Один талон на 10 человек. Как омикрон обвалил российскую медицину
Ковид в России продолжает обновлять рекорды. На этом фоне первичное звено здравоохранения перестает справляться с нагрузками. Амбулаторная медицина во многих российских регионах страдает от безденежья и нехватки кадров. И коронавирус лишь обнажил эти застарелые проблемы.
РИА Новости / Евгений Одиноков
Заболеваемость ковидом в России продолжает бить рекорды. Число ежедневных заражений в стране приблизилось к 90 000, а в Москве превысило 26 000. Но, похоже, это не предел. Опрошенные Fishki медики предупреждают - суточное число заболевших уже в ближайшие дни перевалит за 100 000.
На фоне взлета заболеваемости ковидом российская медицина перестает справляться с нагрузками. Некоторые регионы приостанавливают плановую медпомощь, в отдельных невозможно дозвониться до скорой. Почему так происходит?
Каждая поликлиника теперь - «красная зона»
С 24 января плановую медпомощь не могут получить жители крупнейших городов Ямало-Ненецкого автономного округа, где, запретил плановую госпитализацию детей на три недели. Знакомые с ситуацией медики рассказали Fishki, что по состоянию на вечер 26 января в самих больницах о распоряжении ведомства знают, но внутренние приказы не выпущены - госпитализация идет как в плановом, так и в экстренном порядке. А после того, как против отмены плановой госпитализации детей выступил президент Владимир Путин, ситуация может оказаться в подвешенном состоянии.
Среднее время по больнице
Среднее время дозвона в скорую помощь по России составляет три минуты, отчитался перед Владимиром Путиным глава исполкома Общероссийского народного фронта Михаил Кузнецов.
«Мы проверяем "скорую", "122", и поликлинические колл-центры. Среднее время дозвона в "скорую" составляет три минуты. На последнем месте из всех регионов - Ленинградская область, где шесть минут ожидания, что в пределах нормы. Среднее время дозвона на 122 составляет две минуты, но при этом мы фиксируем сбои сейчас в Ингушетии, мы не смогли туда дозвониться. И в Самарской области, где время ожидания на линии составило 23 минуты, когда мы ее проверяли», - сказал Кузнецов в ходе совещания президента с членами правительства.
Кузнецов также добавил, что среднее время дозвона в колл-центры поликлиник составляет три минуты, но в 12 регионах до врачей дозвониться вообще не удалось.
10 человек на один талон
О том, в каком состоянии находится российское первичное звено здравоохранения, можно судить по рассказам жителей Курганской области, их приводит Znak.com.
«Обычная курганская поликлиника встретила меня гигантской очередью. На 30-40 человек выдавалось всего пять-шесть талонов к урологу, но даже для того, чтобы получить эти крохи, надо было прийти в пять утра, отстоять очередь и буквально идти по головам, проталкиваясь к заветному окошку», - рассказал изданию местный житель Матвей.
Денег на платную клинику, по признанию Матвея, у него не было. За две недели ему удалось попасть на прием единожды и то лишь по счастливой случайности, так как один приятель смог договориться о том, чтобы знакомый врач его посмотрел.
Знакомые подсказали Матвею другой вариант: госпитализация. «На тот момент, да и сейчас, одной из лучших больниц в Кургане остается ОКБ, но, чтобы попасть туда, обычному жителю Кургана нужен блат либо прописка в одном из районов» - рассказал он. В итоге Матвею повезло – он сумел госпитализироваться через скорую помощь. Но здоровье его было уже подорвано.
Разруха и упадок
Почему российская медицина не способна противостоять новому штамму ковида? Первичное здравоохранение недофинансировано практически во всех регионах, а в некоторых и вообще разрушено, говорят эксперты.
Сокращение кадров в первичном звене идет последние 10-15 лет, рассказал Znak.com на условиях анонимности врач одной из больниц Кургана. По его словам, в поликлиниках прием ведут в основном фельдшеры, возможности пройти УЗИ, КТ, МРТ по ОМС крайне ограниченные, да и назначить эти обследования, проанализировать часто некому.
Вторая проблема амбулаторной помощи - сложно записаться к врачу. Терапевт, к примеру, увидел симптомы какого-то заболевания, отправил пациента к кардиологу или гастроэнтерологу, а запись открыта только через два месяца. Даже в Москве по направлению, которое, кстати, не является бессрочным, практически невозможно вовремя записаться к некоторым профильным врачам или на обследование.
Еще одна проблема – зарплаты. В первичном звене они низкие, тем более в регионах. Поэтому зачастую на приемах сидят фельдшеры, а ординаторы стремятся попасть в стационары. Также на врачах лежит огромный объем бумажной работы: на каждого пациента нужно заполнять большое количество документов. Это приводит к постоянным и бесплатным переработкам.
Хуже, чем в Африке
Несмотря на то, что российские власти за последние два года влили в медицину триллионы рублей, она все так же остается бедной. По данным ВОЗ, Россия занимает 121-е место в мире по расходам на здравоохранение (5,3% ВВП), уступая даже Центральноафриканской республике (5,8%).
Государственное финансирование медицины в России, по данным ОБСЕ, составляет 879 долларов на человека в год. Это вдвое меньше, чем в Израиле (1898 долларов), втрое ниже показателя Испании (2560 долларов) и вчетверо меньше, чем в Австралии (3495 долларов). От Норвегии и Германии (5,6 тысячи долларов) Россия отстает в 6 раз, от США (9386 долларов) - более чем в 10 раз.
Сейчас ковид показал критичность этих проблем, хотя в медицинском сообществе о них известно давно. Будет ли готово правительство продолжать повышать расходы на медицину даже после того, как эпидемия сойдет на нет? Ответ на этот вопрос определит развитие российского здравоохранения на годы вперед.
Хочешь понять, что происходит на самом деле?
Читай Телеграм канал и Яндекс. Дзен канал «Ясно Понятно».
Просто и доходчиво - о самых важных новостях в обществе, политике и экономике.
Без лишних слов расскажем о том, кто виноват и что делать.
0 комментариев