Калининград - скрывают реальную смертность? Расследование о ковиде в области
«У нас было такое, что на 230 коек положили 258 человек. Некоторым — у кого условия жилищные позволяли — просто выдали медкарты и отправили домой. То есть они лечились дома, а числились у нас. Контактировавших с нашими пациентами людей никто не обследовал. Многие мои знакомые заболели и остались на лечение дома — их контакты также никто не проверял. Что это, как не занижение статистики?»
«Медуза» и «Медиазона» рассказали, как в Калининградской области масштабно фальсифицируются показатели смертности от коронавируса, порассуждали о причинах и возможных следствиях. Fishki передает главное из этой истории.
Причина в туризме?
Возможной первопричиной происходящего называется туризм. Выгоду от весенне-летнего закрытия границ получили не только Крым с Краснодарским краем, но и Калининградская область - там за июль и август побывали около 270 тысяч россиян — это вдвое больше, чем во время чемпионата мира по футболу 2018 года.
В рекламу города были вложены большие усилия: для промо-роликов привлекали знаменитых калиниградцев…
...отели предлагали креативные тарифы - например, для современных специалистов, желающих месяц удаленно поработать из региона.
Результат был налицо - достаточно посмотреть на летние фотографии с местных пляжей.
newkaliningrad.ru
Очевидно, создавать благообразную картину вошло у местных властей в привычку. А ведь туризм - далеко не лучший способ борьбы с эпидемией.
«Туризм всегда связан с распространением инфекции, особенно когда еще мало случаев внутри региона», - рассказал эпидемиолог Антон Барчук.
Куда пропал имам?
Уже осенью, впрочем, больных стало хватать и на местных просторах. Медсестра одного из ковидных госпиталей рассказала:
«У нас было такое, что на 230 коек положили 258 человек. Некоторым — у кого условия жилищные позволяли — просто выдали медкарты и отправили домой. То есть они лечились дома, а числились у нас. Контактировавших с нашими пациентами людей никто не обследовал. Многие мои знакомые заболели и остались на лечение дома — их контакты также никто не проверял. Что это, как не занижение статистики?»
При этом официальные статистические показатели демонстрировали относительно благополучную картину. Но с реальностью они коррелировали далеко не всегда - так, 30 августа ушел из жизни имам местного мусульманского молельного дома Халил Мухлисов. На сайте областного правительства опубликовали пресс-релиз с соболезнованиями от губернатора Антона Алиханова: там прямо говорилось, что случай Мухлисова связан с ковидом.
Однако ни на следующий день, ни через неделю, ни через месяц информация о Мухлисове не появилась в официальных сообщениях калининградского оперативного штаба по борьбе с коронавирусом: он ежедневно публиковал данные о поле и возрасте умерших, но имама среди них не было.
Журналисты местного издания «Новый Калининград» в течение нескольких недель пытались выяснить, почему имама не оказалось в списках. Глава областного Минздрава Александр Кравченко заявил, что манипуляций быть не может, в статистику попадают все летальные исходы, связанные с коронавирусом.
Ведомства возлагали ответственность друг на друга, в итоге дискуссия между госорганами зашла в тупик, и оперштаб, ссылаясь на врачебную тайну, просто перестал публиковать информацию о поле и возрасте умерших.
Каковы масштабы махинаций?
В конце ноября реальные масштабны статистических искажений попыталась оценить «Медиалогия» - по словам ресурса, у них в руках оказались переданные анонимным чиновником скриншоты закрытых данных Информационного центра по мониторингу ситуации с коронавирусом (ИЦК) Министерства здравоохранения.
Судя по этим данным, в Калининградской области данные по смертности отличались почти в пять раз: местный оперштаб зарегистрировал с начала пандемии 106 смертей, ИЦК — 496.
При этом анонимный чиновник заметил, что полноценно полагаться в этом аспекте на данные ИЦК все же не стоит, так как операторов системы в первую очередь интересуют данные о доступности коек в больницах, а летальные исходы вторичны: «(Для анализа этих данных база) не подходит — она самая оперативная, но и самая неточная».
Отчасти на это же указали и официальные властные органы, отвечая на публикацию. Глава пресс-службы областного правительства Дмитрий Лысков заявил:
«Первое. Никто не скрывает эти данные, как утверждают коллеги из „Медиазоны“. Данные официально загружены в систему ИЦК.
Второе. Давайте разбираться, что это за цифра. 497 человек скончалось на койках, которые были развернуты в разных стационарах региона под лечение больных ковидом и пневмониями. Из них 109 скончалось от коронавируса, о чем есть записи в протоколах судмедэкспертного заключения. Далее путем простого математического действия получаем еще 388 человек, скончавшихся на койках, развернутых под ковид и пневмонии, не от ковида, а от иных причин».
Уточняя, от каких «других причин» ушли из жизни остальные 388 человек, Лысков назвал «пневмонии, инфаркты, инсульты и много других причин».
