Как на себе испытывал снаряжение рядового русской армии Николай II
ИЗ ДНЕВНИКА НИКОЛАЯ II ЗА 1909 ГОД.
«24-го октября. Суббота. Утром надел рубашку 16-го Стрелкового полка и полное походное снаряжение и отправился по Ливадии и Ореанде. Вернулся через час и сорок минут довольный испытанием, но мокрый насквозь...»
А. А. Мосолов (он служил в Министерстве двора) в книге «При дворе последнего Российского Императора» так описал этот случай:
«Когда в Военном Министерстве обсуждался вопрос о новом снаряжении для пехотинцев, Государь решил проверить его. Никто кроме Министра двора и Дворцового коменданта об этом намерении не знал. Дело было в Крыму. Как-то утром Царь потребовал себе комплект нового обмундирования, которое накануне привезли в полк, находившийся близ Ливадии.
Надев новый мундир, Государь водрузил на спину ранец, взяв с собой столько хлеба и воды, сколько полагалось солдату, и с винтовкой на плече в полном одиночестве прошел двадцать верст, а потом вернулся по другой дороге. Всего он преодолел более сорока верст, более 40 км.
Ко дворцу он приблизился уже после захода солнца, спустя восемь с половиной часов после выхода – в пути Царь несколько раз отдыхал. Только после такого испытания он признал новое снаряжение подходящим и впоследствии утвердил его.
Командир полка, форму которого надел в тот день Император, испросил разрешение зачислить Николая II в Первую роту и на перекличке вызывать его, как рядового. Государь на это согласился и потребовал себе солдатскую послужную книжку, которую собственноручно заполнил.
В графе «Имя» Император написал: «Николай Романов». А в графе «Срок службы» – «До гробовой доски».
Из воспоминаний унтер-офицера Ивана Кретова.
«Я стал надевать снаряжение на Государя Императора, его Императорское Величество в это время изволили меня расспрашивать о назначении различных вещей снаряжения. Государь взяли винтовку и приказали мне: «Будь здесь». Возврата казенной собственности ждал больше двух часов — именно столько времени заняла «прогулка» императора".
Маршрут был такой: от Ливадийского дворца к берегу моря, затем наверх, к Ореанде (там находился старый дворец), а затем — обратно в Ливадию. Местность эта, если кто не помнит, изобилует спусками и подъемами. По дороге, кстати, царь встретил офицера, и… первым отдал ему честь. Все по уставу — ведь Николай II был в форме рядового. В полной выкладке он прошагал 10 верст — более 10,5 км.
Дней через пять командира 1 роты 16 стрелкового полка Николая Бреслера вместе с командиром полка Кияновским пригласили в Ливадийский дворец, Николай II поделился впечатлениями от марш-броска. Поблагодарил за экипировку, пожаловался, что натер плечо лямкой мешка, отметил, что боялся: лопата будет мешать при ходьбе, но она неприятностей не доставила.
Бреслер заметил, что в возвращенном снаряжении присутствует одна «неисправность»: записная книжка солдата осталась чистой. Обычно в нее вносит запись старший по званию, но если рядовой грамотен, он делает это самостоятельно.
На следующий день в казарму 1-й роты 16-го стрелкового полка доставили документ рядового под № 1 1-й роты 1-го взвода 1-го отделения. «Николай Романов. На службе с 16 июня 1884 (в этот день он поступил на военную службу.)». В графе «на правах» император указал: «никаких» и добавил «до гробовой доски». К слову, эта записная книжка рядового стрелка отпечатана была сроком на десять лет, до 1919-го.
Солдатская экипировка, в которой он прошагал десять верст по Южному берегу, хранилась в стеклянной витрине, устроенной в казармах — чтобы солдаты знали: царю тоже довелось «тянуть лямку рядового». Куда она подевалась после революции — неизвестно.
Из чего состояло полное снаряжение солдата.
Скатанная шинель, веревка, шинельный ремень, полотняная палатка, полустойка с двумя приколышками, винтовка, алюминиевый котелок, лопатка и чехол к ней, патронташ, 120 патронов, две патронные сумки, запасная сумка, алюминиевая баклажка, пояс с медной бляхой. Остальное добро помещалось в вещевом мешке. В нем находилась записная книжка — так назывался главный солдатский документ со сведениями о рядовом. А еще — две тельных (нижних) рубахи, исподние брюки, личное полотенце, две пары портянок, рукавицы, чарка, два мешка с 5 фунтами (больше 2 кг) сухарей и мешочек с 1/8 фунта (примерно 50 г) соли. Но это еще не все: мешочек с мылом, иголки, нитки, пуговицы, гребенка. Для чистки ружья — палочки, муфта, протирка, отвертка шпилька, тряпка, пакля, щетка. Общий вес солдатского снаряжения с оружием — 2 пуда 2 и ½ фунта (33 кг).
Русский солдат, носящий форму и снаряжение, испытанные и одобренные царем Николаем II c. 1910s
Источник:
34 комментария
3 года назад
Жаль что она не проявилась когда бросил армию в мясорубку Первой мировой, хрен знает в каком качественном состоянии, и хрен знает зачем.
А рубище и лапти хлеборобов и рабочих царь-батюшка не примерял?))
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена