Жизнь в обмен на уголь: почему в России продолжают гибнуть шахтеры
После аварии на шахте «Листвяжная» в Кемеровской области погиб 51 человек. Это четвертая по числу жертв катастрофа на российских шахтах с 1 января 1995 года. Возбуждены уголовные дела, задержано руководство шахты и инспекторы Ростехнадзора. Почему угольный бизнес в России продолжает уносить жизни людей?
РИА Новости / Александр Кряжев
В результате аварии на шахте «Листвяжная» в Кемеровской области погиб 51 человек: это шахтеры и спасатели. Директор предприятия Сергей Махраков задержан, хотя еще в августе 2021 года он был отмечен наградой как лучший руководитель шахты в регионе. Почему в российских шахтах регулярно гибнут люди? И что с этим делать?
Почему погибли люди?
Вероятная причина аварии на шахте - взрыв метано-воздушной смеси, заявил губернатор Кузбасса Сергей Цивилев. Но врачи ранее утверждали, что погибшие и пострадавшие задохнулись газом, а не были физически травмированы. Точные причины случившегося установит государственная комиссия.
О том, что шахтеры задохнулись, сообщало в своем пресс-релизе и кузбасское управление Следственного комитета России. В нем взрыв назывался «газодинамическим явлением».
У сотрудников МЧС и шахтеров, которые пропали в «Листвяжной», не было ни единого шанса выжить, заявил командир Кемеровского Военизированного горноспасательного отряда Юрий Ше. В условиях отсутствия кислорода при высокой концентрации химических веществ нахождение там для них всех стало приговором. Однако вопреки этим словам на следующий день из шахты выбрался один из спасателей, которого считали погибшим.
Кто виноват?
В первую очередь были задержаны директор шахты, его первый заместитель и начальник участка, на котором произошла трагедия. Их задержали в рамках дела, возбужденного по ч. 3 ст. 217 УК РФ - нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц. В ближайшее время им будет предъявлено обвинение.
Задержанный директор шахты «Листвяжная» Сергей Махраков возглавлял предприятие с 2013 года. С 1996 года до 2013 года Махраков работал на другой кузбасской шахте, «Колмагоровская», где начинал с должности машиниста подземных установок. Его трудовой стаж составляет 25 лет.
Утром 26 ноября Следственный комитет сообщил о возбуждении еще одного дела - по ч. 3 ст. 293 УК РФ - халатность, повлекшая по неосторожности смерть двух и более лиц. По нему задержаны двое главных государственных инспекторов Беловского территориального отдела Сибирского управления Ростехнадзора.
«Этот метан давно там зашкаливал!»
Утром 26 ноября родственники погибших горняков пришли к КПП шахты «Листвяжная», некоторых из них пускают на территорию, сообщила Би-би-си.
Жена одного из горняков рассказала, что, по ее информации, 15 ноября на шахте уже был пожар, который шахтеры тушили сами. По ее версии, причиной возгорания тогда тоже было превышение содержания метана. Потом шахтеры снова спустились в шахту.
«Они не стушевались и сами, своими силами тушили в шахте пожар. Прошло буквально несколько дней, и теперь мужа моего нет. И все это знали. Роспотребнадзор все проверял. И что они там проверяли? Этот метан давно там зашкаливал!» - утверждает эта женщина.
Вереница катастроф
За последние 26 лет на российских угольных шахтах произошло 32 аварии, включая последнюю на «Листвяжной». И кузбасские угольные предприятия в этом трагическом списке удерживают первые позиции по числу жертв катастроф.
Самой смертоносной была авария на шахте «Ульяновская», произошедшая 21 марта 2007 года. Тогда из-за взрыва метана погибли 110 человек.
8 и 9 мая 2010 года на крупнейшей в России шахте «Распадская» прогремели два взрыва, погиб 91 человек. Как отмечали эксперты, авария на «Распадской» не имела прецедентов в мировой практике - взрывами были разрушены почти все выработки, а это свыше 300 километров штреков и штолен.
В декабре 1997 после аварии на шахте «Зыряновская» погибли 67 человек. Трагедия на «Листвяжной», судя по всему, окажется на четвертом месте по числу погибших с 1 января 1995 года.
Уголь на крови
Угледобыча всегда была рискованным бизнесом, и аварии на шахтах происходили и происходят не только в России. Однако, несмотря на то, что за последние десятилетия отраслевые технологии продвинулись вперед, и по идее это должно было способствовать повышению безопасности работ в забое, в России этого зачастую не происходит.
И причин тут множество – это и обычный русский авось, и неграмотный менеджмент, и коррупция. Да и банальная жадность, которая приводит к экономии на безопасности и последующим трагедиям.
В ЕС угольный бизнес находится под серьезным давлением из-за «зеленого перехода». И вполне вероятно, что к 2030 году в странах Евросоюза будут закрыты все шахты. Кузбасс, да и Россия отказываться от угля не собираются, да и не смогут этого сделать. Так что для предотвращения катастроф нет иного пути, кроме как повышать безопасность работ и инвестировать в это серьезные деньги. Но готовы ли на это идти российские угольные короли? Если нет, то печальный мартиролог российских шахтеров и спасателей будет только удлиняться.
Хочешь понять, что происходит на самом деле?
Читай Телеграм канал и Яндекс. Дзен канал «Ясно Понятно».
Просто и доходчиво - о самых важных новостях в обществе, политике и экономике.
Без лишних слов расскажем о том, кто виноват и что делать.
0 комментариев