Своя машина больше не нужна? Идеолог "Автомобиля года" - о лучших авто и трендах
Результаты ежегодной премии «Автомобиль года в России 2019» объявили в Москве. Более миллиона россиян приняли участие в интернет-голосовании за лучшие в своих классах машины. Церемония награждения премии прошла 16 мая в концертном зале «Известия Hall». Fishki расспросил идеолога проекта «Автомобиль года в России» Владимира Безукладникова об итогах премии, автомобильных предпочтениях россиян и грядущих трендах.
– Итоги голосования в премии «Автомобиль года в России 2019» оказались ожидаемыми или не обошлось без сюрпризов?
– Без сюрпризов никогда не обходится. Получается иной раз, что автомобилями года в России становятся машины, которые только-только выходят на рынок. И очень часто получается так, что впоследствии они же и становятся лидерами продаж.
Премия «Автомобиль года в России» в целом определяет тренды. Она дает возможность находить новых героев. Потому что иной раз сравнение результатов идет со статистикой продаж, но «Автомобиль года» - это не репорт статистики за прошедший период, а возможность заглянуть в будущее, посмотреть, что на самом деле нравится потребителю и какие тенденции будут сопровождать нас на протяжении как минимум ближайшего года.
«Удивило стойкое лидерство в своем сегменте LADA Vesta»
– Лично для вас победа каких автомобилей стала неожиданностью?
– В некоторой степени меня удивило стойкое лидерство в своем сегменте LADA Vesta. Это при том, что LADA Vesta уже не новый автомобиль. В этом сегменте все время главенствовали корейские бренды. И вот то, что люди прониклись к LADA Vesta – это абсолютный пример, квинтэссенция того, как дизайн и правильный маркетинг плюс ценообразование могут создавать устойчивый положительный вектор в части автомобиля.
Могу сказать, что поразило еще и то, что совпала общая тенденция у модельного ряда BMW. В этом году он стал любимым брендом в премиальном сегменте. И если взять год-два назад, когда модельный ряд BMW настолько обеднел, был настолько уже старым, что было ощущение, что очень эмоционально нагруженный и позитивно воспринимаемый бренд BMW в нашей стране куда-то пропал. Но в этом году все изменилось.
Широкомасштабное обновление модельного ряда BMW, новый дизайн сыграли свою роль. И отдельно взятые модели BMW победили в своих категориях. В целом, общий процент проголосовавших за этот бренд определил сам факт того, что BMW стал лучшим брендом в премиальном сегменте.
– Премия «Автомобиль года» проводится уже 19-й раз. Что обеспечило проекту такое долголетие и в чем принципиальное отличие от других автомобильных премий? В чем цель проекта?
– Проект зародился в 2000 году, и с тех пор цель остается неизменной – это выявление мнения потребителей в отношении лучших автомобилей из числа официально представленных на российском рынке. По сути, это широкомасштабное исследование, по форме рекламно-маркетинговая кампания со стимулирующим призовым фондом. Ежегодно миллион людей отдают свои голоса за любимые автомобили. В отличие от других конкурсов и премий мы работаем на принципиально другом уровне по масштабу всего: рекламной кампании, количеству откликов со стороны автолюбителей, размеру географии и масштабу мероприятий, в частности финальной церемонии.
Мы изначально ставили задачу сделать праздник для всех, кому небезразличен автомобиль, как произведение инженерно-технического и дизайнерского искусства, как друг, незаменимое средство для жизни и работы. В общем, эта история про любовь к автомобилю со стороны всех участвующих в этом сторон. Вот, наверное, то, что сохраняет и развивает проект на протяжении долгих лет.
– Вообще, как возникла идея подобной премии?
– Идея сама по себе не нова. Подобного рода проекты есть в мире и были уже на момент, когда мы начали его развивать. Ведь всегда при наличии такого многообразия автомобилей и такого стремительного развития индустрии будет возникать вопрос: «А кто лучший?». И это нормально для любой сферы. И должен быть кто-то, кто будет организовывать процесс рейтингования. Просто так получилось, что 20 лет назад мы обратились к этой теме и приоритетной сделали оценку именно потребителя, так как искренне считаем, что мнение конечного потребителя является наиважнейшим. Каждый голосующий вкладывает в процесс частичку своей души, поэтому я называю наш проект одушевленным.
