80 на 10. Кто на самом деле победил на выборах в Белоруссии
Про президентские выборы в Белоруссии, которые закончились многотысячными протестами и ночным побоищем с ОМОНом, можно уверенно сказать одно: они состоялись. Явка выше 84% – единственное, что не вызывает сомнений, ведь даже в Москве тысячи желающих проголосовать белорусов образовали гигантскую очередь к посольству.
@mbkhmedia / Twitter / Telegram
В самой Белоруссии было то же самое возле участков.
@OnlinerBY / Twitter
А что касается итогов, то здесь хоть стой, хоть падай. Официальные цифры, которые дает Центризбирком, и Александра Лукашенко. Но альтернативные итоги указывают на победу главного оппозиционного кандидата Светланы Тихановской – той самой, которую за 10 дней до выборов пришли поддержать на рекордном митинге 63 тысячи минчан.
Митинг в поддержку Светланы Тихановской (справа) 30 июля. Кадр YouTube; Reuters
Ночь протестов показала, что сами избиратели готовы биться в кровь как раз за альтернативные результаты. Зная по опыту многих прошлых выборов, что силовики будут будут действовать предельно жестко, на улицы все равно вышли десятки тысяч людей.
Действующий президент Лукашенко, который отмалчивался всю ночь, пока милиция и спецназовцы лупили народ дубинками, разгоняли светошумовыми гранатами и резиновыми пулями, вышел к прессе ближе к полудню понедельника. Он заявил, что выборы прошли как праздник, а ночные события назвал «заварушкой», в которой участвовало «пацаньё», управляемое, как «овечки», заграничными «кукловодами». Среди «кукловодов» он назвал Чехию, Польшу, Великобританию, а также Украину и Россию.
Кадр видео БЕЛТА
Кого же выбрали белорусы?
Впрочем, только по масштабу протестов судить о «реальных» итогах выборов невозможно. Если, к примеру, взять Минск, то 63 тысячи митинговавших за Тихановскую – это лишь 5% от общего числа столичных избирателей. И это притом, что в Минске у Лукашенко в принципе невысокая поддержка, даже безотносительно выборов.
Однако ряд других признаков указывают на то, что альтернативные результаты куда ближе к правде, чем официальные.
Результаты разных независимых опросов совпадают
Можно сомневаться в их порядке и методологии, но факт в том, что данные предвыборных опросов, организованных и проведенных совершенно разными изданиями и платформами, по большому счету совпадают.
Некоторые привел в фейсбуке исследователь, профессор Московской высшей школы социальных и экономических наук Григорий Юдин.
«Белорусский партизан / Современная Беларусь»:
- Тихановская – 72%
- Лукашенко – 14%
- против всех – 7%
«Народный опрос» на улицах и в сети:
- Тихановская – 67-73%
- Лукашенко – 16-21%
- против всех – 7-11%
Экзитполы в Москве:
- Тихановская – 79%
- отказ от ответа – 12%
- Лукашенко – 6%
Есть также данные платформы «Голос», где на 22:00 воскресенья, 9 августа, зарегистрировалось 1 180 084 уникальных пользователей. Из них более 80% отдали свой выбор Светлане Тихановской.
Протоколы многих участков подтверждают победу Тихановской
Несмотря на блокировку интернета в Белоруссии в день выборов, телеграм-каналы местных изданий и правозащитных организаций публиковали фото протоколов множества участков в разных регионах страны. (По белорусскому закону, после подсчета они должны вывешиваться на дверях). Сами цифры сильно различаются, но везде четкий тренд – Тихановская значительно опережает Лукашенко.
В Минске, например, на одном из участков 79,1% против 10,1%, а в более лояльном Витебске – 53% против 34%.
Фото протокола с минского участка из телеграм-канала «Наша Ніва» / nn.by
Российский блогер Илья Варламов процитировал на своем сайте аналитика, создателя проекта «Электоральная география» Александра Киреева:
«У нас есть уже много фотографий протоколов с результатами выборов на участках. Географически они пока есть не везде: на данный момент нет Могилевской и Гомельской областей, где Лукашенко относительно силен, но много сканов из Минска и Минского района, где он слаб. Суммарно по участкам, по которым у нас есть протоколы, Тихановская набирает практически ровно 60%, Лукашенко 28%».
Аномально высокая явка на досрочном голосовании
Основной день выборов был 9 августа, но перед этим в течение пяти дней, с 6 по 8 августа, шло досрочное голосование. По данным ЦИК, явка на нем составила рекордные 41,7%. Многие аналитики сейчас говорят о том, что это неправдоподобно, и доказывают приписку явки с целью фальсификаций результатов в пользу Лукашенко.
Исследователь электоральных трендов, физик Сергей Шпилькин заключил, что «официальное значение досрочной явки со всей очевидностью является грубо завышенным – в 2 и более раза».
Сооснователь агентства Data Insight Борис Овчинников сделал вывод, что настоящий уровень явки на досрочном голосовании был еще ниже – около 10-11%, а остальное – это то, что «нарисовали» в избиркоме с учетом вбросов и приписок за Лукашенко.
Фальсификация явки и вброс бюллетеней – это самые популярные виды махинаций на белорусских выборах, подтверждают в движении «Честные люди», которое объединило белорусов разных профессий, добивающихся честных выборов.
Наглядно: женщина из избиркома спускается из окна с мешком, милиционер держит лестницу.
Устранение конкурентов и наблюдателей
Все, что делалось во время этой президентской кампании, расценивают как страх власти перед неконтролируемым развитием ситуации, которое могло сорвать планы по шестым по счету перевыборам Лукашенко. Вот ключевые примеры.
В мае ряд независимых СМИ опросили свою аудиторию о политических предпочтениях. У всех рейтинг Лукашенко оказался очень низким и определилась тройка альтернативных лидеров: Виктор Бабарико, Сергей Тихановский (муж Светланы Тихановской, который пытался участвовать изначально) и Валерий Цепкало. Всем было отказано в регистрации кандидатом в президенты, Тихановский и Бабарико были арестованы, а Цепкало успел покинуть страну.
В начале июня в Белоруссии запретили проводить интернет-опросы, МВД получило право штрафовать за них как СМИ, так и обычных пользователей соцсетей.
Якобы из-за эпидемической ситуации (притом, что Лукашенко принципиально не вводил в стране карантин) ЦИК сократил число наблюдателей на участках до 5 человек, на досрочном голосовании – до 3-х. Из почти 50 тысяч зарегистрированных национальных наблюдателей большинство представляли провластные общественные объединения. Независимых кандидатов массово не допускали или выгоняли с участков, были и задержания.
Как написал в на 10 суток за трансляцию песни Цоя "Мы ждем перемен". Значит, никакого большинства у Лукашенко нет».
0 комментариев