Кто такая Манижа? Все секреты российской участницы «Евровидения»
«Мне назначали пересдачу на кафедре. Когда я приходила, там уже все преподаватели сидели с чаем и печеньем — а я пела им по-английски». Манижа – биография, где родилась, училась, кто её родители? Что женщина вспоминает о своём детстве? Музыкальная карьера, Манижа на «Евровидении-2021» – как это получилось? Социальная активность, благотворительность, инстаграм* Манижи, фотографии.
Манижа (также Manizha, настоящее имя Манижа Сангин, урождённая Манижа Хамраева) — певица, которая будет представлять Россию на конкурсе «Евровидение-2021». Fishki рассказывает о её биографии и творческом пути.
Манижа – ранняя биография, детство
Манижа Хамраева родилась 8 июля 1991 года в столице Таджикистана Душанбе. У девушки довольно яркая семья. Её дед Тоджи Усмон — таджикский писатель и журналист, в его честь названа улица и установлен монумент в городе Худжанд. Прабабушка Манижи была одной из первых женщин в Средней Азии, которая сняла паранджу и заявила, что будет работать.
На родине будущая певица прожила совсем недолго. В 1994 году их дом был разрушен в ходе гражданской войны, из-за чего семья переехала в Москву.
«Я тогда совсем не говорила по-русски, — вспоминала Манижа, — Пошла в детский сад, и только через полгода начала контактировать с людьми. У меня пять родных братьев и сестёр — я средняя. Меня невозможно было загрузить делами по дому: мне их передавали старшие, а я перекладывала на младших».
Певица отмечала, что атмосфера в её семье очень способствовала творческой деятельности:
«Мама пела с детства, но в молодости сорвала голос, а папа просто был музыкальным фанатиком. Они в юности были настоящие хиппари и модники, косили под Джона Леннона и Йоко Оно, собирали пластинки — Pink Floyd и Queen у нас были как иконы. Когда мама была мной беременна и первое время после родов слушала Виктора Цоя, я засыпала исключительно под его песни».
Главным инициатором занятия Манижи музыкой стала бабушка — впоследствии девушка сменила фамилию на её, Сангин.
А вот отец, несмотря на увлечение, был против:
«Профессиональное занятие музыкой, с точки зрения любого восточного мужчины, — постыдное дело. Однако в моей семье всё не так: у нас очень сильные женщины, которые много что делали и делают.
Отцу просто всегда казалось, что изнанка музыкального творчества наполнена грязью. Он понимал, что не может мне запретить петь, но это сильно влияло на наши с ним отношения, мы не могли нормально общаться. Однако когда папа увидел, как я работаю, как общаюсь, что делаю и для кого, его отношение изменилось. Он сказал, что сильно ошибался, что мне действительно стоило этим заниматься».
Манижа – песни и музыкальная карьера
Рано начав заниматься музыкой, Манижа практически сразу обнаружила незаурядный талант, но реализовать его в полной мере долго не могла:
«В пять лет я пошла в музыкальную школу, мне неправильно поставили руки и через год выгнали. Затем были прослушивания в хоре, где меня определили на второй голос, — тогда я не знала, что именно “вторые” имеют слух, — расстроилась и ушла. В первом классе на День учителя я пела My Heart Will Go On — в то время “Титаник” произвёл на меня колоссальное впечатление. И вот пою, а все плачут, и у меня в голове: как же я ужасно пою, что все рыдают. После этого случая я долго не выходила на сцену».
В подростковом возрасте начался новый этап её музыкальной карьеры. В 2003 году Манижа получила Гран-при международного конкурса молодых исполнителей «Rainbow Stars» в Юрмале, а также стала лауреатом фестиваля детского творчества стран СНГ «Луч надежды». В 2004 году стала лауреатом IV международного фестиваля-конкурса Kaunas Talent.
Параллельно молодая исполнительница начала писать песни — и уже в 2005-м некоторые из них активно ротировались на радиостанциях в Таджикистане.
