А виноват опять народ. Как власти сделали карантин в России невыносимым
После 12 мая режим самоизоляции останется в силе и ослабевать пока не будет. В некоторых регионах его могут смягчить по своему усмотрению, также разрешат работу промышленным предприятиям и стройке в Москве. Но о прогулках, открытии непродуктовых магазинов и кафе речи пока нет. Все это следует из сказанного 6 мая на совещании с участием президента Владимира Путина.
Получается, нам еще терпеть и терпеть, притом что режим ограничения стали поддерживать менее половины россиян. Если месяц назад «за» было 62%, то теперь стало 47%, сообщает РБК, ссылаясь на данные опроса компании Online Market Intelligence (OMI) и центра социального проектирования «Платформа».
Снизилась поддержка не только самоизоляции, но и контроля над тем, как граждане ее соблюдают. Штрафы за нахождение на улице без веских оснований, пропускная система и отслеживание нарушителей на личных авто теперь устраивают только 27-28% россиян, тогда как поначалу их одобряли почти 40%.
Накопившаяся усталость – лишь одна из очевидных причин разочарования. На самом деле запомнилось несколько ключевых вещей, которые способствовали нынешнему негативу.
Непонятно зачем, неизвестно на кой
В случае с коронавирусом было необходимо четко и прямо донести людям, что происходит и что надо сделать. Но хотя в русском языке есть все средства, чтобы выразить мысль наиболее точно, власти и федеральные СМИ с самого начала приняли вялые, размытые формулировки.
Президент Путин для обращения к народу выбрал эдакие благозвучные слова-заменители: «длинные выходные» и «режим нерабочих дней». В своей первой речи 25 марта он ни разу не употребил слов «самоизоляция», «ограничения», «карантин».
Четкости, определенности и, что важно, согласованности с тех пор так и не наблюдается. 6 мая Путин, как и ожидалось, велел главам регионов самим решать, как и когда снимать ограничения: «Ситуация складывается по-разному. Где-то жесткие профилактические меры нужно сохранять или даже дополнять, а где-то возможно планировать их определенное смягчение».
Кадр трансляции совещания 6 мая
После первого президентского совета «побыть дома» прошло почти полтора месяца. И какой же результат ограничений мы имеем?
Когда мы только входили в режим самоизоляции 28 марта, на всю страну было около 166 000 случаев коронавируса и 1537 летальных исходов. По масштабу эпидемии мы уже обогнали Китай и Иран и вот-вот обойдем Германию и Францию. А по ежедневному приросту инфицированных Россия – на втором месте в мире: 4-й день подряд выявляют больше 10 000 случаев.
Впрочем, власти уверяют, что это из-за более широкого тестирования, а не потому, что ситуация ухудшается. Она, по их мнению, стабилизируется.
РИА Новости / Илья Питалев
«Люди у меня такие негодные!»
Подобно помещику Плюшкину из гоголевских «Мертвых душ», представители властей и различных ведомств винят в плохих результатах народ. Губернаторы, мэры, советники Минздрава говорят о «недостаточной дисциплинированности граждан». Из их речей выходит, что люди – саботажники и нарушители. А вот власти, наоборот, стараются изо всех сил, ловят нарушителей и вообще молодцы.
Особенно показательной была реакция на невиданное столпотворение в московском метро в первый день пропускного режима. Никто не понес ответственности за искусственно созданные условия для массового заражения, не прозвучало даже извинений.
Вместо этого мы услышали голос из Кремля:
«К большому сожалению, москвичи и гости столицы не проявили должной дисциплинированности по соблюдению режима самоизоляции. И только это вынудило московские власти пойти на введение этих пропусков, - заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. - Спешить с выводами на основе первого утра мы считаем неправильным. Возможны ли трудности? Да, возможны. Опять же, проблема в недисциплинированности».
Народ обложили штрафами и запугивают новым ужесточением мер, намекая, что, мол, «сами виноваты». «В России стали бороться не с вирусом, а с людьми, - комментирует ситуацию обозреватель «Ясно Понятно» на Fishki. - Это только добавляет негатива населению, которое не понимает, за что его наказывают».
РИА Новости / Владимир Астапкович
«Идея… и де я нахожусь?»
Спустя полтора месяца режима самоизоляции нет никакого понимания, на какой стадии развития эпидемии мы сейчас находимся. Вот-вот выйдем на плато, как еще далеко, как заявил 5 мая главный пульмонолог Минздрава Сергей Авдеев?
В Москве каждое утро вице-мэр Анастасия Ракова называет число выздоровевших россиян – эта радостная статистика оглашается в первую очередь, прежде, чем будет названо число новых заболевших. Но подобная утешительная тактика не помогает: власти вроде бы дают надежду, что ситуация должна улучшиться, но надежда раз за разом оказывается ложной.
Само собой, доверие всевозможным обещаниям и прогнозам падает, а призывы еще потерпеть начинают выводить из себя.
Reuters
Фигвам называется
А еще на карантине стало особенно заметно и обидно полное отсутствие обратной связи между простыми людьми и руководством. Все эти полтора месяца власти только спускают сверху разные директивы, требуют их выполнять и грозят наказаниями за непослушание.
К запросам «снизу» при этом остаются глухи. Хотя народу хотелось, по сути, трех вещей: недвусмысленного жесткого карантина, реальной и быстрой финансовой поддержки на время простоя и доступных каждому средств защиты – масок, перчаток и т.п.
Однако ничего из этого государство не смогло и не захотело обеспечить. Многие решения принимаются с большим опозданием, меры оказываются недостаточными, фонды на чрезвычайные ситуации остаются нераспечатанными, самолеты с помощью летят за границу, а не в свои регионы. А вместо масок, которых до последнего времени невозможно было купить, в общественных местах раздают георгиевские ленточки. В том числе в аптеках.
РИА Новости / Михаил Воскресенский
Больше материалов о коронавирусе читайте в нашем специальном разделе.
0 комментариев