Бесстыдная любовь. Как развлекалась советская молодежь 100 лет назад (18+)
«Мы – гениальные возбудители. Мы требуем от заплывшего жиром буржуазного общества отмены всех предрассудков. Отныне нет добродетели. Семья, общественные приличия, браки – отменяются. Человек – мужчина и женщина – должен быть голым и свободным. Половые отношения есть достояние общества».
Это текст одной из листовок футуристов, которые на заре советской власти поддерживали ее стремление уничтожить старые устои и быт. Причем молодые коммунисты одними лозунгами не ограничивались.
Fishki рассказывает, какой была недолгая пора «сексуальной раскрепощенности».
«Страна победившего нудизма»
В первые годы после революции по улицам Москвы, Петрограда и других городов часто разгуливали совершенно голые люди, которые заявляли, что таким образом борются со стыдом как с «буржуазным предрассудком». Сотни нудистов спокойно загорали у стен Кремля, не скрываясь ни от одетых купальщиков, ни от обычных прохожих.
На Кропоткинской (ныне Пречистенской) набережной Москвы-реки, напротив храма Христа Спасителя, 1925 г.
Записи иностранцев, посетивших новоявленную Страну Советов, местами напоминали сценарии порнороликов для фетишистов. Американский журналист Хьюберт Никербокер в начале 30-х годов наблюдал на Ленинских горах в Москве такую картину:
«Группа юношей соревновалась в прыжках а длину. Полусотня их находилась в яме для прыжков, либо ожидая своей очереди. Все они были раздеты. Вскоре полдюжины девушек в легких летних платьях проходя мимо остановились, чтобы понаблюдать за прыжками. Бронзовая юная фигура пролетела в воздухе. Девушки закричали, поскольку заметили, что юноша заступил отметку, затем грянул смех, так как амбициозный атлет грохнулся носом вперед. Девушки пошли дальше».
Мозаика «Хорошее утро», художник Александр Дейнека
Павел Балабанов / РИА Новости
«На несколько лет Россия оказалась "страной победившего нудизма", - пишет в книге «Другой Ленин» публицист Александр Майсурян. - Делегации советских нудистов в 20-е годы были самыми многочисленными на международных нудистских конференциях. На основе нудизма развивался и массовый детский отдых – в пионерском лагере "Артек" все дети купались без одежды (что подтверждает архивная киносъемка)».
Купание в «Артеке» в 1920-е гг.
Архивное фото с неофициального сайта «Артека» artekovetc.ru
По сравнению с тем, какие нравы царили в обществе еще недавно, это был шокирующий переворот.
Летом 1917 года, всего за пару месяцев до Октября, Ленин гостил на даче у своего близкого соратника Бонч-Бруевича под Петроградом и сокрушался, что соотечественники даже в купальных костюмах стесняются быть на пляже и прячутся по кустам. На что Бонч-Бруевич ему ответил: «К сожалению, у нас слишком много безобразников и нездорового любопытства, что при общей некультурности нередко приводит не только к неприятностям, но и к скандалам».
«Сексуальная свобода переходила в разгульный блуд»
Однако после революции на «общую некультурность» наложились сильно искаженные идеи «свободы и равенства», что привело к другой скандальной крайности. Для молодежи случайный секс стал нормой. Многие супруги принялись открыто изменять друг другу, следуя новому житейскому принципу: «Хорошая жена сама находит подходящую любовницу своему мужу, а муж рекомендует жене своих товарищей».
Писательница Наталья Баранская, которая в 1920-е была школьницей, рассказывала в мемуарах про тогдашнее «бесстыдство»: «Возможно, это была кампания, проводимая комсомолом. Он круто взялся истреблять стыд. Освобожденная от религиозных "догм", от устаревшего понятия греха, от нравственной узды, молодежь 20-х годов разошлась: сексуальная свобода переходила в разгульный блуд».
«Пара в экспрессивном танце», музейное фото Герхарда Рибике, 1930 г.
Комсомольцы с необыкновенным энтузиазмом развивали «теорию стакана воды»: мол, удовлетворить похоть – это все равно что утолить жажду. Когда хочешь пить – просто берешь стакан воды, когда хочешь женщину – просто берешь эту женщину. Отношения сводились к грубой физиологии, без любви, ухаживаний и какой-либо ответственности.
