Как сейчас живут староверы
Немного истории. Старообрядцы сначала именовали себя "православными християнами", а свою веру - "правой верой". Они поначалу не принимали термины, которыми называли тех, кто не подчинился реформам Никона - "брынская вера", "старообрядцы", "раскольники", "староверы", "раскольщики". Термины "старообрядцы" и "староверы" они стали использовать как самоназвание. РПЦ Московской патриархии частенько презрительно называют "никонианской".
Власти не признавали старообрядцев, они были вынуждены уходить в подполье и логично, что движение было сразу расколото на десятки самых разных групп и общин с разными обрядами и правилами. Сейчас в староверческой нише есть несколько основных направлений.
РПСЦ
Русская православная старообрядческая церковь, которую также называют Белокриницкой иерархией. Её так называют по месту основания - местечко Белая Криница на территории Австро-Венгрии в 1846 году. Глава церкви - митрополит Корнилий, а общины есть во многих городах по всему миру.
ДПЦ
Это ещё одно значимое направление - Древлеправославная поморская церковь. В отличие от староверов белокриницкого согласия ДПЦ церковь беспоповская и её духовные лидеры называют себя не священниками, а наставниками.
Единоверцы
Это старообрядцы, которые соблюдают дониконианскую традицию, но при этом признающие иерархическую юрисдикцию Московского патриархата.
Остальные группы и согласия незначительны. Один из современных историков старообрядчества Дмитрий Уршуев считает, что "не все староверческие общины выдержали проверку временем. До наших дней не дотянули многие согласия, некогда бывшие весьма многочисленными. Поредели общины федосеевцев и спасовцев. По пальцам можно пересчитать бегунов, мелхиседеков, рябиновцев, самокрестов, титловцев и филипповцев".
Царское правительство преследовало старообрядцев и они были вынуждены селиться максимально далеко от того, где централизовалась власть. Именно поэтому старообрядческие общины можно было встретить в удалённых областях русского севера, Сибири, Прибалтике, западных губерниях и других удалённых районах. Многие оставили территорию России и выехали в Румынию, Южную Америку, Османскую Турцию, Канаду и другие многие страны.
Те, кто выехали в другие страны до сих пор хранят традиционный уклад, говорят на архаичном русском языке, на котором говорили ещё их предки. Сейчас основным центром старообрядчества в России считается община Рогожского кладбища РПСЦ в Москве. Там в одном месте находится сразу несколько магазинов, церквей, кладбище, жилые дома, принадлежащие старообрядцам. Если хочется вживую посмотреть на их традиции, то стоит поехать именно туда.
В Сибири, Туве, на Урале можно до сих пор встретить целые деревни, на улицах которых можно увидеть длиннобородых мужчин в домотканных рубашках навыпуск, женщин в длинных традиционных платьях и платках. Да, в большинстве таких деревень уже есть электричество, телевизор, мобильная связь и даже интернет. Но несмотря на такие новшества жители деревни продолжают двупёрстно креститься, отрицать бритьё бороды и соблюдают древнее благочестие.
В этих деревнях практически не пьют и не курят. А если пойти дальше, вглубь лесов и подальше от таких далёких деревень, то там будут совсем уж старообрядческие скиты, где нет ни телефонов, ни электричества, ни вообще каких-либо признаков современной жизни. Но число таких скитов уменьшается с каждым днём.
Но стоит знать, что к посторонним в таких поселениях относятся очень подозрительно, если не сказать хуже. Многие века преследований дали свои плоды и для жителей этих сёл "чужаки" - это всегда в первую очередь угроза.
Старообрядцы в мегаполисе
Да, не все они удалились подальше от цивилизации. Многие из них даже в Москве стараются носить традиционные одежды, не брить бороду. Но если заглянуть в старообрядческий храм в столице, то можно увидеть и современно одетых, с подстриженными бородами, а то и вовсе без них. Некоторые выбирают компромисс - в будние дни носят одежду обычную, а в храм надевают традиционную.
Также они могут пользоваться мобильной связью, интернетом, у них есть свои собственные книги, журналы, издательства и интернет-сообщества. Часть из них - это неофиты, те, кто искали для себя истинную веру и нашли её в старообрядчестве.
Если вы заинтересуетесь и захотите посетить старообрядческий храм, то нужно быть готовым к очень холодному приёму, не забыть надеть закрытую обувь и одежду с длинным рукавом, а женщинам юбку/платье с длинным рукавом и платок.
Лучше всего прийти на утреннюю воскресную службу в воскресенье, встать у входа и (очень важно) не креститься и не молиться. Крещение тремя пальцами и неправильное поведение может просто оскорбить присутствующих ревнителей старой веры.
