Советский быт: дача профессора из фильма «Джентльмены удачи»
Ничто не иллюстрирует советский быт лучше, чем старые фильмы. Да, в то время жили более-менее одинаково, были конечно и те, кто жил побогаче – это заслуженные люди или откровенные мошенники. В фильме "Джентльмены удачи" зрители увидели, как жила советская научная интеллигенция...
«Джентльмены удачи», режиссер Александр Серый, Мосфильм, 1971 год.
То, что советские зрители увидели в фильме, было даже не квартирой профессора, а его загородной дачей. Это сегодня шикарные особняки за городом ни у кого не вызывают удивления, а в советское время дачи, как правило, были всего лишь скромными домиками, куда граждане приезжали огородничать и куда отправляли отслужившие свой век или вышедшие из моды вещи. На даче профессора из фильма "Джентльмены удачи" все увидели совершенно другой быт. Во -первых, камин. По нашим меркам простенький, для советских граждан он был диковинкой – дачные домики отапливались буржуйками или простыми печками.
Во-вторых, предметы интерьера - старинные часы и сувениры на каминной полке, рояль, коллекция оружия на стене, настольная лампа – все указывало на достаток хозяина.
«Джентльмены удачи», режиссер Александр Серый, Мосфильм, 1971 год.
Кресло-качалка – мечта, пожалуй, всех советских людей и символ какой-то иной прекрасной жизни. Маленьким мальчиком я с родителями гостил у родственников. Бабушка оккупировала такое кресло и никого к нему не подпускала. Но однажды нам с братом повезло, никого не было дома и мы устроили из кресла аттракцион. Правда радость оказалась короткой: брат раскачал кресло так сильно, что я опрокинулся и набил на затылке шишку, да еще нагоняй от бабушки получил.
«Джентльмены удачи», режиссер Александр Серый, Мосфильм, 1971 год.
Потертое кресло и керамическая фигурка на обшарпанной тумбочке – это реалии того времени. Статуэтка – традиционный бесполезный подарок, таких на каждой советской даче было в избытке.
Приглядитесь - на стене висит чеканка – тоже традиционный подарок советского периода.
«Джентльмены удачи», режиссер Александр Серый, Мосфильм, 1971 год.
О достатке хозяев дачи свидетельствует и белая скатерть, и электросамовар, и чайный сервиз. Такой же самовар был и у нас дома. Мама за ним бережно ухаживала, натирала до блеска мягкой тряпочкой.
Что касается чайного сервиза, у обычных советских граждан он красовался под стеклом в серванте или буфете, а держать такое сокровище на даче было верхом расточительности.
Белая скатерть тоже была роскошью, ведь куда практичнее клеенка – и протирать легче и стоит не дорого.
Понятно, что показанная в фильме дача – не примитивный огород, а место отдыха. Подтверждением этого служат, в том числе, книги в богатых переплетах на заднем плане. Ведь книги в те времена представляли особую ценность.
«Джентльмены удачи», режиссер Александр Серый, Мосфильм, 1971 год.
Стильная ванная комната – еще один атрибут достатка. На дачах советских граждан из удобств был рукомойник. И часто на улице. Вместо ванны и душа на участках строили бани, которые топили по субботам, под вечер, чтобы смыть пот и пыль после сельхозработ.
Но, вернемся к даче профессора. Большое количество флакончиков свидетельствует о заграничных командировках владельцев дачи.
Герой Крамарова одет в хозяйский шелковый халат. Это ли не признак аристократизма и достатка?
Создание такого уюта на даче было явно не по карману обычному гражданину с зарплатой 120-140 рублей. Да и по причине дефицита это было бы невозможно.
Источник:
40 комментариев
2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Кто это?
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена