Полечится и выйдет? Как наказывают «школьных стрелков» в России
«Почему экспертиза выносит те или иные решения — за коллег я не могу сказать. Если мы начнем предполагать, что то или иное решение было принято в силу каких-то причин, не совсем связанных с экспертизой — это будет мнение диванного эксперта, а не специалиста, потому что я не участвовал в этих экспертизах. А если бы участвовал, то не мог бы сказать, чем мотивировано решение, по соображениям тайны следствия и медицинской тайны».
До момента стрельбы в казанской школе в России было 10 подобных случаев. В трех виновные совершили самоубийство на месте. Fishki рассказывает, что случилось в остальных семи.
Сергей Гордеев, Москва
3 февраля 2014 года в столичной школе № 263 десятиклассник Сергей Гордеев взял в заложники свой класс, застрелил учителя географии и полицейского, ранив еще одного стража порядка.
Сергей Гордеев (справа) под полицейским конвоем. Фото - РИА Новости / Сергей Кузнецов
Суд признал Гордеева невменяемым и отправил на принудительное лечение. Это лечение он проходил в Смоленской психиатрической больнице для подростков. В 2017 у Гордеева диагностировали улучшение и перевели на амбулаторный режим (он живет дома и посещает клинику в определенные дни). Гордеев получает пособие по инвалидности, из которого ежемесячно перечисляет 2-3 тысячи рублей на содержание несовершеннолетнего сына погибшего учителя.
Михаил Пивнев, Ивантеевка
5 сентября 2017 года двятиклассник Михаил Пивнев зашел в здание «Образовательного центра № 1», где учился, где открыл стрельбу из пневматической винтовки, а затем взорвал самодельные взрывные устройства. В результате атаки пострадали 4 человека — учительница информатики, которой подросток нанес удар секачом по голове и выстрелил в лицо, а также трое учеников школы, выпрыгнувших из окна здания учебного заведения.
Михаил Пивнев заходит в здание школы за несколько минут до начала атаки. Съемка камеры видеонаблюдения
На этот раз экспертиза признала виновника вменяемым. За покушение на жизнь нескольких человек юношу приговорили к 7 годам и 3 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в воспитательной колонии, а также назначил дополнительное наказание в виде штрафа в размере 20 тысяч рублей. Помимо этого, суд удовлетворил требования потерпевших о возмещении материального и морального вреда на общую сумму более 2 миллионов рублей.
Пивнев открыто признал подражание Эрику Харрису и Дилану Клиболду — подросткам из США, устроившую стрельбу в старшей школе «Колумбайн», ставшей символом всех подобных случаев. Данное заявление возымело громкий общественный резонанс
Возможно, этот ясный мотив также повлиял на признание Пивнева вменяемым.
Лев Биджаков и Александр Буслидзе, Пермь
15 января 2018 года два 16-летних подростка, вооруженных ножами, прошли в городскую школу № 127, где один из них учился, после чего неустановленным образом выбрали одно из классных помещений, где напали на учеников 4 Б класса и учительницу.
«Просто зашли два человека, приставили детей к окну, потом один из них держал двери, а другой в этот момент начал их резать. Учительница побежала к человеку, который держал двери, и вроде как набросилась на него, чтобы отодвинуть его от двери, и в этот момент он ударил ее ножом в горло. По рассказам девочки, она упала, сказав: "Дети, бегите!” В тот момент некоторые успели выбежать», - рассказала одна из учениц со слов подруги из 4 Б.
По счастливому стечению обстоятельств никто не погиб, даже учительница, принявшая основной удар и получившая 17 ранений. Всего были ранены 15 человек
Виновники также ударили ножами друг, видимо, пытаясь совершить самоубийство, но остались живы.Их мотивы так и не были обнародованы, но оба были признаны вменяемыми, хотя один из них и помещался в психиатрический стационар на два месяца.Суд, приговорил одного из нападавших к 9 годам и 8 месяцам лишения свободы, признав виновным в разбое, покушении на убийство и умышленном уничтожении имущества путем поджога. Второй юноша признан виновным в покушении на убийство и получил семь лет лишения свободы.
Также суд признал виновной в халатности охранницу, пустившую молодых людей через турникет без досмотра, но апелляция ее впоследствии оправдала.
Учительница Наталия Шагулина, защищавшая детей во время нападения в школе, получила медаль за «Доблесть и отвагу».
Безымянный преступник, Улан-Удэ
19 января 2018 года ученик девятого «Б» класса, чье имя не называется, так как он остается несовершеннолетним, пришел в школу № 5 с топором и «коктейлем Молотова». В 9:35 (4:35 по московскому времени) он, надев маску, ворвался в кабинет русского языка и литературы на третьем этаже, где проходил урок седьмого «А», поджег класс и принялся наносить удары топором учительнице и школьникам.
Нападавший бил семиклассников по голове, лицу и спине, а одной девочке отрубил пальцы на руке. Затем он ударил себя ножом в грудь и выпрыгнул из окна, намереваясь покончить с собой. Его задержали и обезвредили прибывшие по сигналу тревоги полицейские и пожарные.
