Коронавирус навсегда: почему он никуда не денется и станет новым гриппом
Коронавирус SARS-nCoV-2, вызывающий COVID-19, - очень молодой, и человечество только начинает борьбу с ним. Сейчас у нас нет ни лекарства, ни вакцин, и более 5000 людей умирают от COVID ежедневно по всему миру.
Fishki узнал у врача-инфекциониста Ирины Ланге, как будет развиваться пандемия. В чем плюсы и минусы того, что коронавирус похож на грипп? И стоит ли надеяться на появление вакцин, которые уничтожат самую пугающую болезнь года?
Вирус, который «не хочет» убивать
COVID-19 - очень молодой вирус, и наша борьба с ним только начинается. В обычных условиях вирус «не хочет» стать более смертельным, подчеркивает Ирина Ланге. Его задача обратная: не убивать носителей, а размножаться.
Сейчас смертность не особенно большая. Например, поофициальным данным на 21 апреля, в России выявлено 52763 заболевших, а умерло лишь 456 человек - это около 0,8%. В целом по миру при почти 2,5 млн заболевших умерли более 170 тысяч - это 6,8%.
«Принято сравнивать коронавирус с гриппом. Но если взять не сезонный грипп, а эпидемии, то цифры сопоставимые - по некоторым данным, при гриппе доходит до 6%. Испанка косила людей просто городами и селами. В сравнении с тем вирусом COVID-19 - щадящий вариант», - указывает врач-инфекционист.
При этом вирус отлично справляется со своей главной задачей. «Цель - распространяться, размножиться, создать как можно больше копий. Поэтому пока нет предпосылок для того, чтобы он дальше мутировал», - подчеркивает Ланге. И важно понять, что будет в ближайшем будущем.
Три варианта окончания пандемии
Для любой пандемии не слишком смертельной болезни, от которой есть лишь симптоматическое лечение, возможны три пути развития и затухания.
«Первый вариант: мы и дальше сидим на карантине, как сейчас. Пример Китая показывает, что это вполне рабочая стратегия. Карантинные меры эффективны, они предотвращают распространение инфекции, прерывая пути передачи. Помимо всего прочего, это самый быстрый способ борьбы с вирусом», - указывает Ирина Ланге.
«Второй вариант окончания эпидемии - если большинство переболеет, - говорит Ланге. - Тогда создается коллективный иммунитет. Если говорить о России, то это процесс будет очень длительный: страна у нас большая, а расстояние - один из главных факторов распространения инфекции. Но хуже то, что пациенты в группе риска - пожилые и с хроническими заболеваниями - будут умирать. Это неприятный сценарий, лучше бы создать вакцину».
Третий и самый выгодный для человечества вариант - вакцинопрофилактика. «Когда это произойдет - неизвестно, но процесс явно небыстрый. Клинические испытания, то есть тестирование безопасности и эффективности вакцины на людях, требуют времени. В сравнении с этим производство и распространение вакцины - быстрый процесс».
Сейчас на разработку вакцины брошены силы команд со всего мира. Первым о начале клинических испытаний отчитался американский биотех-стартап Moderna: от получения из Китая генома вируса до разработки вакцины прошло всего 66 дней. Сейчас в Китае испытывают сразу пять вакцин, в США - две и на подходе третья, одну - в Южной Корее, а в ближайшее время начнутся тесты в Австралии и Великобритании. К середине мая на людях будут испытывать около десятка перспективных составов. По оптимистичным оценкам, распространение первых вакцин начнется в 2021 году.
До той поры, вполне вероятно, придется рассчитывать на поддерживающую терапию. Сейчас власти Москвы - региона России, где больше всего заболевших - агитируют запереливание больным плазмы крови от переболевших коронавирусом. Ланге уверена, что так проблему не решить: доноров очень мало, и плазмы не хватит на всех тяжелых пациентов. Максимум - мы сможем лишь умеренно снизить летальность.
Появление вакцины от коронавируса - лишь вопрос времени. Такой истории, как с ВИЧ, для которого есть лишь подавляющие активность вируса препараты, не будет, полагает Ланге.
«Большинство болезней мы побеждаем: чуму, сибирскую язву, полиомиелит. Мы делаем вакцины от многих штаммов гриппа, и обновляем их ежегодно. Грипп очень активно мутирует, и частично как раз из-за того, что мы с ним постоянно боремся. Проблема ВИЧ-инфекции - механизм поражения. Он встраивается в нашу ДНК и затем считывается нашими антителами так, будто это наша собственная ДНК. Иммунитет не работает. Но это редкий случай», - отмечает специалист.
