Как в СССР из-за давки за жвачкой погибли десятки подростков
И виноваты в этом вовсе не «кровожадные чекисты», а обыкновенная халатность и стремление к «халяве».
К 1975 году между хоккейными федерациями СССР и западных стран наладилось плотное сотрудничество. Причём на всех уровнях: теперь друг с другом могли играть и опытные профессионалы, и молодые спортсмены. И чтобы провести такую серию молодёжных игр, из канадского Онтарио к нам прилетел юниорский состав «Бэрри Кап».
Они запланировали сыграть с молодёжной сборной СССР, и с молодыми спортсменами «Спартака» и «Крыльев Советов». Канадцы приехали не налегке: у каждого хоккеиста была с собой 15-ти килограммовая банка с жевательной резинкой. Дело в том, что западные корпорации уже тогда поняли, что спортивные мероприятия - это шикарная площадка для рекламы их продукции. И Wrigley’s заключила контракт с канадцами: они должны были бесплатно раздавать жвачку всем желающим. Выглядит странно, потому что её всё равно не продавали в СССР. Странно, но не глупо - компания рассчитывала в будущем всё-таки прийти на наш рынок, и заранее хотела «застолбить» себе местечко и запомниться. Через какое-то время Wrigley’s у нас и появилась, так что стратегически она действовала верно.
Но вот с тактикой и исполнителями ошиблась.
Канадские парни должны были встречаться с советскими ребятами до и после игр, раздавать автографы и фотографироваться. В это время и вручать бесплатные жвачки всем желающим. Это было оговорено на словах, но не прописано в контракте. А раз не прописано - значит можно нарушать договорённости, ведь какая разница как раздавать, главное, чтобы жвачек не осталось. Так рассуждали эти увальни и ни на какие встречи не ходили. Вместо этого, все хоккеисты, которые сидели на скамье, просто разбрасывали жвачки по ближайшим трибунам. Гениальный ход…
Тут надо пояснить, потому что помнят не все, а кто-то и не знает: в 1975 году жвачку в СССР ещё не производили. Это не было товаром первой необходимости или чем-то значимым, и тратить ресурсы на такую ерунду никто не хотел. И правильно делали, были дела поважнее. Но из-за того, что её не было, «настоящая американская» жвачка была настоящей гордостью советского подростка. Привозили жевательную резинку только командировочные или иностранцы, достать её было крайне сложно, поэтому она так и ценилась. Естественно, только у подростков.
И вот к четвёртой игре в московских «Сокольниках» народная молва разнесла слух, что щедрые канадцы бросают жвачку на трибуны. И на стадионе собралось больше 4 тысяч молодых ребят, было полно несовершеннолетних. Во время матча, жвачку получили только те, кто сидел рядом со скамьёй канадцев. А все остальные зрители ждали окончания игры и собирались бежать к автобусам канадских спортсменов. Перед тем, как в них загрузиться, те якобы должны были раскидать ещё немного жвачки в толпе болельщиков. И вместе со звуком финальной сирены, с трибуны подскочили 4 тысячи человек и многие из них кинулись к выходу, который был ближе всего к автобусам канадцев.
Тут и случилась беда: выход был закрыт.
Нелепая и трагическая случайность - один из сотрудников стадиона должен был контролировать движение зрителей к тому выходу, вместо этого он его закрыл и ушёл домой, не дождавшись окончания игры. И случилась страшная давка: те кто бежали первыми, налетели на закрытые двери, и их зажали те, кто спешил следом. Тогда погиб 21 человек.
Об этой истории в советские времена упоминать не любили, она всплыла только в нулевых. И тут же странные граждане принялись вопить про «нищий СССР» и «гляньте-ка, они за жвачку давились». Во-первых, случилась беда, погибли молодые ребята - так что любителям позубоскалить надо бы успокоиться. А во-вторых, ну это же были в основном подростки, для них дефицитная жвачка была крутой и статусной вещью, поэтому они за ней и ломились. Ну и наконец, надо вспомнить «чёрные пятницы» и прочие распродажи в западных магазинах - когда ошалевшие люди дерутся и сносят всё на своём пути, лишь бы ухватить заветный товар со скидкой.
Что касается той серии игр - даже после трагедии канадцем дали её закончить. Правда, жвачку они больше не раскидывали. А через пару месяцев перед судом предстал тот самый нерадивый работник стадиона и его руководство. Каждый получил до 3 лет тюрьмы.
А через год в СССР наладили производство собственной жвачки. Она была «не очень», или жевалась как подошва, или сразу расползалась в лохмотья. Тем не менее, она перестала быть дефицитом. И после этого никто уже давку из-за жевательной резинки не устраивал.
Источник:
9 комментариев
3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена