А не пойти бы вам… к цирюльнику! Почему брадобреи брались за работу, от которой отказывались хирурги?
Каре, полубокс или только чёлку подровнять – это всё к парикмахеру. А ещё мастера ножниц и расчёски способны создавать на голове самые настоящие произведения искусства.
И сейчас трудно поверить, что безобидная и творческая профессия когда-то была рисковой, крайне ответственной и подчас даже кровавой.
Не только волосы
Шевелюра во все времена выступала в качестве показателя статуса. Соответственно, у знатных и богатых людей уход за причёской – мытьё, укладка, стрижка превращались в целый ритуал. Поэтому к подбору персонала надо было подходить особенно серьёзно и взвешенно (плюс болтовню и желание поделиться подчас секретными вещами тоже никто не отменял).
Впрочем, и в более простой среде для брадобреев находилась работа, ведь зачастую длина волос и бороды регламентировалась на законодательном уровне.
К примеру, жители Японии в период с XVII до второй половины XIX века должны были брить макушку и лоб. Соответственно, парикмахеры трудились неустанно. А европейцам так и вообще в этом плане было очень весело: служителям церкви надлежало избавляться от растительности на лице и выбривать тонзуру на макушке с целью избавления от ненужных привязанностей и усиления энергетической связи с высшим разумом. Начиная с XII века практически в каждом европейском городе имелись бани, при которых работали и парикмахеры.
Вопросы крови
«И цирюльник сделал ему кровопускание». Такие выражения часто используются в литературе, ведь вплоть до позапрошлого века многие медицинские манипуляции осуществляли именно брадобреи и цирюльники. Они вырывали зубы, вправляли вывихи, перевязывали раны. В клиентах с учётом лихих времён недостатка не было.
После появления огнестрельного оружия работы прибавилось: извлечение пуль и осколков стало делом таким же привычным и повседневным, как и стрижка волос и бритьё бороды.
Словом, всё, что находилось на поверхности тела, оставалось в юрисдикции брадобреев. А внутренние проблемы решали уже медики, прошедшие обучение в университетах. И подчас подкованные в теории, но не в практике и ориентированные на лечение отварами и пилюлями медики разбирались в колотых, резаных и огнестрельных ранах хуже, чем недипломированные специалисты по волосам. А некоторым из них, получившим духовный сан, так и вообще запрещено было иметь дело с кровью.
Почему весь этот спектр работ взвалили именно на цирюльников? Этому поспособствовали хороший глазомер, твёрдая рука, владение базовым набором инструментов. Да и понимание человеческой натуры (доверие, открытость, умение расположить к себе) тоже играло роль.
Хирургия от брадобреев
Одной из самых распространённых медицинских манипуляций, осуществляемой руками брадобреев, было кровопускание. Для этого надрезали одну из вен, выпуская определенный объём крови. Методика избавления от дурной крови считалась очень эффективной при широком спектре болезней.
В соответствии с современными взглядами, кровопускание скорее вредно, нежели полезно. Но медики прошлого об этом не знали. Как и о дезинфекции. И порой при кровопускании заносили инфекции, которые точно не способствовали улучшению состояния пациента. Альтернативой – версией лайт выступали пиявки.
А ещё парикмахеры прошлого занимались ампутацией конечностей. В мирное время это была не такая распространенная процедура. А вот во время войны очень даже.
Окончательное разделение профессий доктора и цирюльника произошло примерно в XVII – XVIII веке. Этому способствовало развитие науки. Да и мода тоже сыграла свою роль. И это правильно, ведь каждый должен заниматься своим делом. И если делать его хорошо, то клиенты будут довольны, а польза – очевидна.
Источник:
1 комментарий
3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена