«Дом с мезонином»: краткое содержание и анализ рассказа Чехова
А.П. Чехов, «Дом с мезонином»: краткое содержание, кратчайшее изложение. Читать полный текст, слушать аудиоверсию. Анализ рассказа.
Иллюстрация Д.А. Дубинского
«Дом с мезонином» — рассказ А. П. Чехова, написанный в 1896 году. Повествование ведётся от лица безымянного художника-пейзажиста. Несколько лет назад он жил летом в усадьбе знакомого помещика и влюбился в молодую соседку Женю. Однако старшая сестра девушки, серьёзная земская учительница Лида, невзлюбила безыдейного художника и велела сестре расстаться с ним. По настоянию сестры Женя уехала, и они с героем больше не виделись.
Кадр из фильма «Дом с мезонином», 1960 г.
Мезонин — это надстройка над средней частью дома, нередко с балконом. В мезонине усадьбы живёт Женя Волчанинова, в которую влюблён художник.
Есть версия, что прототипом чеховского художника послужил великий пейзажист Исаак Левитан, а Волчаниновы — это на самом Турчаниновы, в усадьбе которых писатель гостил летом 1895 года.
Полный текст и аудиокнига
Полный текст рассказа «Дом с мезонином» можно прочесть в «Викитеке».
Аудиоверсия доступна на YouTube.
Краткое содержание
I
Рассказ ведётся от лица неназванного художника, который несколько лет назад провёл лето в усадьбе помещика Белокурова в Т-ой губернии.
Художник живёт в пустом барском доме и целыми днями бездельничает. Вскоре он знакомится с сёстрами Волчаниновыми, которые живут в соседней усадьбе вместе с матерью.
Старшая сестра, 23-летняя Лидия, всегда строга и серьёзна. Она работает учительницей в земской школе, хотя благодаря отцовскому наследству не нуждается в деньгах. А ещё Лида лечит крестьян, собирает деньги для погорельцев и мечтает однажды сместить председателя уездной управы Балагина.
Младшая сестра — Женя, которую называют детским прозвищем Мисюсь, — девушка 17–18 лет, серьёзные темы не обсуждает и живёт праздной жизнью, целыми днями читая книги.
Иллюстрация Д. А. Дубинского
II
Художник начинает бывать в гостях у Волчаниновых в их доме с мезонином. Лида презирает его за праздный образ жизни, безыдейные пейзажи и нежелание помогать народу. Серьёзные вещи ему неинтересны, постоянно повторяет девушка.
Зато Женя сближается с рассказчиком: они много гуляют, катаются на лодке, разговаривают о высоком. Одного девушка не может понять: почему её друг всё время спорит с Лидой? «Потому что она неправа», — отвечает художник.
Иллюстрация Д. А. Дубинского
III
В гостях у Волчаниновых художник жарко спорит с Лидой, доказывая, что земские школы и больницы не помогают народу, а лишь порабощают его ещё сильнее. Беда не в отсутствии докторов и учителей, а в том, что из-за непосильного труда и голода простому человеку некогда подумать о душе — о том, что отличает людей от животных. Художник мечтает об освобождении людей от физического труда, чтобы человечество могло заняться духовными поисками.
Лида считает его рассуждения глупыми и вредными: «Отрицать больницы и школы легче, чем лечить и учить».
Иллюстрация Д. А. Дубинского
IV
Прощаясь вечером с Женей у ворот, художник понимает, что влюблён. В порыве чувств он обнимает её и целует. Девушка говорит, что должна будет рассказать об их отношениях сестре и матери. Когда Мисюсь возвращается в дом, влюблённый художник ещё долго стоит и смотрит на дом с мезонином: в окне Жени горит лампа под зелёным абажуром.
Иллюстрация Д. А. Дубинского
На другой день рассказчик вновь приходит к Волчаниновым, но находит в доме только Лиду. Та сообщает, что мать и сестра уехали в Пензенскую губернию, к тёте, а зимой собираются за границу.
На выходе из усадьбы героя догоняет мальчишка с запиской от Жени: оказывается, это старшая сестра велела ей расстаться с художником. Ни мама, ни Мисюсь не решились спорить с Лидой. Тем же вечером рассказчик собирает вещи и уезжает в Петербург.
* * *
Прошло шесть или семь лет. Лида по-прежнему работает в земской школе, вместе с единомышленниками она выиграла земские выборы и «прокатила» Балагина. Где живёт Мисюсь и что с ней сейчас, неизвестно.
Изредка художник вспоминает Женю и дом с мезонином. Иногда в минуты одиночества он думает, что та девушка тоже о нём помнит и что они однажды встретятся снова: «Мисюсь, где ты?».
Анализ рассказа «Дом с мезонином»
В рассказе «Дом с мезонином» переплетаются две темы — любовная и общественная.
Первым критикам произведения важнее казалось идейное противостояние Лидии Волчаниновой и художника. Чехова упрекали в том, что он показал благородную и самоотверженную Лиду слишком чёрствой и несимпатичной девушкой. Однако вряд ли её можно назвать отрицательной героиней. Не лишним будет вспомнить, что сам Чехов в Мелихове не гнушался участвовать в работе земства и помогать крестьянам.
Одновременно художник не является выразителем взглядов автора. Герой говорит о высоком предназначении человечества, но, как отмечал один из современников, писатель вложил «эти высокие мысли в уста столь жалкого и духовно скудного субъекта, что они теряют не только всякое серьёзное значение, но даже как будто профанируются».
Спор художника с Лидой остаётся незаконченным. Их знакомство обрывается внезапно, вместе с отъездом Жени.
Как часто бывает у Чехова, в рассказе нет явной морали, чёткого и прямолинейного вывода. Зато в нём есть место и легкому юмору, и печальным размышлениям, и пейзажным зарисовкам, и «ненужным» деталям (как сказал критик И. И. Ясинский, «дом с мезонином не играет никакой роли в "Доме с мезонином". Он мог быть и без мезонина»).
Иллюстрация Д. А. Дубинского
Судя по финалу рассказа, он всё-таки посвящён не борьбе общественных идей, а поискам счастья и любви. Герой после расставания не едет искать возлюбленную в Пензенскую губернию, а сдаётся и возвращается в Петербург.
С годами он всё реже вспоминает дом с мезонином, но мысли об упущенном счастье всё-таки не дают ему покоя. Произведение завершается риторическим вопросом: «Мисюсь, где ты?». Как и персонажи рассказов «О любви» и «Ионыч», художник мог бы прожить совсем другую жизнь, если бы судьба повернулась иначе. Но дороги назад нет, и теперь ему остаётся только вспоминать любимую и надеяться, что не всё ещё потеряно.
0 комментариев