Д'Артаньян мнимый, предполагаемый и настоящий
Видение этого, пожалуй, самого известного в мире гасконца у каждого своё: кто-то ориентируется на книжные иллюстрации, у других в воображении сразу рисуется образ неподражаемого Михаила Боярского. И хотя в «Трёх мушкетёрах» Дюма описывал множество реальных исторических фигур, с главным героем как раз и возникла проблема.
Точнее не совсем так: прототип персонажа действительно был: господин Шарль Ожье́ де Бац де Кастельмо́р, граф д’Артанья́н и кардиналу Мазарини служил, и всякие особые поручения для его высокопреосвященства выполнял. И мушкетёрами командовал. Но, видимо, граф так был занят заботой о своей родине, что попозировать для портрета времени не выделил. Или не захотел.
А посему по мере роста интереса к персоне и произведению появилась утка: это якобы изображение д'Артаньяна на развороте первого издания книги «Мемуары господина д'Артаньяна» Гасьена де Куртиля. Книга вышла в свет спустя 27 лет после смерти великого гасконца.
Естественно, мемуары были плодом фантазии автора, поскольку граф был малограмотен. Нет, завитушку-подпись он мог поставить на бумаге. Или записку на пару строк выдать. Но чтобы подобное жизнеописание литературным языком – нет, не до грамоты ему было.
Книга была снабжена множеством других изображений в аналогичном стиле. Для наглядности повествования. Но это просто иллюстрация. Как, к примеру, и это:
Потом по Сети разнеслась новость, что обнаружился настоящий портрет д'Артаньяна.
На поверку оказалось, что искусствоведы, что называется, притянули новость за уши для пиара частного музея. А в действительности на портрете нет ни имени, ни воинских регалий. Только некий мужчина, который может быть и не француз вовсе. С датой рождения самого графа точности нет: известно, что он появился на свет в промежутке с 1610 по 1620 год. А перевязь, к которой художник явно пытался привлечь внимание, была обычным элементом мужской моды того исторического отрезка. Да и качество выполнения портрета, мягко говоря, не будоражит воображение.
А вот у фрагмента картины знаменитого голландского художника Адама Франса ван дер Мейлена «Прибытие короля Людовика XIV в лагерь под Маастрихтом» шансы значительно выше. Художник – современник д'Артаньяна. И он практически неотступно следовал за королём. И не мог не знать одного из известнейших героев того времени. К слову, д'Артаньян и был убит в сражения под Маастрихтом – поймал шальную пулю.
Доказательств явно больше, нежели в двух предыдущих случаях. Но есть ещё одно изображение. Точнее, просто гравюра под названием «Торжественный въезд в Париж короля Людовика XIV и королевы Марии Терезии в августе 1660 г.». Цель её создания была чисто практическая: кто какое место должен занимать в процессии, чтобы не создавать хаоса и суеты, а являть исключительно упорядоченную планомерность. На гравюре есть подписи, и этот персонаж тоже поименован. Но гравюра – есть гравюра. Лица и особенностей здесь особо не разглядеть. Но это хотя бы что-то.
А как вы считаете, на какой из картин и гравюр изображён действительно настоящий д'Артаньян?
Источник:
38 комментариев
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена