«Не надо мне о хорошем Сталине». Юрий Лоза о Путине, рэпе и жизни в России
Способен ли кто-то заменить Владимира Путина на посту президента? Отчего некоторые россияне тоскуют по Сталину? Что не так с музыкальным конкурсом «Евровидение», рэперами и Сергеем Шнуровым? На эти и другие вопросы в интервью Fishki ответил музыкант и композитор Юрий Лоза.
– Вы довольно популярный человек на Facebook* - на вашу страницу подписаны без малого 55 тысяч человек. Вы что-то для этого делали или все получилось само собой?
– Я стараюсь каждый день что-нибудь выкладывать, обычно около двух часов ночи что-то публикую. Мне кажется, одной публикации в день достаточно, чтобы тебя помнили. Некоторые на это подсаживаются, и мне нравится, что появился постоянный штат моих читателей. Это дает возможность получить такую бесплатную трибуну для высказывания мыслей, популяризации своих песен. Хотя песни меньше лайкают. Когда выкладываю какую-нибудь шутку, ее тысяча человек лайкнет, а песню - сотка. Потому что песни сейчас перестали слушать.
«Юмористы стали зарабатывать больше, чем люди, занимающиеся полезным делом»
– В таком случае не возникало желания заняться юмором?
– Я пишу юмористические номера, даже «Кролики» (комический дуэт Владимира Данильца и Владимира Моисеенко, - прим. Fishki) мой номер читали. Но, тем не менее, мне бы не хотелось, чтобы меня ассоциировали с юмором и более ни с чем другим. Вы знаете, если юморист выходит на сцену и говорит «ребята, у меня только что умерла собака», люди начинают ржать, потому что его воспринимают именно как юмориста. Мне хочется говорить и серьезные вещи.
– А как вы оцениваете юмор в России в целом? Скажем, передачи, которые выходят на ТНТ, Comedy Club, тот же КВН?
– Как утверждают профессионалы, в мире всего около 30 сюжетов, на которые можно создать художественное произведение. И если вы посмотрите, у нас минимум 30 различных передач идут, которые занимаются юмором. Тысячи людей юморят, один только канал ТНТ бесконечно шутит с утра до вечера. И конечно, не хватает тем, идут бесконечные повторы.
Тимур Батрутдинов, Гарик Харламов, кадр с Youtube
Скажем, когда я работал над своей книгой «Научу писать хиты», я изучил несколько сайтов анекдотов и на третий день понял, что знаю уже все анекдоты и меня невозможно рассмешить. Почему? Потому что идет бесконечное перелопачивание одних и тех же сюжетов, одних и тех же ситуаций.
Юмор сегодня - это капитал. Некоторые люди, называющие себя сатириками, выходят на сцену и читают дремучие анекдоты, которым тысяча лет, и это тоже востребовано, за это платят деньги. И, конечно, юмористы стали зарабатывать больше, чем люди, занимающиеся каким-то полезным делом.
Я как-то приводил пример, что некоторые товарищи поступают в институт, чтобы оказаться в КВН. Скажем, губернатор какого-нибудь города финансирует команду КВН дорожного института. Ребята репетируют с утра до ночи, целый год готовят программу, покупают номера у профессиональных сатириков, им оплачивают поездку в Москву, они приезжают, их размещают в гостинице, платят безумные бабки за участие, оплачивают звукорежиссеров, фонограмму, свет, костюмы, они выходят на сцену и поют, что российские дороги - дерьмо.
Кадр с Youtube
Но ребята! По идее - взять у вас эти деньги, да научить вас и сделать хорошую дорогу. И не надо будет петь о том, что они плохие. И вот, когда выходит юморист и пытается острить о том, что инженер мало зарабатывает, а он зарабатывает много, мне хочется, честно, чтобы кто-нибудь подошел и закрыл всю эту лавочку. Если так пойдет дальше, престиж юмористов может дойти до такой степени, что люди перестанут чем-либо заниматься и все пойдут шутить.
«На "Евровидении" победить может только песня, которая понравится британской домохозяйке»
– Хорошо, давайте про музыку. Ваши песни знает каждый, но при этом вас практически невозможно увидеть в телевизоре. Отчего так?
– А телевизор сейчас не показатель! У меня идет давнишняя не то чтобы вражда, но меня никуда не приглашают, а иногда вырезают из снятых передач. Потому что очень много расплодилось всяких подделок, которые надо продавать. А как их продавать, если будет с чем сравнивать?
