«Ася»: краткое содержание повести Тургенева для читательского дневника
Повесть И.С. Тургенева «Ася». Читать полностью, слушать аудиокнигу. Кратчайший пересказ и краткое изложение.
Иллюстрация Давида Боровского
Кратчайшее изложение
«Ася» — повесть И.С. Тургенева, написанная в 1857 году.
Русский путешественник Н.Н. в маленьком немецком городке знакомится с двумя соотечественниками — Гагиным и его незаконнорождённой сестрой Асей. Застенчивая девушка и главный герой нравятся друг другу, однако господин Н. поначалу не решается на ней женится. Он отвергает любовь Аси, а затем раскаивается и решает сделать ей предложение. Но уже поздно: Гагин с сестрой уехали, и герою больше не суждено их увидеть. Вспоминая об этом спустя двадцать лет, он понимает, что за всю жизнь любил одну только Асю.
Содержание
Полный текст и аудиокнига
Полный текст повести И.С. Тургенева «Ася» можно прочитать в «Викитеке».
Аудиокнига доступна на YouTube:
Краткое содержание по главам
I
Рассказчик — господин Н.Н. — вспоминает, как лет двадцать назад, в возрасте 25 лет, поехал за границу посмотреть мир. Он жил в небольшом немецком городке З. Однажды июньским вечером, сидя у реки, он услышал из расположенного на другом берегу городка Л. звуки вальса и отправился туда.
Иллюстрация Давида Боровского
II
В городке герой встречает двух русских — красивого молодого человека в фуражке и невысокую девушку в соломенной шляпке. Молодой человек представляется Гагиным и с запинкой сообщает, что девушка — его 17-летняя сестра Ася.
Рассказчик обычно избегает русских за границей, но Гагин и Ася ему нравятся. Его зовут в гости. Ася сначала стесняется нового знакомого, но потом начинает улыбаться. Проболтав с братом и сестрой два часа, Н. возвращается домой и чувствует себя счастливым.
Иллюстрация Давида Боровского
III
Наутро Гагин заходит в гости к Н. Гагин рассказывает о своём увлечении живописью, Н. — о молодой немецкой вдове, недавно разбившей ему сердце.
IV
Приятели находят Асю возле развалин на холме: она резво взбирается на крутые стены. Н. любуется её лёгкими движениями и игривостью. Весь день девушка смеётся и шалит. Гагин во всём ей потакает, словно любимому ребёнку. Герой возвращается домой с мрачными мыслями: а вдруг Ася на самом деле не сестра Гагину?
Иллюстрация Давида Боровского
V
Увидев Асю на другой день, рассказчик замечает, что она выглядит как совершенно простая русская девушка, какая-нибудь горничная. Он отправляется с Гагиным на пленэр. Они возвращаются к вечеру и видят, что Ася всё так же тиха: она уже не «чудит» и рано уходит спать. Н. укрепляется в мысли, что она не сестра Гагину.
Иллюстрация Давида Боровского
VI
Следующие две недели Ася словно избегает Н., меньше смеётся, не позволяет себе прежних шалостей. Герой вновь обращает внимание на её робость и то, что воспитанием и поведением она совсем не похожа на дворянскую барышню.
Рассказчик застаёт Асю и Гагина в садовой беседке и слышит, что девушка говорит ему: «Нет, я никого не хочу любить, кроме тебя».
VII
Решив, что Гагин с Асей его обманули, прикинувшись братом и сестрой, Н. уходит бродить по горам. Спустя три дня он возвращается и снова идёт к знакомым.
VIII
Гагин рассказывает Н. историю Аси. Она действительно ему сестра, но сводная. Ася — незаконнорождённая дочь его отца-помещика.
