Вторая волна коронавируса. Как это будет в России
Всемирная организация здравоохранения, которая изначально недооценила опасность коронавируса и из-за этого лишилась своего главного спонсора - США, теперь не дает вздохнуть свободно. Ее руководство пугает второй волной в Европе, где 30 стран после снятия карантина снова фиксируют рост заражений.
В России разные чиновники и врачи тоже держат в напряжении. Разбираемся, когда и чего нам ждать.
Проголосуем – и по домам?
Разговоры о второй волне не сходят с уст: мы уже не раз слышали предупреждения от Минздрава, Роспотребнадзора и даже из Кремля. Говорят в основном об осени, когда начнется новый сезон респираторных инфекций.
Но один из ведущих вирусологов Михаил Щелканов считает, что нынешний европейский рецидив отразится на нас уже недели через две. Подъем заболеваемости, по его прогнозу Fishki, что риск заразиться сейчас выше, чем на пике эпидемии весной: «Тогда все сидели смирно дома и боялись высунуть нос. А сейчас в середине июня количество зараженных людей, гуляющих по улицам, на несколько порядков больше, чем было в конце марта или в начале апреля».
Июньский посткарантин в центре Москвы. Anadolu via Getty
При этом в случае ухудшения в России возможен «свободные гуляния на Патриках могут по-быстрому свернуть и посадить нас на второй, еще более вялый «недокарантин».
Ноу локдаун
То, что страны могут вернуться к полному локдауну из-за второй волны, крайне маловероятно, заявил снижаются, людям дают понять, что никакого нового витка не происходит, а в Москве заммэра Анастасия Ракова регулярно объявляет, что становится все больше людей с иммунитетом. В мае было 12,5% выявленных с антителами, сейчас уже 20%. Так, глядишь, к осени станет около 40% – еще не коллективный иммунитет, но уже и не такая беззащитность перед вирусом, как была весной.
Reuters
Вторая волна: что это и как это?
Вообще, в рассуждениях про вторую волну сегодня больше демагогии, чем науки.
Во-первых, нынешнюю коронавирусную эпидемию зачем-то сравнивают с «испанкой» 1918-1920 гг., которая накатывала волнами. Но, видимо, больше не с чем, так как это ближайший пример глобальной смертоносной пандемии. Ее вторая волна оказалась намного тяжелее первой и принесла больше потерь. Но тогда был конец мировой войны, и эпидемия косила людей из-за того, что больных вывозили с фронтов общими эшелонами, вместе с ранеными и демобилизованными. Многие заражались по пути или в госпиталях, разносили вирус дальше.
Один из полевых госпиталей для больных «испанкой» в США. Wikimedia
Во-вторых, нет никакого четкого научного определения, что такое вторая волна. Логично говорить о ней, когда точно прошла первая волна – то есть цепочки заражения были прерваны, число заболевших упало до минимума или вообще равно нулю.
Вот наглядно эпидемический график по России: первая волна как поднялась, так и не думает падать, у нас около 7 тыс. новых зараженных ежедневно. Если вдруг снова пойдет в рост, то это будет никакая не вторая волна, а продолжение первой.
График новых выявленных случаев в России. Google
Дальше: говорить о второй волне можно при новом существенном и устойчивом росте заболеваемости. Грубо говоря, было мало – стало много и продолжает увеличиваться. Пример – Иран: до 2 мая ежедневное число случаев заметно снижалось, но затем снова пошло вверх и сейчас остается на высоком уровне в 2,5 тыс. человек.
График новых выявленных случаев в Иране. Google
А вот в Пекине, где зафиксировали новую вспышку, ситуация совсем другая. С 11 по 26 июня там выявлено 280 зараженных, город частично вернули на карантин. Но это – не вторая волна, это всплеск, который очень быстро взяли под контроль. Число инфицированных невелико и уже снова снижается.
График новых выявленных случаев в Пекине. Сайт Китайской глобальной телесети CGTN
Разница в том, что вспышку, всплеск можно быстро подавить и пресечь дальнейшее распространение. Когда меры реагирования налажены, как в Пекине, то нет и большой угрозы. А вот при неумелой, медленной реакции бесконтрольные вспышки могут поднять вторую волну эпидемии.
Без паники
В целом, то, что сейчас происходит в Европе (а там местами выявляют относительно небольшой прирост зараженных) – это не вторая волна, а локальные вспышки, считают многие российские медики.
Антирасистский протест в Барселоне. NurPhoto via Getty
«Когда речь идет о 17 или 70 случаях, о скачке заболеваемости говорить рано. Также рано говорить об этом, когда на одном предприятии в Германии заразились до тысячи человек – это локальная вспышка, связанная с определенными условиями жизни людей и высокой степенью контактов», - пояснила РБК завкафедрой инфекционных болезней РУДН Галина Кожевникова.
Говорить о возникновении второй волны еще рано, речь об отдельных вспышках, согласны вирусологи Анатолий Альтштейн и Николай Малышев.
А если вторая волна действительно случится позже, в том числе в России, то она вряд ли превратится в «цунами». Подъем будет плавным, а не резким и опасным.
Хотя в итоге вторая волна может все же оказаться масштабнее первой, но только потому, что еще очень много людей открыты для заражения и уже не соблюдают никаких ограничительных мер. В любом случае наши власти уверяют, что перегрузка системы здравоохранения и высокая смертность нам не грозит.
Также не будет новых жестких ограничений, считают врачи.
РИА Новости / Владимир Песня
Иммунолог Виталий Зверев полагает, что вторая волна придется на осень, а уже к зиме ситуация стабилизируется. «Мы привыкнем к вирусу, все поймут, что последствия заболеваний не такие тяжелые. Большое число людей переболеет бессимптомно», - сказал он Ura.ru.
«Скорее всего, будут небольшие подъемы заболеваемости, но вот такой большой волны, пандемии, коронавирус уже не сможет сделать, потому что и вирус ослабляется, по закону эпидпроцесса, и население уже становится к нему иммунно», - сказала в видеоинтервью «Парламентской газете» главный инфекционист Минздрава Елена Малинникова.
По ее мнению, «дальнейшие волны будут менее значимые, чем первая, когда вирус появляется только».
0 комментариев