Вот записи студентов тех лет из книги историка Александра Рожкова «В кругу сверстников: Жизненный мир молодого человека в советской России 1920-х годов».
«Пойдешь на вечер или еще куда, тут тебе и воля. Иногда неудача. Ерепенится иная стерва, хоть и хороша, да бросишь, потому что с такой все равно ничего не выйдет. Ну а с другой девкой пойдешь в сад, луна и все такое. А там, конечно, слово за слово – ну и в "дамки". Бери от жизни все, что можно. Что сорвал, то твое. Я вот и счет давно утерял, скольких девушек перелюбил. Тут необходимо уменье, быстрота и натиск!»
«Я столкнулась с тем, что в большинстве студенты смотрят на студенток, как на предмет широкого потребления. Видят в них только женщину и "крутят любовь", не любя. Мои товарки, начинающие жить половой жизнью, легко сходятся и расстаются, и без всякого морального угнетения делают аборты. Весь ужас в том, что делается это повседневно, буднично и просто, и все к этому привыкли».
Иллюстрация к сценарию комсомольского агитспектакля 1920-х
«Теория стакана воды» доходила в своем цинизме до оправдания изнасилований. У парней была популярна поговорка: «Сила любви прямо пропорциональна сопротивлению материала» (то есть сопротивлению девушки). Считалось, что женщина обязана подчиняться тому, кто ее вожделеет, если же нет, то ее в лучшем случае затравят как «недостойную мелкобуржуазную дуру», а в худшем – возьмут силой.
В 1925 году все это пыталась критиковать в «Правде» глава Женотдела при ЦК партии Софья Смидович: «Кажется, наша молодежь уверена в том, что она призвана решать все вопросы, связанные с любовью, самым грубым и грязным способом; иначе она нанесет ущерб достоинству коммуниста».
Ленин и Крупская были нудистами?
Некоторые современные авторы «исторического» чтива утверждают, что бесстыдство и половая распущенность поощрялись советскими властями. Например, «практикующий врач, профессор» Николай Алексеев в иллюстрированной истории нудизма 2004 года сообщает, будто Ленин на даче Бонч-Бруевича «собственноручно написал "Устав российского общества нудистов"».
Само собой, такого устава за подписью Ульянова-Ленина не существует. В его многотомных трудах вообще нет ни слова о нудизме, хотя в годы эмиграции в Германии, Швейцарии и Австро-Венгрии он вместе с Крупской познакомился с идеологией и бытом натуристов.
Бонч-Бруевич в своих воспоминаниях передает слова Ленина на том самом озере, где в 1917 году он разочарованно наблюдал за робкими купальщиками: «Помилуйте, за границей же купаются вместе сотни и тысячи людей, не только в костюмах, но бывает и без костюмов, и однако никогда не приходится слышать о каких-либо скандалах на этой почве. С этим надо решительно бороться... Нам предстоит большая работа за новые формы жизни, без поповской елейности и ханжества скрытых развратников».
Владимир Маяковский и Лиля Брик на курорте в Германии, 1922 г.
Архив РИА Новости
Популярный в Европе германский «натуризм», чьи идеи разделяли Ленин и Крупская, был не столько о разгуливании голышом, сколько о здоровом образе жизни и бережном отношении к природе. Нудизм – это лишь часть натуризма, но эти понятия стали смешивать и путать. Так основателя советского государства и его соратников легкомысленно записали в нудисты.
На самом деле, приводя в пример европейский натуризм, Ленин вовсе не пропагандировал публичную обнаженку, а говорил о необходимости повышать культуру совместного досуга, когда мужчины и женщины могли бы, как в Европе, массово загорать и купаться в свое удовольствие, не боясь хулиганов и скандалистов.
Но, как пишет Александр Майсурян, «бульварно-эротическая печать России по-своему отразила приход большевиков к власти: как наступление эры вседозволенности». Появлялись карикатуры и фривольные рисунки, которые читатели, видимо, воспринимали всерьез – как рекламу нового курса на бесстыдство. Газеты подогревали азарт, описывая комичные сценки с участием «свободных купальщиков». Например, как их пытаются разогнать суровые милиционеры, а те, в чем мать родила, бегут врассыпную по набережной под дружный хохот трамвайных зевак.