Простой пример. Я прихожу на радио, приношу новую хорошую песню, а мне программный директор говорит, что Юра, смотри, вот трек-лист прошлого месяца, а вот трек-лист позапрошлого месяца, понимаешь, о чем говорят мои диджеи? О том, что песня Пупкина вытеснила песню Тютькина с шестого места на десятое, и так далее. Идет движуха какая-то, а ты принесешь песню, чем я буду ее выдавливать? Ты нам мешаешь. Он мне это прямым текстом говорит.
Сейчас хорошие песни мешают тем, кому надо продавать плохие. Поэтому если хочешь, чтобы тебя крутили, покупай радиостанцию, как это сделал Гуцериев (Михаил Гуцериев, предприниматель, владелец ряда российских радиостанций, прим. Fishki).
Второй момент. Когда я спросил Юрия Аксюту, заведующего музыкальным вещанием на Первом канале - почему вы для участия в «Евровидении» не идете к нашим российским композиторам, он мне открытым текстом говорит: разве в России есть композиторы? Разве в России кто-то способен что-то написать? Поэтому они идут к Лене Гуткину, бывшему басисту «Автографа», который стал американцем и якобы автоматически стал великим композитором. Я говорю, а чего вы ко мне не идете? Мои песни поют в Америке на английском языке, песни Гуткина не поют.
Юрий Лоза в спортивном комплексе "Олимпийский", РИА Новости/Антон Белицкий
– Если бы вам предложили написать песню для «Евровидения», согласились бы?
– Согласился бы при одном условии: чтобы мне не ставили задачу победить. На англоязычном «Евровидении» победить может только англоязычная песня, которая понравится британской домохозяйке. А зачем мне ей угождать? Если бы я писал для «Евровидения», в первую очередь, держал бы в голове нашего российского зрителя, чтобы эта песня кому-то нужна была здесь. Я бы писал на русском языке, с русскими интонациями, не думая о том, какое место она там займет. Главное, чтобы эта песня грела чью-то душу.
Юлия Самойлова во время выступления в фан-зоне конкурса "Евровидение-2018" в Лиссабоне, РИА Новости/Владимир Астапкович
– Между тем, вы продолжаете заниматься музыкой, даете концерты. Кто ваша нынешняя аудитория - как вы могли бы ее охарактеризовать?
– Это люди, которые растут вместе со мной. В первую очередь, это взрослая часть населения, плюс молодые люди, которые мыслят уже не категориями моды или сиюминутными какими-то тенденциями, а просто слушают музыку вне времени. Понимаете, Моцарт ни хороший, ни плохой композитор, он современный и великий. Поэтому его произведения что сто лет назад, что двести, что сейчас абсолютно одинаково воспринимаются нормальной частью населения.
«Рэп - это такая музыка негритянская из гетто, музыка людей, которых никто ничему не учил»
– Недавно вы написали у себя в Facebook*, что рэп – это вовсе не музыка. На ваш взгляд, отчего он тогда так популярен?
– Потому что раскрутили некоторых товарищей, а они заработали много денег. И теперь, когда родитель говорит ребенку, иди, учи физику или химию, а то вырастешь балбесом, ребенок всегда может сказать, вот смотри: тот парень - балбес еще хуже меня, полторы извилины, говорит плохо, а стал рэп-звездой и заработал денег. И зачем тогда учиться? Рэп - это короткий путь к славе. Когда ничего не надо уметь, когда любой человек с улицы становится популярным.
Чтобы быть рэпером, не надо учиться музыке, не надо петь, не надо знать стихосложение, ничего. Научись немножко рифмовать и материться, вот тебе и пожалуйста. И под любой ритм можно все это дело бубнить, кричать, реветь, шепелявить. То есть рэп - это такая музыка негритянская из гетто, музыка людей, которых никто ничему не учил. Для тех, кто ничего из себя не представляет, создали вот такую субкультуру.
«Ну выглядит Ротару хорошо, ходит по сцене без палочки, фонограмма хорошая. Почему не выступать?»
– С рэпом понятно, но вы также часто критикуете российский шоу-бизнес, говорите, что многие артисты просто позиционируют себя крутыми, не являясь таковыми на самом деле…
– Что-то странное вы говорите. Я никого не критикую, я просто констатирую факт, что некоторые работы наших людей сделаны не для простого зрителя, а созданы совсем с другими целями. Если я вижу, что фильм снят не для российского зрителя, а снят блокбастер, чтобы понравится американским академикам, я об этом говорю. Если вижу, что пьеса поставлена не для людей, а чтобы порадовать самолюбие режиссера, чтобы он повыпендривался, я так и говорю. Если песня написана для британской домохозяйки, а не для россиян, то я просто констатирую этот факт.
– На ваш взгляд, в каком возрасте музыканту в принципе стоит ставить точку в карьере? И как вы оцениваете недавнее возвращение на сцену 71-летней Софии Ротару после продолжительной паузы?
– Сказать, в каком возрасте - сложно, тут все индивидуально. Если музыкант долго выполняет работу, которую способен исполнять хорошо, он выходит и поет. Пласидо Доминго в опере поет до сих пор, хотя ему уже далеко за 70. Если человек сохраняет физические кондиции и способен петь, почему ему не петь? Но другое дело, что многие теряют эти физические кондиции…
Мы же все прекрасно понимаем, что София Ротару не поет живьем. Она может петь под фонограмму до конца дней своих - выходить и гулять по сцене. Ну выглядит Ротару хорошо, ходит по сцене туда-сюда без палочки, фонограмма хорошая, все прекрасно, почему не выступать?
София Ротару, РИА Новости/Кирилл Каллиников
«Пошли на концерт Сергея Шнурова и вышли оттуда быдлом»
– Не так давно вы сказали, что Сергей Шнуров - никакой не поэт и то, что он пишет, нельзя назвать стихами. Отчего тогда, на ваш взгляд, он так популярен и что в нем привлекает людей?
– Ну это же даже объяснять не надо. Человек вышел, поссал на первый ряд или снял штаны, все! Это как бы «ха-ха-ха», смешно. Поржали все вместе, людям это нравится. Почему? Потому что начинал Шнуров с того, что он считался каким-то чуть ли не революционером, чуть ли не нарушал какие-то запреты. Да ему всегда все было можно, ему всегда разрешалось материться, плеваться, снимать штаны, показывать голый зад. Считается, что это прикольно.
Сергей Шнуров, Twitter
А что прикольного в мате? Я все время говорю: братцы, если вы считаете, что Шнуров красавчик, попытайтесь понять - вы однажды услышите те же тексты от своих детей. Шнуров научит ваших детей материться, и они скажут все это вам. Они вас пошлют туда, куда он их научил вас посылать.
Понимаете, да? Вы же не хотите этого. Вы же хотите, чтоб ваши дети были красивыми, умными, а они пошли на концерт Сергея Шнурова, и вышли оттуда быдлом. А потом вы будете всем рассказывать, что у нас плохое поколение. Но это же ваш недосмотр, это вы им не объяснили, что Шнуров на самом деле ведет себя как помоечный бомж.
Сергей Шнуров, РИА Новости/Евгения Новоженина
«Правильность курса Путина наглядно иллюстрирует то, что происходит на Украине»
– В одном из интервью вы отметили, что россияне стали жить лучше благодаря стабильности, которую обеспечил Владимир Путин. Как в целом вы оцениваете нашего лидера и может ли сегодня кто-то другой заменить его?
– Я не знаю, сможет ли его кто-то заменить или не сможет, но пока все, что делал Путин - он старался удержать стабильность, чтобы страна жила без больших катаклизмов. Как в свое время Столыпин сказал, если вы дадите стране 20 лет покоя, вы не узнаете эту страну. То есть она все равно будет жить лучше. И любое состояние покоя ведет к улучшению финансовой ситуации, если нет никаких катаклизмов.
Правильность курса Путина наглядно иллюстрирует то, что происходит на Украине. Там был кризис, кризис привел к ухудшению ситуации. Я думаю, люди понимают, что у нас не все так, как хотелось бы, но, тем не менее, у нас лучше, чем у соседей. Поэтому лучше не раскачивать лодку, даже если это не самая хорошая лодка. Она, может, в каких-то местах и подтекает, но плывет в какую-то сторону.
Владимир Путин, РИА Новости/Рамиль Ситдиков
– А что вы думаете о политических лидерах XX века? Кто, на ваш взгляд, был самым достойным политиком?
– Мне почему-то кажется, что самым достойным не дали себя проявить. Был у нас такой замечательный революционер Красин, один из практических толковых людей, который прошел через производство, который был полпредом, потом в 25 году прочитал доклад о том, как развиваться нашей стране. Но вот у Сталина были свои планы на будущее, поэтому доклад похерили, Красина убрали, и он в 26 году умер. Политики такого уровня, толковые, соображающие, предлагающие что-то, к сожалению, были затоптаны людьми, которые, занимались придворными интригами.