В итоге ранивший 7 человек юноша был признан невменяемым и направлен на принудительное лечение. Его сегодняшнее положение неизвестно.
Артем Тагиров, Стерлитамак
18 апреля 17-летний ученик школы № 1, вооруженный канцелярским ножом, зашел в кабинет информатики и накинулся на одноклассницу, нанеся ей несколько ранений. Учительница отвлекла нападавшего, ученики тем временем забежали в лаборантскую и закрылись.
Таниров успел нанести удары и учителю, но она смогла выбежать в коридор. В кабинет зашел его одноклассник и пытался успокоить нападавшего, но едва спасся сам.
В кабинете, где в какой-то момент парень остался один, он решил устроить пожар, облив все легковоспламеняющейся жидкостью. Когда сработала пожарная сигнализация, в лаборантской, где прятались девять детей, началась паника. Одна из учениц решила спастись, выпрыгнув в окно со второго этажа. И получила переломы.
Учительница с учеником пришли на помощь: не дали закрыть кабинет изнутри, нападавший убежал, а они вывели детей из лаборантской. Сбежавший Тагиров пытался покончить с собой, но его сумели спасти. Все раненые выжили, пожар был вовремя ликвидирован.
Артем Тагиров. Фото - соцсети
Суд признал подростка невменяем и направил на принудительное лечение.
Искандер Халфин, Казань
13 мая 2019 года ученик 10 класса одной из элитных городских школ - гимназии № 7 - зашел в свой класс и и потребовал освободить для него место учителя. В подтверждение своих слов Халфин пригрозил собравшимся пистолетом, который оказался пневматическим, и кухонным ножом.
В итоге школьник сам сдался полиции, никто не пострадал. Подростка признали невменяемым, направили на принудительное лечение.
Безымянный преступник, Вольск
Наконец, 28 мая 2019 15-летний ученик средней школы №4, чье имя не раскрывается из-за несовершеннолетия, поднялся на второй этаж учебного заведения, где бросил в класс, в котором находились 18 учеников и учитель, бутылку с легковоспламеняющейся жидкостью. Выйдя в коридор, он увидел еще одного учителя, в которого бросил вторую такую бутылку.
К счастью, бутылки не воспламенились, но злоумышленник после этого встретил в коридоре 12-летнюю девочку, которая шла в класс, и ударил ее топором по голове, после чего попытался скрыться, но был задержан.
Позднее в СМИ появилось видео, где подросток говорит, что его вдохновил пример Владислава Рослякова, напавшего на колледж в Керчи. Также после нападения но до задержания подросток записал на телефон признание, что считает совершенное ошибкой и раскаивается.
Потерпевшая школьница прошла длительное лечение в Москве, но выжила. Поэтому нападавшего, признанного вменяемым, судили за покушение на жизнь двух и более лиц, заведомо малолетних, совершенное общеопасным способом из хулиганских побуждений, и приговорили к 7 годам воспитательной колонии.
Мнение специалиста
В целом, критерии признания преступника невменяемым непросто объяснить даже специалистам. Врач-психиатр Максим Малявин говорит:
«Почему экспертиза выносит те или иные решения — за коллег я не могу сказать. Если мы начнем предполагать, что то или иное решение было принято в силу каких-то причин, не совсем связанных с экспертизой — это будет мнение диванного эксперта, а не специалиста, потому что я не участвовал в этих экспертизах. А если бы участвовал, то не мог бы сказать, чем мотивировано решение, по соображениям тайны следствия и медицинской тайны.
Решение поддерживается или не поддерживается судом — суд может не согласиться, отправить на другую экспертизу, если она не удовлетворит суд по каким-то причинам».
При этом Малявин указывает на, по его мнению, чрезмерную мягкость критериев, по которым признанных невменяемыми преступников выпускают из стационара:
«Критерием к тому, чтобы сменить режим принудительного лечения или прекратить его, является факт наличия критики к совершенному поступку и текущему состоянию, ухудшение или улучшение. Если критика появляется, состояние стабилизируется и, предположительно, надолго, тогда думают: сменить ему спецбольницу на общую или стационарное принудительное лечение на амбулаторное. Обязательно проводится так называемая КР ВПЛ — комиссия по решению вопросов принудительного лечения.
Раньше, если человек убил, да еще с какими-то отягчающими в силу своей болезни, проще говоря, про него можно было забыть, он мог быть переведен из спецбольницы в обычную, но находился бы там хотя бы на десяток лет. Сейчас мы видим ситуацию, что человек кого-то убил, пять лет проходит — его уже выписали. Бывало и такое, что год проходило лечение! С одной стороны, если формально — вроде бы все сходится, а с другой — должен быть и воспитательный момент».
Что касается случая казанского стрелка, то вероятность признания его невменяемым, возможно, повышает обнаруженная энцефалопатия.
0 комментариев