Тем не менее, активного прорыва не произошло и здесь — поступив в Российский государственный гуманитарный университет на факультет психологии, она совмещала учёбу с выступлениями:
«Я тогда вела двойную жизнь, мои одногруппники понятия не имели, что я выступаю. В университете появлялась редко, а английский язык сдавала весело — пела. Преподавательница оставляла меня последней, я “заваливала”, и мне назначали пересдачу на кафедре. Когда я приходила, там уже все преподаватели сидели с чаем и печеньем — а я пела им по-английски».
На поздних курсах вуза она познакомилась с группой «Ассаи», получив предложение поучаствовать в их концерте: «Предполагалось, что я исполню одну песню, но я пропела весь концерт». После этого певица начала сотрудничество с коллективом. Этот опыт познакомил её с Санкт-Петербургом и влюбил в город:
«Когда я подошла к Неве, — возможно, сказался недосып, — поняла, почему так много творческих людей черпали вдохновение именно тут. Нева была густая, прямо как нефть. Я влюбилась в Петербург, и буквально за год город меня “забрал”. Многие люди думают, что я из Петербурга. Да и я сама так считаю — большую часть своих любимых песен я написала здесь».
После «Ассаи» Манижа пела в группе Krip De Shin, но из-за творческих разногласий покинула коллектив.
Два следующих года певица провела в основном за границей и записывала англоязычные композиции в сотрудничестве с различными музыкантами и коллективами.
Также Манижа сотрудничала с крупным продюсером Майклом Спенсером, работавшим с такими музыкантами, как Jamiroquai, Кайли Миноуг и т.д. Но в итоге поняла, что не хочет такого развития карьеры:
«Ты вроде бы идешь по каким-то классическим историям, которые тебе с детства показывают, и ты думаешь: “Боже, это же так круто”. Но работать в лейбле очень тяжело, потому что тебя воспринимают как просто материал. И я понимаю их, но мне тяжело отдать свой продукт, не зная, что с ним будет. А там одно решение будут принимать пять человек».
Яркой историей того периода стало выступление певицы в Ледовом дворце Санкт-Петербурга на разогреве у исполнительницы из США Ланы Дель Рэй. Манижа рассказывала, что устроители концерта в итоге выгнали её со сцены, так как она звучала лучше западной звезды.
Отказавшись работать с продюсерами, Манижа осознала, что не понимает, в каком направлении двигаться дальше — работать по обычной схеме, добиваясь ротации песен по радио, совершенно не хотелось. И тут на помощь пришел инстаграм* — бездумно прокручивая ленту, певица поняла, что совершенно не видит здесь музыкальных коллажей. Впервые попробовав записать в конце 2014 года короткое мультикадровое видео…
...она показала его знакомым — и, по совету художника Антона Ревы, начала выпускать такой контент регулярно. Со временем концепция и декорации усложнялись, музыкальные коллажи становились сложнее и ярче.
Помимо этих коллажей, Манижа отметилась ярким арт-проектом — инстаграм*-галереей One-for-Nine, рассказывающей о девяти самых значимых музыкантах в жизни девушки: Майкле Джексоне, Принсе, Бобе Дилане, Джоне Ленноне, Дэвиде Боуи, Курте Кобейне, Джими Хендриксе, Элвисе Пресли и 2Pac.
Необычный, яркий контент довольно быстро привлёк к Маниже большую аудиторию: «Начала, когда у меня было семьсот подписчиков, через месяц их стало уже пять тысяч! Потом десять, тридцать, пятьдесят, сто тысяч — росли в геометрической прогрессии».
На этой основе Манижа наконец начала выстраивать полноценную независимую музыкальную карьеру. В 2016-м она записала альбом Manuscript, за короткое время достигший лидирующих позиций в российском iTunes. Главным хитом альбома стала композиция «Люстра».
20 мая 2017 года Манижа собрала полный зал в Ледовом дворце Санкт-Петербурга, так и не появившись на радио и ТВ.
В 2018-м увидел свет второй альбом певицы «ЯIAM», главной композицией которого стала песня «Мама».
Помимо самобытного музыкального стиля певица выделяется нестандартными клипами. Делая большую часть продакшена сама, Манижа считает, что сейчас тяжело заниматься исключительно пением: «Нужно быть блогером, фотографом, оператором и ещё много кем».
Важной темой в творчестве певицы является осмысление её национальной идентичности — например, этому посвящён клип на песню «Сейчас дважды не случится», выполненный в традиционной русской эстетике…
...и его продолжение — клип «Недославянка», для съёмок которого артистка впервые за долгое время посетила историческую родину — Таджикистан.
Личная жизнь Манижи
Манижа практически не комментирует личную жизнь, однако накануне конкурса «Евровидение-2021» раскрыла, что у нее есть возлюбленный: «Он имеет отношение к искусству, но мы, скажем так, работаем в разных сферах. Мы знали друг друга много лет, дружили, а потом — вот…»
Также артистка сказала, что подробно на дальнейшую жизнь и семью не загадывает, но допускает, что у нее будет много детей, а также видит за потомками великое будущее: «Я люблю детей, шумное общество и когда рядом много людей. Вот, например, сегодня вдруг поняла, что моя дочь станет президентом. Ну, или внучка».
Как Манижа попала на «Евровидение»
Интересно, что слухи об участии певицы на конкурсе «Евровидение» оживлённо ходили ещё в 2019 году.
По словам певицы, это произошло из-за высказываний представлявшей Россию на «Евровидении-2018» Юлии Самойловой, отметившей, что, по её мнению, именно Манижа наиболее достойна стать участницей в 2019 году.
Тогда за пределы слухов ничего не вышло, но в 2021-м Манижа действительно завоевала право участия в крупном песенном конкурсе. Победила певица с композицией Russian woman, ставшей своеобразным развитием темы в двух клипах, названных выше, а также в работе Vanya.
В песне Russian woman (Русская женщина) певица использует русские народные мотивы, а также обращается к проблеме равенства полов и социального давления, испытываемого женщинами.
Эта тематика неудивительна, учитывая активную социальную позицию Манижи. Артистка давно занимается благотворительностью, является амбассадором фонда «Подари жизнь», помогающего детям с тяжёлыми заболеваниями. В декабре 2020 года певица также была назначена первым российским послом доброй воли Агентства ООН по делам беженцев.
Ещё одна важная повестка социальной деятельности Манижи — борьба с навязыванием женщинам единых стандартов красоты.
По этой причине певица никогда не редактирует фото и открыто демонстрирует аудитории изъяны своей фигуры.
Впрочем, против эстетичных снимков Манижа также ничего не имеет.
Нужно отметить, что выбор исполнительницы обрадовал далеко не всех. В частности, с критикой выступил музыкант Юрий Лоза, прошедшись, впрочем, не столько по Маниже, сколько в целом по участникам от России на «Евровидении»:
«Все американское, шведское, английское, нашего ничего нет! Какие песни Манижи или Little Big кто в России поёт? В очередной раз поедет от России то, что никому здесь в России не надо».
Немало негативных комментариев было и от обычных пользователей.
Впрочем, нашлось немало и тех, кто выбор поддержал.
Сама Манижа сказала, что уверена в попадании в финал, но об итоговом месте говорить затрудняется, да и вообще ей важнее то, как прозвучит ее послание:
«Если ты занимаешь высокую позицию, но тебя не поняли, это странно. Может быть такое, что тебя все поняли, а ты занял позицию ниже... Я, наверное, в первую очередь хочу, чтобы меня услышали».
Предчувствия певицу не обманули - ей действительно удалось преодолеть полуфинальный барьер.
* Запрещены в РФ
0 комментариев