Сотрудник ковидного отделения многофункционального центра Минобороны в Калининграде. Кадр сюжета «России 24»
Правда, ранее Лысков заявлял другое, в принципе опровергая цифры Медиазоны: «Мы с большим уважением относимся к всем СМИ, но, по крайней мере в части Калининградской области, то, что опубликовано в „Медиазоне“, не соответствует действительности. Я, как руководитель пресс-службы, имею доступ в этот самый ИЦК. И те цифры абсолютно идентичны с теми, что предоставляют оперативный штаб по смертности».
Депутат думы Калининградской области Михаил Чесалин сказал, что, по его мнению, официальные данные по региону как минимум не полны: «Я знаю огромное количество людей, которые не попали в эту статистику, потому что к ним не пришел врач, не приехала скорая помощь и они были вынуждены лечиться дома. Сегодня статистика используется для того, чтобы руководство региона лучше выглядело».
Министр против губернатора
Выявлялись несостыковки и в других областях регионального здравоохранения.
«Мы знаем больше о вирусе, знаем, как его лечить, — и есть препараты, чтобы его лечить, в отличие от первого этапа. Медицинская система в большей степени подготовилась: мы купили аппараты ИВЛ, кислородные различные поддержки и так далее, и так далее», — говорил в начале ноября губернатор Антон Алиханов.
Одновременно с этим заявлением в местных поликлиниках выстроились очереди, в аптеках возник дефицит лекарств, а главе областного Минздрава Александру Кравченко пришлось признать, что ждать ответа сотрудника специального колл-центра по вопросам, связанным с COVID-19, приходится до 40 минут: в пиковые часы на горячую линию поступает около двух тысяч звонков в час.
Тогда же калининградцы стали сообщать, что их, несмотря на высокую температуру и другие признаки заболевания, даже не тестируют на коронавирус и не госпитализируют, им не дают направлений на рентген или компьютерную томографию. Медики в ответ на это говорили, что в больницах просто нет свободных мест для больных; власти же это отрицали и продолжали настаивать, что коек в стационарах достаточно. Одновременно областной министр здравоохранения Александр Кравченко пытался объяснить высокую нагрузку на больницы дефицитом лекарств в аптеках: калининградцы могли бы лечиться дома, но нечем.
Ситуация дошла до абсурда в начале декабря, когда о министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко назвал Калининградскую область проблемным регионом:
«Сегодня менее 5% свободного коечного фонда отмечается в 17 субъектах РФ. Наибольшую тревогу вызывают Калининградская область и Санкт-Петербург».
На это губернатор Антон Алиханов заявил, что Мурашко ошибся: «Говорилось, что у нас меньше 5% коек свободно. Это не так. Очевидно, что имеет место ошибка. Скоро продемонстрируем свободные койки коллегам и публике (в очередной раз)».
Несколько дней спустя Мурашко приехал в Калининградскую область и… заявил, что с койками здесь действительно все в порядке:
«Дефицита реанимационных коек нет. Это так. Мы сегодня прошли, посмотрели. Для коечного фонда реанимационное оснащение достаточное. Думаю, что самое главное на сегодняшний день — это вовремя маршрутизированные больные, в том числе работа консультативных центров, которая позволяет своевременно выявлять пациентов с рисками развития тяжелых осложнений и, соответственно, переводить их на более высокий уровень».
Что заставило министра здравоохранения кардинально поменять мнения, доподлинно неизвестно. Но депутат Государственной Думы, калининградец Александр Пятикоп рассказал об «авральных работах» по подготовке местных больниц к визиту федерального чиновника:
«Первым делом были выписаны 361 уже якобы вылечившихся от коронавируса пациентов. Долечивать их, видимо, будут, говоря словами Мурашко, „с использованием технологий дистанционного сопровождения амбулаторных больных“. Во все лечебные учреждения, которые планировалось показать главному медику страны, срочно завезли лекарства и индивидуальные средства защиты. Откуда взяли — тайна за семью печатями. Был проведен соответствующий инструктаж с главврачами и медперсоналом».
По официальным данным оперштаба, в течение трех дней, предшествовавших визиту министра, число больных в области сократилось более чем на 10% — на 318 человек.
«В Калининградской области закончились гробы!»
Одно из самых оригинальных свидетельств ситуации со смертностью в Калининградской области предоставил человек, напрямую связанный с ситуацией - владелец одного из местных ритуальных агентств, работающий с 2008 года:«Надо бить тревогу и закрывать всю область. Ситуация в регионе страшная: ЗАГС не успевает нам выписывать свидетельства о смерти, у нас очередь в морг. В Калининградской области закончились гробы! Мы никогда не видели такой смертности».
Также он добавил, что нередко приходится хоронить людей, в чьей истории болезни нет коронавируса, но при этом почему-то соблюдаются все эпидемиологические предосторожности:
«Работает спецбригада, мы все одеваемся в противочумные костюмы, берем два килограмма извести. Никакого отпевания, закрытый гроб, и покойный там находится в пакете».
Тем не менее, «закрывать область», похоже, не собираются. Министр культуры и туризма региона Андрей Ермак заявил, что на новогодние праздники ожидается новый масштабный наплыв туристов:
«Все уже наверное поняли, что делать выбор надо уже сейчас, и практически все продано (места в гостиницах), за редчайшим, может быть, исключением. Загрузка отелей уже очень хорошая, там около 90%».
0 комментариев