Мать Гагина умерла рано, до 12 лет он рос с отцом в деревне, а потом был отправлен в Петербург, в юнкерскую школу. Лишь перед смертью отец рассказал Гагину, что живущая в его доме «сирота» Ася — его дочь, рождённая в отношениях с горничной. После кончины отца 20-летний Гагин взял 13-летнюю сводную сестру на попечение. Четыре года она провела в пансионе в Петербурге, затем Гагин забрал её оттуда и повёз за границу. Двусмысленное положение незаконнорождённой дворянской дочери сформировало её характер: Ася самолюбивая, умная, недоверчивая, стесняющаяся своего происхождения.
Н. чувствует облегчение, узнав, что Гагин ему не соперник, а действительно брат Аси.
IX
Ася встречает друзей бледная и молчаливая. Зная историю несчастной девушки, главный герой теперь смотрит на неё другими глазами.
Н. и Ася ведут полный недомолвок, но добрый разговор: они явно нравятся друг другу. Девушка говорит, что хотела бы иметь крылья, как у птицы. Собеседник отвечает ей, что иногда у человека могут вырасти крылья: «Есть чувства, которые поднимают нас от земли». Но сам он признаётся, что ещё никогда «не летал».
Иллюстрация Давида Боровского
X
В этот день все трое веселятся как дети. Возвращаясь домой, Н. чувствует неясную тревогу и одновременно то, что в нём «зажглась жажда счастья».
XI
При следующей встрече с Н. Ася рассуждает о том, что недостаточно хорошо воспитана и образованна, мало читала... «Ведь вам не будет скучно со мной?» — спрашивает она. Молодой человек уверяет, что она умна и с ней не скучно.
XII
«Если б я умерла, вам было бы жаль меня?» — спрашивает Ася у Н. в другой раз. Он не понимает, что происходит с девушкой. Потом Ася говорит: «Помните, вы вчера говорили о крыльях?… Крылья у меня выросли — да лететь некуда».
«Неужели она меня любит?» — гадает Н. по пути домой.
XIII
Рассказчик продолжает размышлять, любит ли его Ася. Когда он бродит по городу, какой-то мальчик передаёт ему записку «от фрейлейн Annette». В записке Ася назначает ему встречу у часовни.
XIV
К герою приходит Гагин и прямо рассказывает, что Ася влюблена в Н. Девушка привязалась к нему с первого взгляда, но думает, что сам господин Н. её презирает, и боится, что он узнает о тайне её рождения.
По словам Гагина, Ася предложила уехать из города. Однако сначала брат решил пойти к Н. и прямо ему обо всём рассказать: «Может быть… как знать? — вам сестра моя нравится? Если так, с какой стати я увезу её?».
Господин Н. признаёт, что Ася ему нравится, но на вопрос о женитьбе он ответить не может. Зато он рассказывает, что Ася назначила ему свидание, и показывает Гагину записку. Решают, что Н. пойдёт на свидание и честно объяснится с девушкой. Гагин убеждён, что его знакомый не женится на Асе.
Сам Н. явно симпатизирует девушке, но размышляет: «Жениться на семнадцатилетней девочке, с её нравом, как это можно!».
XV
Н. идёт к месту свидания и получает от Аси новую записку — она просит прийти в дом к фрау Луизе, вдове бургомистра, у которой девушка часто бывает. Ожидая назначенного времени, мужчина рассуждает о том, как поступить. Ася ему действительно нравится. Он помнит наказ Гагина, что «с ней шутить нельзя», и решает, что не готов к внезапной женитьбе. Но ведь совсем недавно он был счастлив от одной мысли об Асе.
XVI
В доме у фрау Луизы Н. встречается с Асей. Увидев её влюблённые глаза, он тянется обнять девушку, но вдруг вспоминает о Гагине. Он объясняет, что рассказал Гагину об их свидании.
Потом герой внезапно начинает упрекать девушку за то, что та поведала брату о своей любви, и заявляет, что она всё испортила: «И вот теперь всё кончено!.. Вы не дали развиться чувству, которое начинало созревать, вы сами разорвали нашу связь, вы не имели ко мне доверия, вы усомнились во мне…».
Ася падает на колени и начинает рыдать. Н. пытается её успокоить, но девушка вскакивает и убегает.