– В этом году в голосовании приняли участие свыше миллиона человек. Кто эти люди и что мотивирует их участвовать в конкурсе?
– Создается впечатление, что мы вовлекаем в процесс всю аудиторию страны, которую только можно вовлечь. Репрезентативность аудитории подчеркивается картиной регионов, из которых мы получаем голоса. Наша карта голосования представляет собой населенческую модель России. И это несомненно большая аудитория. Что особенно важно - это образованная аудитория, семейная, имеющая доход, а главное - автомобиль. И что еще более важно, думающая о приобретении новых или других автомобилей.
Я уверен, что миллион голосующих - это не предел. Чтобы вовлечь больше людей, надо что-то постоянно менять, мотивировать аудиторию, добавлять новые инструменты, каналы коммуникации. Поэтому каждый год мы экспериментируем. В этом году у нас произошло удачное сотрудничество с интернет-площадкой СТС-медиа, годами ранее были кампании и в метро, и на билбордах. Но не всегда гонка за количеством приводит к улучшению качества аудитории. Такие примеры были в истории «Автомобиля года», когда мы активно сотрудничали с КИВИ (сеть терминалов электронных переводов). Тогда в один из сезонов проголосовало более 3 млн человек, но качество аудитории и оставляемой ей информации было весьма низким. Поэтому мы сместили свой акцент на интернет.
«95% людей голосуют за автомобиль, исходя из внешнего дизайна машины»
– Зависит ли количество голосующих от ситуации на рынке новых автомобилей?
– Как ни странно, но даже в пик кризиса мы не испытывали проблем с желающими высказать свое мнение по поводу автомобиля. И, знаете, я считаю это прекрасным знаком того, что мы действительно востребованы как проект. Мы, по сути, то самое место, куда всегда можно прийти и высказать что накопилось... В хорошем смысле мы осуществляем психотерапевтическую миссию. Это очень важно. Кризис и многие другие факторы ужимают возможности потребителя. Да и в целом, не очень разумно менять автомобиль каждый год. Но никто не запрещает мечтать и выбирать. Здесь очень серьезно проявляется наша другая важная часть миссии – образовательная. Прежде чем выбрать, люди изучают. Мы знакомим и погружаем автолюбителей в реалии актуального модельного ряда.
– Чем, на ваш взгляд, руководствуются люди при выборе автомобиля?
– Российские автомобилисты предпочитают автомобили, оснащенные инновационными решениями и системами помощи водителю, которые позволяют делать поездки комфортнее и безопаснее. Например, мы видим, что участники голосования интересуются системами полностью автономного вождения, проявляют интерес к электромобилям (почти 40% участников голосования следующим готовы купить электромобиль).
Автопроизводителям стоит учитывать, что автомобиль должен быть комфортен для семейных путешествий по России (более 30% голосующих совершают путешествия по России на автомобиле в течении года).
Еще добавлю, мы проводили исследования, которые показали, что 95% людей голосуют за автомобиль в «Автомобиле года в России», исходя из внешнего дизайна машины. Вообще, внешнее восприятие автомобиля главенствует с точки зрения общего первого впечатления. Конечно, потом идет комплексная оценка, тут играет большую роль и приверженность к бренду, и, конечно, ценообразование, и специальные программы, которые предоставляет производитель. Но это все потом. Любовь к машине возникает с первого взгляда. Понравилось ему - он покупает, а не нравится – нет. Ведь есть и у супер-брендов неудачные модели, которые не покупаются, а иной раз убираются с рынка, потому что не цепляют покупателя!
– Сколько номинаций представлено в этом году и есть ли какие-то нововведения?
– Все автомобили разбиты на 23 класса, это и есть основные номинации. Плюс отдельно мы делаем номинацию – новинка года. Выделяем также и любимые бренды, спрашиваем аудиторию о знании китайских марок. Каждый год добавляются новые, этот год не стал исключением. Мы не стоим на месте и следим за трендами. В этом сезоне углубились в отраслевую специфику тенденций, продиктованных временем. Речь о востребованных средствах передвижения: такси и каршеринге, а также о новом виде общественного транспорта в столице – электробусах.
– Какие призы предусмотрены для участников премии?
– Главным призом в премии традиционно является автомобиль. В этом году - Volkswagen Golf 7 поколения. Поистине культовый и очень популярный автомобиль в мире. В этом году ему исполнилось 45 лет с момента выпуска первого Golf первого поколения. За всю историю модели было выпущено более 37 млн автомобилей, покоривших сердца многих поколений автолюбителей во всем мире. А в этом году счастливым обладателем этого автомобиля стал участник голосования из Ижевска.
Традиционно в придачу к автомобилю идет целый комплект ценных подарков от наших партнеров. В этом году ими стали – комплект шин Continental EcoContact™ 6, годовой запас моторного масла Total Quartz и транспондер T-pass для скоростного проезда по платным дорогам.
В целом, помимо главного приза, все наши проекты и даже небольшие конкурсы и викторины сопровождает большое количество самых разнообразных призов.
«Большинство автомобилей, продаваемых и покупаемых в России, будут именно отечественного производства»
– В прошлом году некоторые эксперты прогнозировали уменьшение числа покупок импортных авто. Говорили, якобы в ближайшие пять лет россияне станут отдавать предпочтение отечественным машинам. Как вы оцениваете такой прогноз?
– Если смотреть и на наши результаты, и на результаты продаж, подтверждение этому есть. Но это если брать класс бюджетных автомобилей. Та же самая LADA Vesta - в пределах миллиона. Потому что если раньше бюджетный автомобиль был 500-600 тысяч рублей, то сейчас 700 и до миллиона. За меньше ты и не купишь автомобиль, который не был бы компромиссным. И вот LADA Vesta в этом смысле является прямым доказательством.
А если выходить на более общее понятие того, что есть отечественный автопром, станет понятно, что глобализация производства многих автомобильных мировых производителей уже достаточно велика. К примеру, Mercedes недавно открыл завод в Солнечногорске, хотя еще 10 лет назад на вопрос о локализации производства отвечали категорическим нет. Заводы есть и у многих других мировых производителей: Volkswagen, Toyota, Hyundai, да масса примеров. Но это тоже отечественные производители, по сути дела. И не смотря на то, что применяется в основном крупноузловая сборка, можно сказать, что эти автомобили отечественного производства. Если подходить таким образом, то я соглашусь, что большинство автомобилей, продаваемых и покупаемых в России, будут именно отечественного производства.
Еще хочу добавить - фактически глобализация касается всех. Если вернуться к той же самой LADA Vesta – кто придумал ее дизайн? Стив Маттин, англичанин, который работал до этого в разных дизайн-бюро мировых производителей. То есть вот эта тенденция глобализации в автопроме, локализации производств в конкретных странах и, в частности, в России она стирает границы.
«Каршеринг сейчас динамично развивается. Владение автомобилем становится необоснованно дорогим»
– Какие тренды на отечественном авторынке стоит ожидать в ближайшие годы?
– Однозначно - трендом будущего является электромобиль. Как минимум -гибриды, которые начнут активнейшим образом продаваться. Многие производители уже имеют в своей линейке гибриды, но я говорю сейчас о тенденции, которая будет в ближайшие 5-7-10 лет – это переход на электромобили. Женевский автосалон доказал, что это уже мировой тренд, на каждом стенде не обходилось без электрокара. Каждый производитель представлял новый электрокар.
И второй момент – тренд, которые нельзя обойти стороной – это форма не владения, а пользования. Она будет превалировать – я говорю о каршеринге. Люди в принципе учитывают все инфраструктурные изменения, происходящие в мегаполисах. Владение автомобилем, его содержание становится необоснованно дорогим. Тем более, когда тебе автомобиль нужен только для того, чтобы доехать до работы и в выходные на дачу… Так вот, до работы можно ехать и на каршеринге.
Каршеринг сейчас очень динамично развивается. Это говорит о том, что тренды в части продаж у автомобильных производителей будут уходить в сторону корпоративных продаж. В частности, в таксопарки и парки каршеринговых автомобилей. Там сейчас разворачивается очень активная история.
0 комментариев