Также надо понимать, что при входе могут спросить, зачем вы пришли, в храм РДЦ (беспоповский) могут вообще не впустить. Можно зайти в храм, когда там нет служения, но тогда теряется самое главное - увидеть традиции предков такими, какими они были до середины 17 века.
Источник:
51 комментарий
2 года назад
Под самой Москвой, Егорьевск и Орехово-зуево испоконные вотчины старообрядцев.
Жили там испокон века и Родине пользу приносили при всех строях.
Хлудовы, Морозовы и прочая.
Бабушка по маме оттуда, из старообрядцев.
Своеобразные они конечно, но доброжелательные, без заскоков и "секстанства"
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Если взять за правило то, что есть некий бог, который есть свет, добро и справедливость, который есть внутри каждого из людей, то для человека, у которого он есть внутри нет смысла устраивать дополнительные развлечения для того, чтобы люди вели себя так, как хотели бы, чтобы вели себя по отношению к ним.
для меня вера - это то, на что может опереться человек, когда нет своих сил (по разным причинам) подняться и жить. многие приходят к вере после тяжелейших событий в своей жизни, потому что им нужен своего рода костыль, чтобы подняться. не вижу в этом ничего плохого или странного - у каждого свой костыль.
А все эти развлечения - как креститься, да кому молиться, - это человеку надо, чтобы покраше верить было, да за что крестовые походы проводить.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
я про остальные игрища, из которых меня особенно веселит обрезание. Это ж надо было чисто гигиеническую процедуру в религию присунуть.
Читала у кого-то, не вспомню автора книги, что уважаемому ребе задали вопрос: "Посуди, сказал, сам, о член раввинского совета, зачем Богу, которому принадлежат все сокровища неба и земли, этакое сокровище – кусочек твоей пиписьки?"
Ребе очень оскорбился, приказал побить камнями вопрошающего, но на вопрос так и не ответил.
Как по мне, вот это и все, что нужно знать о религии. Не о вере. Вера она не про то, кто в какой одежде ходит, сколько постится и сколько баранов режет. Она про мысли и поступки.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
А пост это не поступок? А одежда это не поступок? А молитва это не мысль? Мне кажется, у вас крайне поверхностное понимание религиозных обрядов и впринципе религиозных катехизисов. Молитва есть разговор, рефлексия. Пост есть способ лечения и спасения - не знаю за другие, но в православии к постам отношение не строгое и все те, кто не могут поститься по каким-либо причинам, могут без зазрения совести этим не заниматься. Для остальных же это не только проверка своих психических сил, но и очищение организма, проведение внутренней ревизии. В войну пост христиан был также и частью идеи "всё на фронт" - христиане в тылах таким образом могли дать фронту больше продовольствия. И так далее.
Крест... Знаете, я не могу придумать ничего нагляднее, чем автомобиль. Вот есть автомобиль. Всё, из чего он состоит - атрибуты. Вот вы сказали, что достаточно одного колеса(креста) и автомобилем можно пользоваться. Далеко вы на этом колесе уедете?
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Не совсем с вами соглашусь про сравнение автомобиля и креста. Потому что все, что есть в автомобиле - это не атрибуты, а как вы правильно сказали - способ, чтобы ехать, без всего того, что в нем есть - машина просто не поедет.
Но разве нужно человеку, чтобы помолиться, отправить богу запрос, что-то кроме его самого? По сути, вера - это нравственный ориентир и в целом ее можно заключить в одно понятие: относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Для того, чтобы не красть, не убивать и прочее по списку, не нужно как-то правильно есть, как-то по-особому одеваться, отрезать себе части тела и так далее.
Чисто мое мнение, не претендующее на истину: все эти ритуалы, пейсы, бараны и одежды - это от того, что люди не могут просто так поверить и жить в любви друг к другу, как в общем-то Иисус и просил в Новом Завете. Им надо что-то осязаемое, вот тогда они поверят, что где-то там сидит некий бог, который их конечно же встретит и все им воздаст по делам. Так то религия.
Вера не рассуждает - есть он или нет. И доказывать самим себе его существование голоданием, пейсами, бараньими головами, храмами, от которых глаза слепнут нет смысла.
Я встречала по-настоящему верующих людей. Так они вот этим всем не занимаются. Молитвами рак не лечат. И на службах часами коленки не протирают. Они просто стараются жить так хорошо, на сколько у них получается, а в тяжелые минуты/дни просто стараются обратиться туда, выговорить боль. И им легче становится.
Спасибо, что дочитали)
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Ближе к городам - возможно, ровно так же как и амиши продают свои продукты, изделия и к ним можно приехать "поглазеть".
Удалить комментарий?
Удалить Отмена