Как снимали первый мюзикл, ставший легендой. "Весёлые ребята"
"Весёлые ребята" не только прославили Любовь Орлову, сделав её мировой звездой, но и создали благоприятный климат для развития комедий в стране и дали большой задел на будущее.
За несколько лет до появления этого мюзикла политбюро и правящее руководство Совкино сформировали и утвердили 5-ти летний план постановки лёгких музыкальных комедий, которые должны быть понятны простому народу и нести социальные ценности. В конце 20-х годов 20 века именно этот жанр был особенно востребован у зрителей, которые активно скупали билеты на сеансы старых американских музыкальных фильмов и на картины царского времени. С этим нужно было что-то делать и нести в массы идеи и ценности советской республики.
Стране нужны были новые, смелые режиссёры, способные с помощью кино вдохнуть жизнь в сценарии комедийного жанр. Вернувшись из США, молодому режиссёру Григорию Александрову, Борис Шумяцкий, руководитель Совкино, организовывает встречу со Сталиным на даче Горького, и после дружественной беседы, о приключениях русских кинематографистов в Америке, становится ясно, что Сталин неформально утвердил того, кто будет делать правильные народные фильмы. Хотя изначально режиссёром первого мюзикла должен быть мастер Сергей Эйзенштейн, но он отказался, а его Александров соглашается, что и послужило разрывом между ними. Тем не менее, в будущем Эйзенштейн помог своему ученику сделать эскизы нескольких сцен.
Эскиз Сергея Эйзенштейна к фильму "Весёлые ребята"
Леонид Утёсов также в 20-х годах жил и работал в Париже, изучал тренды и работы известных джазовых музыкантов того времени и, вернувшись обратно, создал оркестр "Теа-джаз", особенностью которого была не только игра музыкантов, но и театрализованное представление. Такие выступления ярко выделялись на фоне других музыкальных коллективов, у зрителей это вызывало восторг, а у конкурентов Утёсова зависть и осуждение "буржуазных танцулек". Не смотря на это Леонид работал и делал своё дело, что тоже было замечено Шумяцким. И именно на базе его нашумевшего музыкального спектакля "Музыкальный магазин", о жизни музыкантов, был создан литературный сценарий фильма, в котором Костя Потехин стал прообразом талантливого Утёсова.
До съёмок Любовь Орлова уже состоялась как певица и танцовщица в театре Немировича-Данченко. После выхода фильма окончательно прославилась не только в СССР, но и во всём мире. Ещё бы, "Весёлые ребята" по праву можно называть первым советским мюзиклом с лёгкими нотками политической сатиры, который показал простые человеческие отношения людей, связанные музыкой.
Творцам картины пришлось противостоять системе и заскорузлости мышления тех, кто противился запуску производства фильма, считая, что фильм должен нести верные ценности, а не быть просто комедией. Переломным моментом стала фраза Александрова, в которой он подчеркнул, что его задача как режиссёра делать простые и понятные народу комедии, что сочеталось с вектором партии. И картине был дан "зелёный свет".
Создатели фильма позаимствовали и доработали некоторые приёмы и комедийные сцены из американского кинематографа. В частности у студии Диснея были взяты варианты анимации, но из большинства анимационных нововведений в фильме оставили только птички-ноты на проводах и начальные титры, выполненные в классике американской анимации.
Заставка мюзикла "Весёлые ребята".
Стоит обратить особое внимание на то, какая кропотливая и гигантская работа была проведена до начала съёмок - например, первая сцена, хронометраж которой 4.5 минут, снималась в постоянном движении, с детьми и управляемым стадом животных, практически одним кадром с потрясающей игрой всех актёров, массовкой и яркой постановкой.
По тем временам - это было верхом профессионализма. И это всё придумал и реализовал оператор-постановщик и самоучка Владимир Нильсен.
Он же продумывал многие сцены фильма как с технической, так и творческой стороны, тащил на себе производство.
Съёмочная площадка "Весёлые ребята".
И схема финальной сцены.
Сложно представить, на какие хитрости приходилось идти режиссёру и съёмочной группе, пастухам, актёрам, чтобы снять несколько сцен с животными. Известно, что самые "сложные" актёры - это дети и животные, если с первыми можно как-то договориться, то с последними крайне сложно. Коров, овец, поросят в сцене званого вечера поили настоящим, крепким алкоголем и всё для правдоподобия. Ну, а съёмки этого банкета проходили на даче известного российского медика Сергея Федорова (он первый в мире произвёл переливание крови).
К сожалению, большая сцена с утренним разбором полётов в колхозе, после пьяной выходки стада на даче, была вырезана из сценария в силу того, что авторы провели сатирические параллели между животными и людьми, которые тоже бедокурят, напиваются, портят имущество и тем самым подставляют начальство. Также была вырезана большая сложно-постановочная сцена полёта музыкальной группы на первом советском пассажирском самолёте "Максим Горький", но некоторые смешные элементы в последствии всё же реализованы в фильме "Волга-Волга".
После прочтения сценария Любовь влюбилась в проект, подписала контракт и уже начала готовиться к поездке на съёмки, но Немирович-Данченко отказался отпускать молодую актрису. Судьбоносную роль в кино-экспедиции сыграла Фаина Раневская, давшая силу принятия решения молодой и целеустремлённой актрисе.
Как часто бывает, на площадке между актрисой и режиссёром возникает творческо-личностные отношения. Так случилось и с режиссёром Григорием Александровым и Любовью Орловой, который стал её вторым мужем в 1933 году. К сожалению, Бог не дал ей детей.
Весёлые ребята были окрашены в Лос-Анжелесе по заказу Первого канала, премьера состоялась в 2010 году.
Если бы не Леонид Утёсов, который предложил сделать полный метр, фильм остался бы короткометражкой. Его идею поддержали, начали писать сценарий, первая версия которого имела очень простое и ёмкое название "Пастух", а рабочее название картины было "Джаз-комедия", предложенное Шумяцким. Сценарий был написал за рекордные 2 месяца. Рецензию первый драфт дали сотрудники "Комсомольской правды", некоторые эпатажные, провокационные сцены были удалены.
Картина также имела и другие названия "Весь мир смеётся", "Скрипач из Абрау", а отцом названия "Весёлые ребята" стал Максим Горький, который посмотрел фильм и дал своё положительное заключение, особенно он отметил прекрасную постановку сцены драки музыкантов и смелую сцену с гробом и катафалком, отметив, что американцы на такое ы не пошли. Вот так работа Сергея Эйзенштейна над эскизами была оценена писателем. Сталин также высоко оценил работу режиссёра и разрешил прокат фантастическим по тем временам тиражом 5 337 копий! Премьера состоялась в декабре 1934 года.
До официальной премьеры фильм показали на Венецианском фестивале и "ребята" стали первой советской джаз-комедией, представленной на фестивале, получившей призы, высокие оценки кинокритиков и простых зрителей.
Источник:
5 комментариев
2 года назад
И привели к инфаркту медика. Так как Александров, воспользовавшись отсутствием хозяина, не стал заморачиваться с реквизитом. Когда Фёдоров увидел то что осталось от дачи... Крыша была цела. А паркет, двери, окна, стены внутри и снаружи, мебель, посуда, одежда, нет.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Вечером 8 октября 1937 года был арестован в номере 276 отеля «Метрополь», где проживал с супругой. Осуждён Военной коллегией Верховного суда СССР по статье «шпионаж» УК РСФСР и 20 января 1938 года расстрелян[12]. Место захоронения общая могила расстрельного полигона Бутово-Коммунарка[13].
Реабилитирован 16 мая 1956 года определением Военной коллегии Верховного Суда СССР[12].
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена