Что такое декаданс. Декаденты и декадентство в поэзии и искусстве
Что такое декаданс простыми словами. Декадентство в литературе. Русские поэты-декаденты Серебряного века, конца XIX - начала XX века. Стихи декадентов.
Декаданс - это значит упадок, разложение. Французское слово décadence образовано от позднелатинского decadentia - упадок.
Декаданс или декадентство - направление в литературе и искусстве рубежа XIX-XX веков, воспевающее упадок, безнадежность, закат человеческой цивилизации. Частичные синонимы: модернизм, неоромантизм, символизм.
Декадент - представитель декадентства в литературе и искусстве. Декадентам были свойственны пессимизм, разочарование в жизни, индивидуализм, стремление бросать вызов общепринятой морали. Они воспевали порок и болезненную красоту.
«Юная декадентка». Рамон Касас, 1899 год
Прилагательное - декадентский, то есть проникнутый настроением упадничества, разложения.
Ударение ставится на третий слог - декада́нс, декаде́нтство, декаде́нт.
Сегоня в метро услышал кусок разговора двух «пацанов»:
-Слышь, чё такое декаданс?
-Ну это когда вокруг п##дец, а всем по х#й.Цитата с Bash.im
Декаданс и декаденты в литературе
В эпоху Просвещения декадансом называли время упадка Римской империи. В первой половине XIX века это слово с осуждением использовали в адрес Виктора Гюго и других писателей.
В 1870-80-е годы во французской литературе вокруг Стефана Маллармэ и Поля Верлена сложился кружок поэтов, которые с гордостью приняли насмешливое прозвание «декаденты» и сделали его своим самоназванием.
К декадентам относили Теофиля Готье, Шарля Бодлера, Артюра Рембо. Верлен и другие «проклятые поэты» в 1886-89 годах публиковались в журнале «Декадент».
Декадентам был свойственен крайний индивидуализм. Они заявляли, что отвергают условности и предрассудки, «обывательскую» мораль и мещанство. В своих произведениях, проникнутых пессимизмом и безнадежностью, декаденты изображали красоту «падения», смерти и небытия, греха и порока, восхищение болезненной красотой.
Произведения декадентов далеки от реализма, их форма зачастую сложна и запутана.
Безумье, скаредность, и алчность, и разврат
И душу нам гнетут, и тело разъедают;
Нас угрызения, как пытка, услаждают,
Как насекомые, и жалят и язвят.Упорен в нас порок, раскаянье - притворно;
За все сторицею себе воздать спеша,
Опять путем греха, смеясь, скользит душа,
Слезами трусости омыв свой путь позорный.Шарль Бодлер. «Цветы зла». Вступление. Перевод Эллиса
Влияние декадентов заметно в творчестве многих выдающихся литераторов, начинавших творить в эпоху декаданса - от Оскара Уайльда до Александра Блока.
Оскар Уайльд. Фото Наполеона Сарони
Русские поэты-декаденты Серебряного века
В России слово «декадентство» узнали в 1880-е годы. Некоторые использовали его с осуждением:
Разве у нас, в России, выдуманы слова "декадент", "декадентство"? Никогда. Они придуманы на Западе, и их назначение - клеймить ту секту, которая большинству людей противна, гадка и невыносима…
В.В. Стасов. «Нищие духом», 1899
Однако вскоре им стали обозначать буквально любые новые, непривычные явления в литературе и искусстве, вспоминали современники.
Декадентством окрестили в России то, что в Париже нашло название "L'art nouveau" - "новое искусство". Термин "декадентство", или в переводе с французского "упадочничество", был достаточно расплывчат, обнимая одновременно картины Пювиса, Бенара, Врубеля, Коровина, Серова, Малявина, Сомова, скульптуру Родена и Трубецкого, гравюры Остроумовой, стихи Бодлера, Верлена, Бальмонта, Брюсова, Андрея Белого.
Декадентством было все, что уклонялось в сторону от классиков в литературе, живописи и скульптуре. Не только Матиссов и Пикассо еще не было на горизонте, но и импрессионистов мы не видали ни в оригиналах, ни в репродукциях, не говоря уже о Сезанне, Гогене и Ван-Гоге.
Игорь Грабарь. «Моя жизнь», 1937
К числу русских поэтов-декадентов в 1890-е годы относили символистов старшего поколения - таких как Иннокентий Анненский, Константин Бальмонт, Федор Сологуб, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Валерий Брюсов (раннее творчество).
Зинаида Гиппиус на портрете Льва Бакста, 1906 год
Близки
кровавые зрачки,
дымящаяся пеной пасть...
Погибнуть? Пасть?Что - мы?
Вот хруст костей... вот молния сознанья
перед чертою тьмы...
И - перехлест страданья...Что мы! Но - Ты?
Твой образ гибнет... Где Ты?
В сияние одетый,
бессильно смотришь с высоты?Пускай мы тень.
Но тень от Твоего Лица!
Ты вдунул Дух - и вынул?
Но мы придем в последний день,
мы спросим в день конца, -
за что Ты нас покинул?Зинаида Гиппиус. «Гибель», 1917
0 комментариев