«Думаю, что с коронавирусом такой проблемы не будет. Этот вирус относится к разрядуОРВИ, самой распространенной группы заболеваний. Коронавирусы - одно из семейство вирусов, которые вызывают эту инфекцию. Создание вакцины - это вопрос времени. И тот факт, что COVID схож с гриппом, играет нам на руку. У нас есть на что опереться, есть клинический опыт и ряд предпосылок для начала работы над вакциной», - говорит врач.
Главная опасность COVID-19
Самая опасная черта коронавируса - длительный инкубационный период. «Здесь можно вновь сравнить коронавирус с гриппом. При гриппе частицы вируса значительно легче, а инкубационный период короче - до четырех дней. При коронавирусе - до двух недель, причем с большим разбросом, то есть это может быть и пять дней, и 20 - в очень редких случаях. Этот период вносит очень большой вклад в распространение вируса. В это время человек не максимально заразен, но он может заражать остальных, потому что в его легких уже размножается вирус. Человек выдыхает, разговаривает - и вирус попадает в воздух вокруг него в любом случае. Кроме того, такие люди тоже ведь могут кашлять и чихать - например, из-за аллергии - просто некоторое время не считают это проявлением болезни».
COVID - медленная вирусная болезнь. Две недели инкубационного периода, потом еще две недели болезни и лечения. «Каждый больной успевает заразить трех-четырех здоровых за это время, так инфекция распространяется. Однако вирус гриппа за месяц проходит три-четыре цикла, и с этих позиций он выглядит опаснее».
По последним научным данным, около 44% заражаются коронавирусом от тех, кто чувствует себя здоровым. В этот период максимально заразными заболевшие становятся примерно за два дня до проявления явных симптомов: температуры, кашля, головных болей и ощущения сдавленности в груди.
Важная особенность - то, что репликация коронавируса происходит преимущественно в нижних отделах респираторного тракта, в отличие от ОРВИ, к которым мы привыкли. Риновирусная инфекция, РС-инфекция, аденовирусная - в этом случае репликация вируса происходит в верхних отделах. Оттуда в воздух вирусу попасть легче. Поэтому обычная ОРВИ более заразна, чем коронавирус, объясняет врач.
Но у медали есть и обратная сторона: тесты не всегда работают. «Для ПЦР-диагностики мы берем смывы из носоглотки, и там может просто оказаться недостаточно вирусов, чтобы тест сработал. Возможен вариант, что заболевших у нас больше, чем по статистике. С учетом того, что симптомы похожи на ОРВИ - мы никак не можем оценить это число. А есть еще и бессимптомное течение, например у детей», - отмечает Ирина Ланге.
COVID каждый год: коронавирус как новый грипп
Вирус останется с нами навсегда, прогнозирует Ланге: «Есть развивающиеся страны, и там с вакцинацией плохо. Когда мы говорим о победе над болезнью - полиомиелитом, например - важно понимать, что болезнь не искоренили. В Африке с ней до сих пор упорно борются. Есть эндемичные, то есть локальные, очаги и сибирской язвы, и чумы. Коронавирус тоже искоренить не удастся». За всю историю человечество ликвидировало лишь один высокозаразный вирус - черную оспу, последний случай заболевания которой зафиксирован в 1977 году. С большинством вирусов мы ведем борьбу постоянно.
Вакцинация - это главное средство борьбы с такими болезнями, подчеркивает Ланге. Сам по себе вирус не становится менее опасным: «Летальность сохраняется даже для гриппа, с которым мы имеем дело много лет: ежегодно около 1% пациентов с диагнозом грипп мы теряем. Скорее всего, по коронавирусу будет то же самое - стабильная летальность... Создав и распространив вакцину, мы снизим заразность. Если хотя бы 50% будут прививаться, эффект уже будет значительным. С этого порога начинает действовать коллективный иммунитет, пути распространения инфекции будут регулярно прерываться».
Но это будет лишь началом истории борьбы. После начала массовой вакцинации, коронавирус, вполне вероятно, будет меняться. «Пока вирусу не нужно мутировать, он отлично справляется со своей главной задачей - распространяться. Это главная предпосылка для мутации. Грипп и вызывающие ОРВИ вирусы мутируют постоянно, потому что мы с ними боремся. Коронавирус, скорее всего, мутирует нескоро. Этот вирус может стать сезонным, как наш обычный грипп. Осень, зима, начало весны - это гриппозный пик. Такой же может появиться и у коронавируса. Кроме того, из-за его схожести с гриппом мы не можем исключать, что он и мутировать научится с такой же скоростью - новый каждый год», - указывает специалист.
Рассказываем коротко и ясно: Всё, что нужно знать о коронавирусе сегодня.
0 комментариев