Вербное воскресенье. История, обычаи и традиции праздника
Когда отмечают Вербное воскресенье? На какое число оно выпадает в 2019 и 2020 году? Вход Господень в Иерусалим - каким событиям посвящен этот праздник? В чем значение Вербного воскресенья?
РИА Новости
Вербное воскресенье - это христианский праздник, отмечаемый за неделю до Пасхи. Вербное воскресенье - народное название, в церковном календаре это Вход Господень в Иерусалим. Другие названия - Пальмовой воскресенье, Неделя ваий, Неделя цветоносная. Английское название - Palm Sunday.
Православные относят Вербное воскресенье к двунадесятым праздникам - 12 самым важным дням года. Всю последнюю неделю Великого поста называют Вербной неделей.
Поскольку Пасха каждый год выпадает на разные дни, то сдвигаются даты всех связанных с ней праздников. В 2021 году Вербное воскресенье приходится на 25 апреля.
Читайте подробнее: Дата Пасхи. Почему Пасха выпадает на разные дни?
Священник и верующие в Вербное воскресенье в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Хабаровска. 2018 год. Фото: РИА Новости / Игорь Онучин
Вход Господень в Иерусалим. Что отмечают в этот день
Вход Господень в Иерусалим описывают все четыре евангелиста. Иисус Христос въехал в город на осле, которого ученики взяли в соседней Вифании. Жители встретили Иисуса как Мессию - ликованием, бросая на дорогу дорогие одежды и пальмовые листья.
И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что -нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их.
Все же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной.
Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их.
Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!
И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей?
Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского.Евангелие от Матфея
И, когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге.
А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, всё множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! Мир на небесах и слава в вышних!
И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим.
Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют.Евангелие от Луки
Вход Господень в Иерусалим. Жан Ипполит Фландрен. 1842
Иисус направился в иерусалимский храм, откуда выгнал торговцев и менял со словами: «Написано, - дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Евангелие от Матфея). Когда к Христу подошли хромые и слепцы, Иисус чудесным образом исцелил их. Затем он покинул Иерусалим, вернувшись на ночь в Вифанию.
Вербное воскресенье: в чем смысл праздника?
Вход Господень в Иерусалим - это одновременно признание Иисуса Мессией и прообраз его вхождения в рай. Иудеи ожидали, что предсказанный Спаситель явится на Пасху, так оно и случилось.
Жители Иерусалима знали, что он воскресил Лазаря, потому встречали Христа как победителя смерти - на Востоке пальмовыми ветвями чествовали именно победителей.
Иисус въехал в город на осле, показав, что несет мир - завоеватель по обычаю въезжал в захваченный город на коне.
Читайте также: Историки об Иисусе Христе - кем был и как выглядел в реальности?
Вход Господень в Иерусалим. Икона. Фото: rublev.com
Еще один смысл праздника - всепрощение и снисходительность к людям. Посреди всеобщего ликования один Христос знал, что вскоре его ждет смерть. Причем понимал, что требовать его распятия будут те же люди, которые теперь торжественно встречают его.
«Но Господь приемлет эту честь от своих будущих предателей и мучителей. Приемлет с благодарностью, зная непостоянство сердца человеческого, - объясняет архимандрит Савва (Мажуко) на сайте «Православие и мир». - Наши мысли нетверды, а намерения изменчивы. Мы предаем Бога так часто, так привычно… А потому верба - это еще и символ не только Божественной, но и человеческой снисходительности, всепобеждающей доброты. Если нас Господь прощает и принимает от нас даже малые крупицы добра, без укора и суда, так и нам следует подражать Богу милосердия, принимая своих близких, замечая и отмечая с благодарностью самые незначительные зерна добра и доброты».
Вербное воскресенье в России: обычаи и традиции
В России и других православных странах, где нет пальмовых листьев, их заменила неприхотливая верба. По-видимому, это растение играло важную роль еще в языческих обрядах, и с приходом христианства приобрело новое значение. В Вербное воскресенье веточки освящают в храме.
Ветки вербы. Фото: Depositphotos
Согласно народным поверьям, верба и ее сережки обладают целебной силой. Почки могли добавлять в «вербную кашу» для родных или есть просто так - «чтобы не болели зубы и горло». Вербу клали в воду, где купали заболевших детей.
Вербные почки скармливали и скоту. В Костромской области зафиксирован обычай к Вербному воскресенью печь баранки, освящать в церкви, а затем скармливать скоту для защиты от болезней. Также вербу обмакивали в святую воду и окропляли домашний скот. С веткой вербы в первый раз провожали скот на пастбище.
Кое-где верили, что верба может спасти от грозы и пожара, а робкого человека излечить от трусости (для этого нужно в Вербное воскресенье вбить в стену своего дома колышек освященной вербы).
До Революции в праздничное воскресенье устраивали вербные торги, народные гуляния, развлекались катанием на лошадях. В Москве гуляли на Красной площади, а катания в этот день называли «вывозом невест».
Вербный торг на Красной площади. Картина Бориса Кустодиева. 1917
Еще один обычая - битье веткой вербы. Утром, после освящения вербы, у церкви или дома веточкой бьют близких, приговаривая: «Верба красна, бей до слез, будь здоров!»; «Верба хлёст, бей до слез! Будь здоров, как верба!». Часто таким образом хлестали детей, иногда - скот и даже землю, чтобы была плодороднее, а также могилы родных.
Церковный устав на Вербной неделе Великого поста допускает определенные послабления: в субботу разрешает есть икру, а в воскресенье - рыбу.
С вербой связаны приметы и поговорки: «На вербной мороз - яровые хлеба хороши будут»; «Верба распутицу ведет, гонит с реки последний лед»; «Святой Лазарь за вербой лазил».
Серафима Блонская. «Девочки. Вербное воскресенье». 1900
0 комментариев