Сталин он же практически уничтожил всех людей, которые вместе с ним когда-то затевали эту революцию, ещё вместе с Лениным. К 37 году не осталось ни одного человека, который сидел бы с ним когда-то за одним столом и обсуждал революцию. Он же всех их убрал, неужели среди них не было толковых людей с хорошими программами?
«Не надо мне рассказывать, что при Сталине было хорошо»
– На ваш взгляд, кто такие современные сталинисты и что лично вы думаете о культе Сталина в обществе?
– Ну есть в народе какая-то общая ностальгия по стабильности, которую раньше давал социалистический строй. Да, мы жили средненько-бедненько, но одинаково. Все по двадцать лет стояли в очереди на машину, в очереди на квартиру, у всех была маленькая зарплата, все ели одно и тоже. Сейчас, когда общество расслоилось, вдруг стало понятно, что одни зарабатывают много, другие мало, но те, которые зарабатывают мало, у них есть какая-то ностальгия по этой одинаковости. Эту одинаковость, по их мнению, обеспечивал Сталин.
РИА Новости/Александр Кряжев
Тогда было равенство, а сейчас нет равенства. Поэтому они считают, что вот тогда было лучше. Но я им всегда говорю, друзья мои, моей знакомой сломали два ребра в очереди за сосисками, не надо мне рассказывать о том времени.
И не надо мне рассказывать о хорошем Сталине, при котором расстреляли двух моих дедов, и моя бабушка непонятно за что восемь лет дробила камни под Карагандой. Потом пришла реабилитация на всех, нам сказали, что все они хорошие, ничего не сделали, но, тем не менее, людей-то этих нет. Поэтому не надо мне рассказывать, что при Сталине было хорошо. Но вот есть поколение коммунистов, которые немножко подзабыли, как тогда было при Сталине.
«Покойники должны лежать в земле, а не на Красной площади»
– Недавно на Красной площади прошла акция памяти Иосифу Сталину, на которую помимо сторонников пришли противники советского вождя и высказали требование убрать его памятник и могилу с Красной площади. Что вы об этом думаете?
– Я давным-давно говорю, ребята, Красная Площадь - это не кладбище. Это площадь, на которой проводятся концерты, это Красная, то есть красивая площадь, с нее надо вообще все поубирать, начиная с Мавзолея. Для покойников в России всегда специальные места отводились. Вот у вас есть кладбище, при нем можно поставить любую стену, ну сделаете красиво, практически то же самое, только в строго отведенном месте. Покойники должны лежать в земле, на кладбище, это правильно, а не на Красной площади.
Участники акции во время возложения цветов к Мавзолею Ленина на Красной площади. РИА Новости/Владимир Федоренко
– Вы однажды сказали, что Россия - это страна победившего КВН. Что вам больше всего нравится в жизни в России, а что больше всего раздражает?
– Раньше, при советской власти нельзя было говорить, то, что думаешь. Мне нравится, что сейчас я могу выражать свои мысли почти свободно. Мне нравится, что в стране есть какая-то стабильность, все-таки народ с голода не пухнет, количество машин в стране увеличивается. Это говорит о том, что у людей есть возможность их покупать. Потихонечку что-то строится, я езжу по стране, и, в общем, в регионах, особой нищеты я не вижу.
Теперь, что мне не нравится. Не нравится, что мы до сих пор не создали в стране средний класс: у нас либо бедные, либо богатые. Вот это разделение надо убирать путем введения правильного налогообложения, путем каких-то мер. Мне не нравится, например, раздутый чиновничий аппарат, а он всё раздувается и раздувается.
Мне не нравится, что люди перестали что-то делать руками и головой, что все или острят-хохмят, либо пилят бюджет. Все-таки экономика должна работать, а она работает уродливо, с перекосом в сырье. Вот мы до сих пор рубим лес и не строим завод по производству мебели. Это я схематично говорю, понимаете? Да, мы пытаемся до сих пор зарабатывать и стараемся зарабатывать на сырье, а не на товарах, мы перестали что-то делать руками. Много всего можно отметить, но в целом - такая вот картина вырисовывается.
Беседовала Эллада Карибова
- Читайте также: "Меня за идиота держат?" Лозу подставили словами о болезни Началовой
* Запрещены в РФ
0 комментариев