Орфей и Эвридика: краткое содержание мифа и опера «Орфей и Эвридика»
Орфей и Эвридика — персонажи древнегреческого мифа, муж и жена. Орфей великолепно играл на кифаре и пел, пленяя своей музыкой все живое и неживое. Красавица-нимфа Эвридика была его горячо любимой супругой.
Когда Эвридика умерла, безутешный Орфей спустился за ней в царство мертвых. Там он своим пением и музыкой тронул подземных богов Аида и Персефону, и те согласились отпустить его любимую обратно в мир живых.
Лишь одно условие поставили боги Орфею — не смотреть на жену, покуда они не покинут подземного царства. Но это условие муж нарушил: не слыша ее шагов за спиной, он обернулся. Эвридике пришлось вернуться в Аид.
Эдвард Пойнтер. Орфей и Эвридика
Эта трагическая история подробно изложена в поэме «Метаморфозы» древнеримского классика Овидия.
Миф об Орфее и Эвридике – краткое содержание
Фракиец по имени Орфей был любимцем бога Аполлона, покровителя искусств, и тот научил его играть на кифаре лучше любого из смертных. Даже деревья и камни не могли устоять перед его музыкой.
Орфей влюбился в прекрасную Эвридику. Они поженились, хотя бог брака Гименей предсказал, что их счастье будет недолгим. И действительно, вскоре Эвридику в лесу укусила змея, и девушка умерла.
Якопо дель Селлайо. Орфей и Эвридика
Орфей сложил печальную песню, которая тронула и людей, и природу, и богов. А затем вдовец спустился в подземное царство Аида, в мир мертвых, чтобы найти свою возлюбленную. Он сумел преодолеть реку Стикс, разжалобив своей музыкой перевозчика Харона, и даже грозный трехголовый пес Цербер не тронул певца.
Орфей предстал перед владыками подземного мира — Аидом и Персефоной. Играя на кифаре, он сумел тронуть даже мрачного Аида. Внимая песне Орфея, Тантал на время забыл терзающие его голод и жажду, Сизиф прекратил бесконечно вкатывать на гору свой камень и глубоко задумался, а Данаиды перестали наполнять данный им в наказание бездонный сосуд.
Властитель мира мертвых согласился отпустить Эвридику на землю, дав Орфею в проводники бога Гермеса. Но поставил одно условие: Орфей не должен смотреть на жену до тех пор, пока не выйдет из подземного мира, иначе потеряет ее навеки.
Камиль Коро. Орфей, ведущий Эвридику из царства теней
Благодарный Орфей пустился в обратный путь. Но он не слышал позади шагов Эвридики — тень ступала бесшумно. Испугавшись, что рядом никого нет, за несколько шагов до выхода на землю Орфей обернулся. Так он нарушил запрет Аида, и душа Эвридики вернулась в царство мертвых.
Мишель-Мартен Дроллинг. Орфей и Эвридика
Орфей бросился обратно к Стиксу, но в этот раз Харон остался глух к его мольбам. Семь дней и ночей просидел вдовец на берегу реки мертвых, а после вернулся во Фракию.
Что было после. Смерть Орфея
Еще четыре года прожил Орфей после смерти Эвридики. Он не смотрел на женщин, которые добивались его внимания, а привечал лишь юношей, пишет Овидий:
Вот созвездием Рыб морских заключившийся третий
Год уж Титан завершил, а Орфей избегал неуклонно
Женской любви. Оттого ль, что к ней он желанье утратил
Или же верность хранил — но во многих пылала охота
Соединиться с певцом, и отвергнутых много страдало.
Стал он виной, что за ним и народы фракийские тоже,
Перенеся на юнцов недозрелых любовное чувство,
Краткую жизни весну, первины цветов обрывают.
Овидий. «Метаморфозы»
Однажды весной Орфей, взяв в руки кифару, сидел на холме и пел чудесную песню. Ему внимала вся природа, и даже деревья сдвинулись с места и окружили его.
Услышали песню и неистовые вакханки, служительницы бога вина Диониса. «Вот он, презирающий нас!» — воскликнула одна из менад, чью любовь Орфей отверг в прошлом. Камнями и жезлами забили девушки певца и разорвали его тело на части.
