«Мемы, ютубчик, телеграм - это нормально». Батюшка - о жизни, зарплате и отце-атеисте
Каково быть служителем церкви, если ты из семьи атеистов? От чего зависит зарплата и на что хватает этих денег? Что священники думают о законе об оскорблении чувств верующих и как относятся к массовой культуре? На эти и другие вопросы в интервью Fishki ответил иерей Павел Коньков.
Отец Павел Коньков - настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всецарица» при больнице им.Семашко города Рязани, председатель Молодежного отдела Рязанской епархии.
«Отец на меня ругался: "Кем ты вырастешь, кем ты будешь работать, это все несерьезно"».
- Как и когда вы решили стать священником? Как к этому отнеслись ваши близкие?
- Было весело. В церковь я начал ходить сравнительно поздно. Это был конец 1990-х - денег нет, а тут ко мне пришел друг и говорит: «Есть вариант ходить на занятия рукопашным боем бесплатно». «Я, - говорю, - согласен, записывай меня». - «Но одно из обязательных условий - нужно по воскресеньям ходить в храм».
Я согласился и начал ходить в храм. Естественно, поначалу абсолютно ничего не понимал. Вокруг конец 1990-х - начало 2000-х, широкополосного интернета еще не было, хочешь что-то узнать - иди в библиотеку. Я пошел в библиотеку, взял книжки и стал изучать, что вокруг меня происходит на службе, например, чем батюшка машет, от чего дым.
Из этих вопросов сложилось некое отношение, понимание и, как следствие, стремление узнать что-то новое. Это стремление сначала привело меня в православную гимназию, потом в семинарию и к священству.
Отец Павел Коньков. Источник: Instagram*
Насчет родителей - мама всегда спокойно относилась к моим юношеским увлечениям, а отец переживал. Он из семьи потомственных атеистов. Моя бабушка - заслуженный педиатр, и тематика духовных практик типа поста ее, конечно, сильно пугала.
Соответственно, отец на меня ругался: «Кем ты вырастешь, кем ты будешь работать? Это все несерьезно». Успокоился он в тот момент, когда понял, что я с голоду не умираю.
«Скромность часто рассматривается глубоко субъективно: кому-то хлеба нет, а кому-то жемчуг мелкий»
- Это, кстати, следующий вопрос: от чего зависит зарплата священника?
- Зарплата зависит от штатного расписания - тут ничего нового. Любой храм - это юридическое лицо, и мы действуем согласно законодательству РФ, платим подоходный налог, хотя многие думают, что это не так. Было бы так радостно, как все пишут - мы бы ликовали, но нет - мы не платим только налог на прибыль и налог на землю. Если есть машина, ее ставят на учет и платят транспортный налог.
В штатном расписании есть графа «клирик», «настоятель» - вот тебе и зарплата. Другое дело, что церковь имеет дело с таким понятием, как пожертвование, но оно не облагается налогом, потому что тебе могут дать пожертвование, а могут и не дать. И церковь это не тот институт, который создан ради привлечения пожертвований. Есть они или нет - мы все равно будем существовать, но другого источника финансирования у нас нет.
Источник: Depositphotos
Периодически приходят люди и говорят: «Вот, батюшка, это на храм, а это тебе». А бывает, съездишь кого-то причастишь, и ничего не будет. Но никакой обиды у адекватных священников не бывает. Мы не нацелены исключительно на прибыль, хотя, как и в любом социальном институте, встречаются люди, которые ищут какие-то лазейки, ведут себя не очень честно.
Каждый священник дает ставленическую клятву, где написано, что он обещает жить скромно. Но скромность часто рассматривается глубоко субъективно: кому-то хлеба нет, а кому-то жемчуг мелкий.
«Священник в городе - это одна песня, священник в деревне - там другая ситуация»
- На что хватает этих денег?
- У меня за 11 лет священства ни разу не было, что мне нечем кормить детей, ни разу не было, чтобы у детей на зиму не было теплых вещей. Они практически всегда ношенные, практически всегда от кого-то. Я не покупаю омаров, я их ни разу не пробовал.
Священник в городе - это одна песня, священник в деревне - там другая ситуация. Там может совсем не быть денег, зато тебе и яйца принесут, и молока принесут - люди заботятся о священниках, как и о хороших врачах и учителях.
Источник: Depositphotos
- Как у вас устроены отпуска и выходные?
- По закону месяц отпуска. С выходными все не так просто. Вот я - настоятель храма. Помимо богослужебной на мне лежит еще и административная ответственность. Любая деятельность, связанная с документооборотом, с отчетностью в государственные или церковные инстанции - все на мне.
Получается, что с понедельника по пятницам я бегаю по административным делам, а в выходные - по религиозным, а потом опять по административным. Но я уже привык, для меня это одна из вариаций нормы.
«Людям обязательно надо посмотреть, что я купил, сколько это стоит»
- С какими ограничениями приходится мириться священнослужителю?
- Признаться честно, больших отличий между просто верующим человеком и священником нет. Посты - те же самые, заповеди - те же самые. Ответственность за грех увеличивается - это да. Мне драться нельзя, мне нельзя танцевать, но я не чувствую себя обделенным.
Я не чувствую себя обделенным во время поста. Или год назад я призвал многих людей взять обет трезвости на год. Вот у нас был отпуск, мы с женой и детьми ездили на юг. Да, он прошел у меня без единого бокала вина, но я не почувствовал себя ущербным.
Бывает, идешь в подряснике, а жена звонит и просит заехать в магазин. И тут начинается веселье: людям обязательно надо посмотреть, что я купил, сколько это стоит. А если не дай бог купишь творог во время поста, никого же не волнует, что у тебя дети малые.
Вот в этом плане антагонизм к священству в XXI веке присутствует. Но для меня это не проблема.
Источник: Depositphotos
«Жена для священника всегда будет на втором месте»
- А есть ли ограничения, которые накладываются на жену священника?
- Жены никаких обетов не дают. Вот священники не носят кольца. В Рязани вообще никогда, в Петербурге я встречал священников, которые переодевались и надевали кольцо. Но по большей части в церкви это не принято: в Греции не принято, в Румынии, в Сербии. Потому что для нас крест важнее. Вот ограничение, которое должна принимать любая жена священника - она всегда будет на втором месте, а на первом будет служение.
Но чтобы она 24 часа в сутки носила платок - нет. Или заставлять жену ходить вечно в юбке? А если она бегать пойдет? Или пойдет заниматься спортом? Не в юбке же ей заниматься. Я довольно-таки спокойно к этому отношусь.
«Я сам воспитан на Mortal Kombat»
- Насколько вы вовлечены в современную массовую культуру? Смотрите ли YouTube, играете ли в игры, смеетесь над мемами?
- Я же руководитель Молодежного отдела, я стараюсь держать руку на пульсе. Более того, я отец - у меня есть дети, я стараюсь отслеживать то, что входит в их умы. Если появляется какая-то новая игрушка, я ее устанавливаю сам себе и смотрю, приемлема она или неприемлема. Я сам воспитан на Mortal Kombat, ничего плохого в этом я не вижу - вопрос меры.
Скриншот из видеоигры Mortal Kombat
Соответственно, мемы, ютубчик, у меня установлен Telegram, я представлен практически во всех социальных сетях - это нормально.
Я стараюсь смотреть за тем, что интересует молодежь студенческую, молодежь школьную. Так, чтоб сидеть и смотреть мемы - мне, честно, времени жалко. Для меня новые фильмы, новая музыка - еще одна точка входа в молодежную аудиторию.
Скоро такой точкой будет фильм «Джокер». Уже все посмотрели, кроме меня. В свое время такой точкой доступа был фильм «Матрица». Да, 20 лет назад, но классный же фильм! И на тех образах, которые там есть, можно было построить какую-то лекцию с той смысловой нагрузкой, которая мне нужна.
«Если депрессия клиническая, тут священник ни при чем»
- Допускает ли церковь поход к психологам, если человек находится в депрессии? Встречается мнение, что это блажь и исцелить душу может лишь церковь.
- Ну, во-первых, церковь не исцеляет, исцеляет Господь. Я думаю, что психологи имеют право на существование. Но под психологией понимают разные вещи. Психология может быть клинической, а может быть гештальт, может быть возрастная или личностная. И вот я закончу курсы в Челябинском заборостроительном и назовусь психологом. Это будет обидно с точки зрения нормальной психологии.
Так же и с церковью, когда абы кто, прикрываясь иконами, начинает действовать, это никакого отношения к церкви не имеет.
Психолог имеет дело исключительно с душой человека, а священники имеют дело с взаимоотношениями человека с Богом. Если человеку особо Бог не нужен, ему, наверное, прямой путь в кабинеты психологической поддержки.
Безусловно, если депрессия клиническая, ее вообще-то медикаментозно лечат. Тут священник ни при чем. Мы же не идем гастрит лечить к священнику.
«Чувства оскорбить, конечно, можно»
- Вам, наверное, часто задают этот вопрос, но как вы относитесь к закону об оскорблении чувств верующих? Можно ли оскорбить эти чувства, если они искренние?
- Чувства оскорбить, конечно, можно. Когда кто-то делает что-то неподобающее с предметами, которые для меня как для верующего человека являются важными, мне это неприятно. Это можно трактовать как оскорбление чувств верующего, это можно трактовать как хулиганство, как вандализм. Вопрос трактовки оставим юристам.
Есть вещи, которые терпеть можно: вот идешь ты по парку, а тебе кричат: «Эй, ты кто такой, а ну иди сюда». Тут можно промолчать, пройти мимо. Потому что порой для того, чтобы пройти мимо, мужества нужно больше, чем чтобы не втоптать человека в лужу.
Мы когда учились в семинарии, спрашивали у батюшки, который до этого служил в спецназе: «Батюшка, вот ты идешь по парку, а тебя дразнят - что делать?» - «Пройди мимо». - «А если я с женой иду, а ее начинают задевать?» - «Положи всех, только не убивай никого».
Этот законопроект - не столько проект Русской православной церкви, сколько проект тех людей, которые очень любят «помогать» церкви. Помните в Госдуме какая-то тетенька предложила ввести изучение Библии в школах? А как это было преподнесено в заголовках? «РПЦ призвало изучать Библию в школах». Какая РПЦ? Это тетенька предложила, а не РПЦ.
Или помните, как подросток сжег церковь? Мне это как-то неприятно и жалко этого мальчишку. Как это трактовать - вопрос десятый.
Беседовала Надежда Калинина
* Запрещены в РФ
0 комментариев