Худшее позади? Как Навального выводили из комы и что будет дальше
Из клиники «Шарите», где лечат после отравления российского оппозиционера Алексея Навального, пришли первые за 20 дней хорошие новости. Политик выведен из искусственной комы, в которой всё это время находился, и снят с аппарата вентиляции лёгких. Его состояние улучшилось, он реагирует на вербальные стимулы – проще говоря, на вопросы и задания, выраженные словами.
Напомним, первые двое суток Навального лечили в больнице Омска, причём официально следов яда не нашли. Но затем его по настоянию семьи перевезли в «Шарите», которая за то же время – двое суток – подтвердила отравление ингибиторами холинэстеразы.
Немецкие власти спустя время уточнили, что это был нейротоксин из группы «Новичок». Конкретное название химиката не раскрыто. Следы вещества, как узнал Der Spiegel, найдены на коже, в крови и моче пациента, а также на пластиковой бутылке, из которой он пил уже после отравления.
Немецкие врачи по-прежнему не берутся давать долгосрочные прогнозы по состоянию Алексея: говорят, ещё рано. Fishki рассказывает, как его выводили из комы, и что в принципе может быть дальше.
Брить, мыть, переворачивать
Навальный, которому стало резко плохо на рейсе из Томска в Москву, с 22 августа лежит в нефрологическом отделении интенсивной терапии. Скорее всего, – в палате с большим количеством приборов и высококвалифицированного персонала начального и среднего звена, рассказали Forbes эксперты, которые организуют лечение российских пациентов в немецких клиниках.
Поскольку до сих пор он находился без сознания, ему требовался активный круглосуточный уход. «Брить, мыть, менять постель, переворачивать его – это труд. Постоянно проводятся какие-то "ручные" манипуляции: с пациентом работают люди», - пояснил один из собеседников издания.
Исходя из этого, эксперты предположили, что лечение Навального может стоить от 1000 до 1500 евро в сутки, а значит, в месяц обходится примерно 30 000-50 000 евро.
Недели и месяцы. Выход из тяжёлого состояния
«Шарите», со своей стороны, выдала за всё время пять официальных сообщений для прессы. В предыдущем, от 2 сентября, говорилось, что пациент остается в тяжёлом состоянии, но оно улучшается благодаря постепенному восстановлению активности холинэстеразы (ферментов, играющих ключевую роль в здоровой работе нервно-мышечной системы).
Врачи клиники также предупредили, что восстановление, скорее всего, будет долгим. О том, что было с Алексеем за эти без малого 20 дней, можно лишь косвенно судить по прошлым подобным случаям.
Так, издатель альтернативного новостного портала «Медиазона» Пётр Верзилов, которого тоже лечили в «Шарите» после отравления в 2018 году, почти две недели был «в абсолютной отключке», с редкими и короткими приходами в сознание. Но и в эти моменты, по его словам, не было связи с реальностью и персонажами в ней, он не узнавал родных, не понимал, что происходит.
Пётр Верзилов при транспортировке в «Шарите». Кадр видео DW / YouTube
Бывший полковник ГРУ Сергей Скрипаль и его дочь Юлия, отравленные «Новичком» в Солсбери в 2018 году, находились в критическом состоянии 34 и 25 дней, соответственно. Почти всё это время они оставались в коме.
33-летнюю Юлию выписали через месяц, ее отца – через 2,5 месяца, но как он выглядит и что с ним с тех пор, неизвестно. Лишь зимой 2019 года в лондонской прессе прошла информация, что его здоровье серьезно ухудшилось, и что он вряд ли полностью восстановится.
Скрипали до отравления и Юлия после отравления. Кадры видео ITV news и Reuters
Был также случай отравления болгарского оружейника Емилияна Гебрева в 2015 году – его состояние существенно улучшилось только через месяц.
То есть, по сравнению со Скрипалями, у которых был самый тяжелый случай отравления, состояние Алексея Навального, к счастью, улучшилось раньше.
Странности с комой и противоядием
Алексей Навальный всё это время находился в медицинской (искусственной) коме.
В это состояние его ввели еще в Омске – «через десять минут после поступления», как сказал «Медузе» один из участников консилиума, завотделением анестезиологии-реанимации московского Центра Пирогова Борис Теплых. Однако Минздрав Омской области в тот день не упомянул об этом и продолжал утверждать, что пациент находится в «естественной» коме.
Навальный действительно впал к кому до того, как попал к врачам, а медики его ещё дополнительно «подгрузили», как выразилась спецкор «Медузы». Теплых объяснил это так: причина комы Навального была непонятна, а «при коме неясного генеза всегда человека "выключают", чтобы спасти остатки сознания».
Борис Теплых (в центре) «провожает» Навального в Германию. Reuters
Также российские врачи сообщили, что вводили Навальному атропин – эффективный антидот при отравлениях веществами, подобными «Новичку». (Атропином его лечат и в Германии). При этом наши медики убеждены, что отравления не было – следы ядов искали «первым делом» и не нашли.
Борис Теплых сказал, что атропин вводили «не как антидот», но отказался пояснить другую причину.
В свою очередь главный токсиколог Омской области и Сибирского федерального округа Александр Сабаев сказал агентству Reuters, что атропином лечили проблему с лёгкими Алексея.
Александр Сабаев. Кадр видео «60 минут» / YouTube
Худшее позади. Но ещё будут проблемы
В целом, специалисты считают, что Алексей выйдет из острой стадии отравления, но это не останется без последствий.
В частности, журналист, в прошлом биохимик Вениамин Зайцев пояснил в интервью Fishki: «Это будет периодически проявляться в тех или иных проблемах, с той же печенью, возможно, или с другими органами. Насколько мне известно, против боевых отравляющих веществ не так много средств. Качество жизни, я не знаю, будет тем же или нет. Может оказаться, что будут всё время слёзы течь… ну то есть остаточные реакции могут быть разные».
Эксперт считает, что в дальнейшем реабилитация может быть на протяжении всей жизни.
«Если его не хотели убивать, а хотели вывести из активного состояния, то можно сказать, им это удалось. Алексей Анатольевич долго будет восстанавливаться», - заключил он.
Подробнее:«Это будет другой человек». Что станет с Навальным после комы
0 комментариев