«Сидел со сторонниками Путина». Как устроен лагерь для арестантов в Сахарово
«Телефон отобрали, посадили в камеру. Нет матрасов, нет ничего, пишу с чужого. Девочек держат в таких условиях уже 1,5 суток. Вот тут толчок… это просто какой-то п****ц. Когда я заходила, там как бы человек занимался своими делами. Вот, смотрите. Все очень плохо».
Сотни москвичей, арестованных за участие в стихийных шествиях протеста после приговора Навальному, свезены в тюрьму для нелегальных мигрантов в деревне Сахарово в 64 км от столицы. Она рассчитана где-то набили в три раза больше людей, чем они способны вместить.
Фото, видео и рассказы арестантов стремительно распространились по сети. Локация и хештег «Сахарово» поднялись в топы московских трендов. Это в очередной раз скомпрометировало власти, чьи попытки выставить протестующих «главным злом» звучат все более цинично.
«Нет матрасов, нет ничего. Все очень плохо»
Сначала в ожидании расселения арестованные провели несколько часов в автобусах на морозе, без еды и воды, и подолгу упрашивая вывести их в туалет хотя бы на улицу.
12 часов в автозаке. Фото прислал телеграм-каналу «ОВД-Инфо» один из задержанных.
Когда наконец людей завели в здание, кого-то отправили в камеры с железными койками без матрасов и туалетом без перегородки, кому-то пришлось ждать очереди в подвале.
Фото из телеграм-канала «Протестный МГУ»
Фото из телеграм-канала «Медиазона»
Вот так выглядит камера, где среди прочих ожидал расселения арестованный на 25 суток главред издания «Медиазона» Сергей Смирнов (на фото справа, в полосатой футболке). На столе – то, успели передать друзья и родственники. Вскоре в «системе передачек» случился «тотальный коллапс» из-за огромных очередей.
Фото из телеграм-канала «Протестный МГУ»
Фото из телеграм-канала «Протестный МГУ»
Женщин поместили в такие же условия. Фотограф Мария, арестованная на 10 суток, смогла показать в сториз инстаграма камеру на 8 мест, где, судя по видео, сидят около 20 девушек.
«Телефон отобрали, посадили в камеру. Нет матрасов, нет ничего, пишу с чужого. Девочек держат в таких условиях уже 1,5 суток. Вот тут толчок… это просто какой-то п****ц. Когда я заходила, там как бы человек занимался своими делами. Вот, смотрите. Все очень плохо», - комментирует она.
imdevamaria / Instagram*
«Со мной сидели трое со взглядами за Путина»
Вообще-то центры временного содержания иностранных граждан (ЦВСИГ), в том числе и в Сахарово, не рассчитаны на длительное пребывание арестованных. Обычно сюда ненадолго помещают тех, кого решили выдворить из России.
Но на свежих московских протестах силовики скрутили столько народу, что все столичные спецприемники оказались забиты, а теперь переполнились и те, что находятся в окрестных лесах.
Фото из телеграм-канала «Протестный МГУ»
«Это беспрецедентная ситуация за последние лет 20, когда спецприемники в Москве буквально забиты арестантами под завязку», - заявила Znak.com правозащитница Марина Литвинович из московской Общественной наблюдательной комиссии (ОНК). Если раньше задерживали по 10-20 человек, иногда 50, то сейчас арестовывают тысячи москвичей.
Недавний «сиделец» Сахарова, 23-летний Эмин Керимов, был арестован, по его словам, за то, что просто гулял в центре, где, по совпадению, проходили протесты.
«Со мной в камере сидели трое со взглядами за Путина – их, как оказалось, тоже похватали. Самое смешное, что они в своих злоключениях все 10 дней винили Навального. Прям обозлились на него за свой арест. Но спорить с ними толку не было», - рассказал он «Коммерсанту».
«Загородный санаторий» или «хуже, чем в СИЗО»?
Об условиях содержания в Сахарово и подобных спецприемниках побывавшие там отзываются по-разному.
Тот же Эмин Керимов, выпущенный 2 февраля, поделился с «Медиазоной»: «Четырехместные камеры, двухъярусные кровати, туалет без перегородки на обозрении у всех. Кормили там хуже, чем в спецприемнике в Мневниках – порции были маленькие, не всегда ели, иногда это было несъедобно».
По его словам, один раз арестантам выдали пятилитровую бутылку воды и два полотенца на четверых. Кипятка не хватало. В душ удалось сходить один раз.
В качестве средства связи был один кнопочный телефон, который выдавали по 15 минут на человека, сообщил Керимов. Также он просил врача, но встреча с ним состоялась только на восьмые сутки.
Фото из твиттера издателя «Медиазоны» Петра Верзилова
А вот что пишет находящийся в данный момент в Сахарово студент Дмитрий Иванов, автор телеграм-канала «Протестный МГУ»: «Многие интересуются, что вообще представляет собой отбывание административного ареста. Если кратко: это не больно и не страшно, но долго и скучно. По атмосфере спецприемник напоминает унылый загородный санаторий, только на окнах решетки, а персонал носит форму».
Он показал, чем их снабдили в камере: «Принесли нам посуду (на каждого две плошки, кружка и ложка, всё абсолютно новое), полотенца, одноразовое постельное белье, мыло, зубные щетки и зубной порошок».
Фото из телеграм-канала «Протестный МГУ»
Позже студент сообщил, что их посетило руководство изолятора и члены общественно-наблюдательной комиссии. Только по их требованию арестантам незамедлительно выдали не только матрасы и одеяла, но и «тапочки, шампунь и воду».
Фото из телеграм-канала «Протестный МГУ»
Фото из телеграм-канала «Протестный МГУ»
«Начальство изолятора очень задела публикация фотографий из переполненной камеры. Они объяснили, что поместили всех в камеры на время оформления, чтобы не держать людей в автозаках, где условия еще хуже. Я со своей стороны могу сказать, что это похоже на правду. Сотрудники спецприемника действительно не настроены к нам негативно, а помещение 28 человек в 8-местную камеру выглядит ужасно, но это действительно лучше, чем если бы мы до сих пор были в автозаках», - заключил Дмитрий.
Отсидевшие в Сахарово после акций 23 января, с которыми пообщалась «Новая газета», считают, что там все-таки хуже, чем в московских спецприемниках: «Здесь больше ощущение, как в тюрьме. Если во втором спецприемнике мы всей хатой ходили в столовую, здесь у тебя своя тарелка – ее приносят как преступнику. Не очень приятно».
А вот журналист «Новой» Али Феруз в свое время отсидел в Сахарово целых полгода, когда потерял паспорт и его хотели выдворить на родину в Узбекистан. У него не было никаких ассоциаций с «унылым санаторием».
«ЦВСИГ – режимная зона. Двойной зеленый забор с “колючкой”. Сторожевые башни по периметру. Когда я там был, ночью выпускали собак. Хотя там содержат не уголовников, а иностранцев за административные правонарушения. Например, за просрочку регистрации или патента», - вспоминает он.
В целом, условия содержания там примерно такие же, как в СИЗО, а может, даже хуже, сказал он ранее «Радио Свобода».
«В изоляторах могут быть телевизоры, в ЦВСИГах доступа к средствам массовой информации нет совсем, - пояснил Феруз. - Иногда волонтеры или какие-то организации приносят газеты, но это происходит нечасто. Телефоном разрешают пользоваться по 5-7 минут раз в четыре дня: всё зависит от настроения охранника».
* Запрещены в РФ
0 комментариев