Кондуктор выгоняет из трамвая голого пропагандиста. Иллюстрация к сатирическому рассказу Евгения Петрова «Идейный Никудыкин» (1924 г.)
ilf-petrov.ru
«В Совдепии можно ходить голыми, прикрываясь газеткой "Коммунист"»
Из дневника Михаила Булгакова 1924 года:
«12 сентября. Пятница.Яркий солнечный день.Новость: на днях в Москве появились совершенно голые люди (мужчины и женщины) с повязками через плечо "Долой стыд". Влезали в трамвай. Трамвай останавливали, публика возмущалась».Общество «Долой стыд!», которое особенно активно эпатировало москвичей в 20-е годы, объединило самых радикальных «борцов против ханжества». Голые активисты, с одной только красной лентой с лозунгом, разгуливали по городу парами и группами и раздавали свои рекламные листовки.
Они устраивали свои демонстрации еще в 1910-е годы, но тогда на них быстро находили управу. Советский поэт-имажинист Матвей Ройзман забавно описал в мемуарах один московский случай с голым культуристом Владимиром Гольцшмидтом и двумя его спутницами.
«Толпа окружила голых проповедников и с каждой минутой росла. Вдруг откуда не возьмись бойкая старушка закричала: "Ах вы, бесстыжие глаза!" – и стала довольно усердно обрабатывать одну из обнаженных девиц белым зонтиком. Та несла двумя руками древко [с лозунгом «Долой стыд!». – Fishki] и не могла защищаться. Обозлившись, [Гольцшмидт] вырвал зонтик из рук старушки и забросил в Дмитровский переулок. Старушка упала и завопила. Толпа стала угрожающе надвигаться на Гольцшмидта и его спутниц».
Подоспевшие в этот момент милиционеры доставили троицу КПЗ, а после суда их выслали из Москвы.
Гольцшмидт в образе аборигена, начало 1920-х
Wikimedia
Но в 20-е годы «бесстыжих» уже никто не высылал. Сейчас пресса пишет, что правительство большевиков негласно покровительствовало голым демонстрантам. Но на самом деле власти поначалу просто не знали, как быть.
С одной стороны, они провозгласили полную свободу рабочего класса – а тому захотелось разгуливать голышом: как же теперь запретишь? К тому же чисто идейно обнаженка уравнивала всех со всеми, ведь без одежды не видны ни профессия, ни социальный статус.
С другой стороны, публичные нудисты портили картину «победившего социализма». «У мира уже достаточно было ложных понятий о коммунистической революции и без излишнего представления о том, что окоченевшая русская нация ходит голой в бреду сумасшествия», - писал упомянутый американский репортер Никербокер.
Часть плаката белогвардейцев, которые по-своему расценили популярность нудизма при большевиках
Из фондов славянского отдела Нью-Йоркской публичной библиотеки
«Как устроить свою половую жизнь? Верный рецепт: воздержание»
В итоге власти покончили с публичным обнажением и развратом весьма хитроумно. Нарком здравоохранения Николай Семашко выпустил предупреждение о том, что городской воздух загрязнен и напичкан вредными для человеческой кожи микробами.
В свою очередь нарком просвещения Анатолий Луначарский выступил с докладом о свободной любви, в котором призвал молодежь к воздержанию. Вооружившись цитатами Ленина, он очень логично разъяснил, что полюбившаяся комсомольцам «теория стакана воды» ничем не отличается от «буржуйского» отношения к женщине как к проститутке.
«Коммунизм немыслим без полноты любовной жизни, дающей настоящую жизнерадостность. Однако безобразный сейчас избыток половой жизни не приносит с собой жизнерадостность и бодрость, наоборот, уменьшает их», - внушал Луначарский, ссылаясь на Ленина.
Заводские работницы с эмблемами «Коммунистического интернационала молодежи», 1935 г.
Архив РИА Новости
«Какой же рецепт мы можем дать молодежи в ответ на ее вопрос о том, как ей устроить свою половую жизнь? Первый и абсолютно верный рецепт заключается в следующем: воздержание. Воздержание для молодежи ничуть не вредно».
А начиная с середины 30-х годов в СССР стали так яростно насаждать «нравственность», что к 80-м он, как известно, превратился в страну, где «нет секса». Подробнее: «Половые заповеди пролетариата». Как в СССР боролись с аморалкой
0 комментариев