С ним на Урал приехали еще несколько архитекторов из Ленинграда. Антонов же руководил ими как архитектор-художник. То есть по сути своей, он был дизайнером. А вот все его коллеги были архитекторами-строителями и инженерами.
Школа ФЗУ Уралмаша
Среди его проектов были и гражданские здания. Так, в конце 1920-х он разрабатывает Клуб пищевиков, который впоследствии, во время Великой Отечественной войны, станет временным пристанищем для ценностей из Эрмитажа. А после войны его украсили в духе сталинской неоклассики. Однако фасады, смотрящие во двор, все еще стоят в оригинальном виде.
В мае 1928 года Антонов переходит на работу в ОГПУ (позднее – НКВД). Тогда на Урале органом руководил Герман Матсон, с которым у Антонова были приятельские отношения, и потому архитектор смог в полной мере реализовать себя.
В итоге Антонову доверили проектирование целых двух жилых комбинатов ОГПУ -- №1 и №2. Сейчас это Второй дом советов и Городок чекистов.
Первый жилой комбинат стал первым и последним домом в стиле своеобразного симбиоза уральского авангарда и северного модерна. То есть Антонов совместил стиль Петербурга (а еще Норвегии, Швеции и Финляндии) с уральской душой.
К сожалению, до наших дней не дошла оригинальная окраска дома. Основная часть здания изначально была окрашена серой штукатуркой, детали эркеров и лестничные выступы окрасили в черный цвет, а под балконами и карнизами пространства оставались оранжевого цвета.
По сути своей, это был первый небоскреб на Урале: башня в целых 12 этажей! Но тогда не все оценили такое новшество. Другие архитекторы считали, что башня может просто не выдержать нагрузки, и даже шли к начальству со своими опасениями. Однако математические расчеты подтвердили, что башня выстоит.
Это был этакий аналог московского Дома на набережной: его заселили представители политической элиты, да и сам Антонов получил квартиру в этом доме. С женой они жили там около двух лет.
Впоследствии две трети жильцов уедут в места не столь отдаленные. Сейчас дом выглядит все так же величественно.
Второй дом советов в свое время был самым высоким домом Свердловска
Жилой комбинат №2, в свою очередь, построили к 1936 году. Это, можно сказать, был целый жилой комплекс в едином стиле, что было редкостью для того времени. Тут были и жилые дома, и общежитие, и даже больницы, школы, детский сад и ясли, санчасть. Тут же построили клуб, который затем стал Дворцом культуры им. Дзержинского. Там были библиотека, кинотеатр, творческие кружки.
Оба комбината проектировались без кухонь. Почему? А потому, что одной из целей было как раз максимально разгрузить домашнее хозяйство. То есть жильцы должны были питаться в столовой или вовсе заказывать еду на дом.
Столовая, к слову, тут тоже была. Как и прачечная и котельная.
К сожалению, в дальнейшем Антонов уехал из страны. В 1931 году Германа Матсона перевели в Белоруссию, а на его место пришел Григорий Рапопорт.
И если Матсон относился к Антонову с доверием, то Рапопорт с подозрением относился к финскому гражданину. Однажды на совещании он и вовсе сказал, просматривая личное дело Антонова: «Как на таком высоком месте может работать финский шпион?»
Уже спустя два года, в 1933 году, Антонову не стали продлевать вид на жительство. Поэтому он всерьез начал опасаться репрессий, и в итоге вместе с женой они уехали в Ленинград. А уже оттуда – в Выборг, домой.
В Финляндии тоже все складывалось не так просто: семейная пара, приехавшая из Советского Союза, выглядела подозрительно. Поэтому их начали подозревать в шпионаже в пользу СССР.
Ивану Павловичу пришлось даже изменить имя на Юхани. Чуть позже он встретил своего старого знакомого по Выборгскому лицею, Ялмари Ланкинена, который устроил советского архитектора к себе в бюро. Всю оставшуюся жизнь художник так и проработал как рядовой проектировщик.
Начиная с 1930-х годов архитектурный почерк бюро Ланкинена изменился: на смену более традиционному стилю пришел строгий функционализм. И это явно совпадает с приходом Антонова. За время его работы в Выборге была построена церковь при кладбище в Таммисуо, приют Ита Тоукола (оба не сохранились) и грузовой терминал (сейчас заброшен). Одноэтажные жилые дома для врачей в больничном комплексе в финском городе Иматра — один из самых крупных реализованных в 1930-е годы проектов бюро — напоминают жилые корпуса Городка чекистов (стоят под углом и имеют односкатную крышу).
В 1944 году, когда Выборг окончательно вошел в состав СССР, бюро Ланкинена перебралось в финский город Лахти. В 1947 году там был построен кооперативный дом, в котором поселились архитекторы — подчиненные Ланкинена, в том числе семья Ивана Антонова.
Последней работой Антонова был интерьер в Доме рабочих в Лахти, созданный в 1965 году. Через два года, в возрасте 80 лет, архитектор умер. Антонов часто говорил в кругу семьи, что свои лучшие здания построил именно на Урале. Он похоронен в Финляндии.
Источник:
6 комментариев
2 года назад
_______________________________________________
А Финляндия тогда часом не в России была?
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
"Поэтому их начали подозревать в шпионаже в пользу СССР."
Надо же, нквдшника подозревают в шпионаже, без всяких оснований, надо сказать!
Удалить комментарий?
Удалить Отмена