Голову и кифару Орфея они бросили в реку. Воды понесли их к берегам острова Лесбос, где с тех пор слышны звуки дивных песен Орфея.
Джон Уотерхаус. Нимфы, нашедшие голову Орфея
За это злодеяние Дионис превратил убийц в дубы. Золотую кифару олимпийские боги поместили на небе среди созвездий. А останки певца собрали и похоронили музы.
Душа Орфея отлетела в царство Аида, где вновь соединилась с духом Эвридики. Так и блуждают они вместе по сумрачным полям подземного мира. Но теперь уже Орфей не боится обернуться и не увидеть любимую.
Тень же Орфея сошла под землю. Знакомые раньше,
Вновь узнавал он места. В полях, где приют благочестных,
Он Эвридику нашел и желанную принял в объятья.
Там по простору они то рядом гуляют друг с другом,
То он за нею идет, иногда впереди выступает, —
И не страшась, за собой созерцает Орфей Эвридику.
Овидий. «Метаморфозы»
Есть, впрочем, и другие легенды о гибели Орфея. Например, Павсаний излагает версии, что певца поразил молнией Зевс «за те речи и откровения, которым, неслыханным прежде людьми, он учил в таинствах и обрядах», либо что он покончил с собой, не сумев вызволить Эвридику из царства мертвых.
Опера «Орфей и Эвридика». Слушать музыку
«Орфей и Эвридика» — знаменитая опера немецкого композитора Кристофа фон Глюка, видного представителя классицизма. Произведение было написано в 1762 году, и это самая ранняя опера из тех, что традиционно исполняются в сегодняшних театрах.
Либретто создал изначально на итальянском языке Раньери де Кальцабиджи. Партию Орфея должен был исполнять певец-кастрат (такие исполнители обладали высоким голосом, недоступным обычным мужчинам). С исчезновением подобных певцов оперу пришлось переделать: главную партию стал исполнять тенор, а Гектор Берлиоз спустя сто лет и вовсе сделал партию Орфея женской.
В основе сюжета лежит версия мифа об Орфее и Эвридике, изложенная в «Георгиках» Вергилия. Множество подробностей опущено, чтобы не перегружать оперу действием. Зато в ней много хоровых номеров и балетных вставок. При этом опера в традиции своего времени завершается не трагическим, а счастливым концом.
В первом действии Орфей, потерявший Эвридику, решает спуститься за ней в царство мертвых. Бог любви Амур подсказывает, как это можно сделать, и предупреждает, что на пути из царства Аида нельзя будет оборачиваться и смотреть на возлюбленную.
Второе действие происходит в подземном мире, где Орфей побеждает фурий, а затем Блаженные тени отпускают с ним Эвридику. Муж и жена отправляются в мир людей.
В третьем действии Орфей и Эвридика извилистыми тропами пробираются к свету. Она постепенно возвращается к жизни и начинает сетовать, что муж даже не смотрит в ее сторону: хватает за руки, пытаясь привлечь внимание, и умоляет бросить хоть один взгляд. Наконец Орфей смотрит на Эвридику и обнимает ее. В этот момент она умирает. Звучит самая знаменитая ария оперы — «Che faro senza Euridice» («Потерял я Эвридику»).
Орфей пытается убить себя, но его останавливает Амур. Боги, пораженные его любовью, воскрешают Эвридику. Опера завершается праздником в храме Амура.
Советская рок-опера «Орфей и Эвридика», хипхопера Noize MC
«Орфей и Эвридика» — так же называется первая советская рок-опера, которую в 1975 году написали Александр Журбин и Юрий Димитрин. Поставил ее ВИА «Поющие гитары» в оперной студии при Ленинградской Консерватории (в роли Орфея — Альберт Асадуллин, в роли Эвридики — Ирина Понаровская). Поскольку советские власти негативно относились к понятию «рок», постановку называли на немецкий манер «зонг-оперой».
Советской зонг-оперой вдохновился российский рэпер Noize MC, в 2018 году выпустивший альбом под названием «Хипхопера: Орфей & Эвридика». Партию Орфея исполняет сам Noize MC (Иван Алексеев), за Эвридику поет Лейла Магомедова.
0 комментариев