Что может пойти не так? Да всё! Bloomberg назвал главные страхи 2022 года
Bloomberg назвал главные экономические риски в 2022 году. В их число вошли ковид, инфляция, геополитика и многое другое. Чем человечеству грозит новый год?
Reuters
В течение двух лет пандемии ковида появлялось множество прогнозов, которые не сбылись. Для тех, кто заглядывает в 2022 год, этого должно быть достаточно, чтоб остановиться в своих предсказаниях. Но журналисты Bloomberg, которые именно с такой фразы начали Первый случай в мире: в Британии скончался пациент с «омикроном»
Инфляционная угроза
В начале 2021 года предполагалось, что к концу года инфляция в США составит 2%. Вместо этого она близка к 7%. Согласно консенсус-прогнозу, в 2022 году инфляция к концу года снова приблизится к целевым уровням. Но возможен еще один серьезный промах в оценках, полагают аналитики Bloomberg.
И омикрон - лишь одна из возможных причин инфляционного витка. Заработная плата, которая и без того стремительно увеличивается в США, может вырасти еще сильнее. Напряженность в отношениях между Россией и Украиной может вызвать скачок цен на газ. Изменения климата, вызывающие разрушительные природные явления, способствуют росту цен на продукты питания.
Ужесточение монетарной политики ФРС
Новейшая история, от истерики на развивающихся рынках в 2013 году до распродажи акций в 2018 году, показывает, как ужесточение ФРС создает проблемы для рынков.
На этот раз риски усугубляются уже завышенными ценами на активы. Индекс S&P 500 близок к состоянию пузыря, а риски на рынке жилья выше, чем когда-либо со времен ипотечного кризиса в 2007 году, полагают аналитики.
Экономисты Bloomberg смоделировали, что произойдет, если ФРС трижды повысит ставки в 2022 году и сообщит, что продолжит это делать до тех пор, пока ставки не достигнут 2,5%. Результат - рецессия в начале 2023 года.
Изменение монетарной политики ФРС может создать новые проблемы для развивающихся рынков. Высокие ставки в США способствуют укреплению доллара и вызывают отток капитала, а иногда и валютные кризисы в развивающихся странах. В 2013 и 2018 годах больше всего пострадали Аргентина, ЮАР и Турция. Bloomberg предлагает добавить к этому списку Бразилию и Египет – и это будет пять экономик, находящихся в зоне риска в 2022 году.
Китайская проблема
Китайская экономика также переживает не самые хорошие времена: в 2021 году страна столкнулась с одним из самых низких темпов экономического роста. В годовом выражении экономика, по прогнозам, вырастет на 0,8%, в то время как в предыдущие годы ВВП страны рос на 6%. На это повлияли ограничения, связанные с пандемией, а также нехватка электроэнергии и спад на рынке недвижимости. Аналитики Bloomberg прогнозируют, что в 2022 году энергетический кризис в Китае должен ослабнуть и рост экономики составит порядка 5,7%.
Политический хаос в Европе
Солидарность лидеров, поддерживающих европейский проект, и активность ЕЦБ, удерживающая программы госзаимствований под контролем, помогли Европе в последние два года пережить ковидный кризис. Но в 2022 году оба эти фактора могут исчезнуть, считает Bloomberg.
Борьба за президентский пост в Италии в январе может разрушить хрупкую коалицию в Риме. Франция отправится на избирательные участки в апреле, а президент Эммануэль Макрон столкнется с проблемами на правом политическом фланге.
Если евроскептики придут к власти в ключевых экономиках ЕС, это может нарушить спокойствие на европейских рынках облигаций и лишить ЕЦБ политической поддержки, необходимой для принятия ответных мер.
Модель Bloomberg показывает, что к концу 2022 года объем экономического производства в ЕС может сократиться более чем на 4%, что приведет к рецессии в зоне евро и вызовет опасения по поводу ее жизнеспособности.
Политика – глобальная и локальная
Геополитика также станет одним из факторов, влияющих на развитие мировой экономики. Любая эскалация между материковым Китаем и Тайванем, от блокады до прямого вторжения, может втянуть в себя другие мировые державы, в том числе США.
«Война сверхдержав» - наихудший сценарий, который заморозит связи между двумя крупнейшими экономиками мира, указывает Bloomberg. Это вызовет коллапс, поскольку Тайвань производит полупроводники, которые критически важны для глобального производства множества товаров - от смартфонов до автомобилей.
Все будет хорошо?
Но не каждый риск подразумевает лишь негативные последствия, полагает Bloomberg. Например, бюджетная политика США могла бы оставаться более экспансионистской, удерживая экономику на грани фискального обрыва и способствуя ее росту.
Во всем мире домохозяйства «сидят» на триллионах долларов избыточных сбережений благодаря мерам господдержки и вынужденной бережливости во время изоляции. Если эти деньги будут потрачены быстрее, чем ожидалось, рост ускорится.
В Китае инвестиции в производство экологически чистой энергии и доступное жилье, уже намеченные в 14-м пятилетнем плане страны, могут увеличить объем инвестиций. Новое торговое соглашение в Азии - Всестороннее региональное экономическое партнерство, - которое охватывает 2,3 миллиарда человек и 30% мирового ВВП, поможет увеличить экспорт.
В 2020 году мировая экономика повела себя гораздо хуже, чем прогнозировал любой экономист. Но в 2021 году все было не так: во многих странах восстановление оказалось на удивление быстрым. Это говорит о том, что в следующем году также может случиться и что-то хорошее, считают журналисты Bloomberg.
Хочешь понять, что происходит на самом деле?
Читай Телеграм канал и Яндекс. Дзен канал «Ясно Понятно».
Просто и доходчиво - о самых важных новостях в обществе, политике и экономике.
Без лишних слов расскажем о том, кто виноват и что делать.
0 комментариев