Как на «пустопорожнем месте» появилась одна из лучших галерей Москвы. История Цветковской галереи
История владения № 29 на Пречистенской набережной прослеживается с начала XIX века.
В 1898 году Иван Евменьевич Цветков, известный коллекционер, приобретает здесь у мещан Квасниковых «пустопорожнее место». Участок предназначался для строительства здания галереи, где предполагалось разместить обширную коллекцию произведений русских художников, которую Цветков собирал с 1881 года.
Архитектурная концепция здания должна была соответствовать «русской» идее собрания Цветкова. Автором проекта, выполненного в неорусском стиле, выступил известный мастер исторической и фольклорной живописи В.М. Васнецов.
Строительство особняка в 1899-1901 годах осуществили архитектор В.Н. Башкиров и инженер-архитектор Б.Н. Шнауберт. По оценочной описи значились двухэтажный дом с подвалом, «частью жилым, частью нежилым», каменным открытым крыльцом и каменное одноэтажное строение во дворе «для принадлежностей». В доме были водопровод, канализация, центральное отопление дровами.
В 1909 году И.Е. Цветков передал свою коллекцию в дар Москве, с условием пожизненного проживания в особняке. Цветков скончался в феврале 1917 года, за несколько недель до отречения императора Николая II. Национализированная галерея функционировала как самостоятельный музей до 1925 года.
Затем она получила статус одного из отделов Третьяковской галереи, позже часть ее собрания вошла в Государственный музейный фонд и распределилась по другим музеям России. В 1942 году бывший особняк Цветкова был предоставлен для размещения французской военной миссии в СССР. В наши дни в здании находится военный атташат Франции.
Реставрация особняка была ориентирована на максимальное воссоздание утраченных элементов фасадов, соответствующих первоначальному авторскому замыслу. Проект учитывал опыт реставрации комплекса зданий дома Игумнова на Большой Якиманке.
Позднее покрытие основного объема кровли и кровли козырька крыльца дворового фасада из оцинкованного листа было заменено на черепицу из цинк-титана. Также из цинк-титана были выполнены резной подзор свеса кровли, водосточные воронки и трубы. По архивным фотографиям воссоздано утраченное коньковое завершение шатра над дымниками. Воссозданы столярные заполнения внешней нитки окон, окон люкарен, а также деревянные въездные ворота.
Восстановлен исторический облик элементов архитектурного оформления — наличников, колонок, фронтончиков. Согласно проекту реставрации они были выкрашены в белый цвет. Восполнены утраты изразцового фриза. Металлические решетки на окнах цокольного этажа воссоздавались по образцу сохранившихся решеток на главном фасаде. Площадки крылец главного и дворового фасадов были воссозданы из натурального камня.
В 2016 году памятник стал лауреатом премии "Московская реставрация" в номинациях - "За лучший проект реставрации и приспособления" и "За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ".
Источник:
0 комментариев