Иллюстрация Давида Боровского
XVII
Бродя в поле рядом с городом, герой корит себя за жестокие слова. Он уже не думает, что «поступил по совести». Образ Аси преследует его, и он спешит к её дому.
XVIII
Гагин сообщает, что Ася домой не возвращалась. Н. говорит, что сказал всё, как было условлено. Затем приятели расходятся, чтобы поскорее найти пропавшую девушку.
XIX
Н. пытается разыскать Асю в городе, но тщетно. Он чувствует уже не досаду, а страх за Асю и любовь к ней. Его сводит с ума мысль, что счастье было так близко, но он сам отверг девушку.
XX
Вернувшись к Гагину, Н. узнаёт, что Ася нашлась, она у себя в комнате. Герой рад этому. Он уже решился на женитьбу и намерен сделать Асе предложение. Однако решает отложить столь важный разговор на завтра. «Завтра я буду счастлив!» — думает Н.
XXI
Однако утром оказывается, что Гагин с Асей уже уехали из города. В прощальном письме Гагин просит их не искать: «Я понимаю, что вам нельзя жениться на Асе». Судя по всему, брат решил, что Н. отверг его сестру из-за её сомнительного происхождения.
Вдова бургомистра отдаёт герою записку от Аси. Она пишет, что им не суждено будет встретиться: «Вчера, когда я плакала перед вами, если б вы мне сказали одно слово, одно только слово — я бы осталась».
Но герой не сказал этого слова. Он понял, что любит Асю, лишь когда испугался, что может потерять её навсегда.
Н. садится на пароход в Кёльн, надеясь догнать Гагина с сестрой.
Кадр из фильма «Ася» (1977). В главной роли Елена Коренева
XXII
Из Кёльна Н. последовал за Гагиными в Лондон, но там их след затерялся. Асю рассказчик больше никогда не видел.
По собственным словам, Н. вскоре утешился мыслью, что всё обернулось к лучшему: он не был бы счастлив с такой женой. Сам он в ту пору был молод, и будущее казалось ему беспредельным.
С тех пор он знал других женщин, однако нежное, жгучее и глубокое чувство, которое он испытывал к Асе, не повторилось ни с кем.
Спустя двадцать лет одинокий и бездетный господин Н. продолжает хранить записки Аси и высохший цветок, который она когда-то бросила ему из окна. От цветка по-прежнему исходит слабый аромат, и герой удивляется: «Так лёгкое испарение ничтожной травки переживает все радости и все горести человека — переживает самого человека».
«Русский человек на рандеву». Чернышевский – о повести «Ася»
Николай Чернышевский посвятил «Асе» знаменитую статью «Русский человек на rendez-vous», в которой очень резко высказался в адрес главного героя. По мнению Чернышевского, рассказчик из тургеневской повести воплощает в себе главную негативную черту «лучших людей» России — пассивность и нерешительность.
Повесть оставляет после себя «впечатление ещё более безотрадное, нежели от рассказов о гадких взяточниках с их циническим грабежом», отмечал критик. Самая удивительная и неприятная сцена — объяснение господина Н. с Асей. Только что он был почти влюблён, а теперь жестоко отвергает девушку, осыпая её обвинениями.
Герой мог бы показаться незрелым или аморальным человеком, но на самом деле все «лучшие люди» России таковы, писал Чернышевский. На словах и в мыслях они полны высоких устремлений, но едва доходит до дела — пасуют и винят других в своей трусости.
«Недогадливый Ромео» из повести не способен отдаться порыву любви по двум причинам, полагал критик: во-первых, вся его предыдущая жизнь была «слишком мелка и бездушна», и он не воспринимает ничего высокого; во-вторых, у него нет готовности к благородному риску. Человек, привыкший к копеечным ставкам, не способен сорвать банк, когда игра идёт на тысячи рублей.
Для Аси, вероятно, даже лучше, что судьба уберегла её от такого мужа, полагал Чернышевский. А чему можно научиться на ошибке господина Н., пусть каждый решает для себя сам.
0 комментариев