«У меня не «фабрика звёзд», каждый мой артист — штучный товар»
Советский и российский композитор, продюсер, режиссёр и педагог, основатель и бессменный руководитель вокально-инструментального ансамбля Весёлые Ребята, Народный артист РФ Павел Яковлевич Слободкин родился в Москве в великий день — 9 мая 1945 года. Рос Паша в музыкальной семье. Его отец Яков Павлович Слободкин (1920-2009) — всемирно известный виолончелист, педагог, лауреат Сталинской премии, Народный артист РСФСР, кавалер орденов Отечественной войны (I,II ст.), Трудового Красного Знамени. Ученик и приёмный сын профессора Московской консерватории М.И. Ямпольского, в составе «фронтовых бригад» Слободкин-старший выезжал поддерживать боевой дух солдат и офицеров РККА на фронта Великой Отечественной, где дал более 1000 концертов.
Яков Павлович Слободкин
Квартет им. П. И. Чайковского: Юлиан Ситковецкий, Антон Шароев, Рудольф Баршай, Яков Слободкин
Друзьями семьи Слободкиных, жившей в Спасо-Глинищевском переулке в д.5/7 (на котором «мемориальные таблички уже вешать было некуда»), были скрипачи Леонид Коган и Давид Ойстрах, Ольга Книппер-Чехова, Алексей Грибов, а соседями по дому — Любовь Орлова и Вера Марецкая, часто заходил к ним «дядя Серёжа Прокофьев».
«Я жил на одном этаже с Немировичем, там же жили Москвин и Тарханов, Горчаков, Александр Петрович Штейн, в квартире которого жил покойный Игорь Кваша. Тут же, через дорогу жили Штраух и Глезер. Я уж не говору об Алле Тарасовой, Вере Марецкой, Сергее Образцове, Любови Орловой. Дом был очень серьёзный и, конечно, все ходили друг к другу в гости. Это было общение, которого сейчас, в силу определенных социальных условий, мы лишились...
… Приезжали Иосиф Бродский, Володя Высоцкий (которому я делал первую аранжировку «На братских могилах», которую пел Марк Бернес, с которым я, в свою очередь, работал в качестве дирижёра и музыкального руководителя), скульпторы и диссиденты. Никогда не забуду, как к нам приходили Самуил Маршак и Агния Барто. Или Корней Чуковский, который жил напротив Телеграфа. Он был очень интересный собеседник и в своё время подарил мне книжку «От двух до пяти» — совершенно фантастическая вещь. Довелось мне общаться и с Анной Ахматовой, и с Юрием Олешей.
Сейчас понимаешь то наполнение, которое исходило от этих людей эпохи, и которые, безусловно, олицетворяли интеллект нации. Что можно испытывать, когда ты видишь живого Бориса Пастернака или Игоря Стравинского? Никогда не забуду, как меня Оскар Фельцман попросил записать 4 песни на стихи Андрея Вознесенского. Одна из них — «Ты меня на рассвете разбудишь» — была записана на другую мелодию ещё до того, как у Алексея Рыбникова возникла идея рок-оперы «Юнона и Авось» (из воспоминаний П. Слободкина).
В 3 года Паша начал учиться играть на фортепиано, а уже в 5 аккомпанировал своему знаменитому отцу. В 1956 году, в 11 лет, Слободкин-младший получил Первую премию на конкурсе юных исполнителей, посвященном 200-летию Вольфганга-Амадея Моцарта.
Павел учился в музыкальном училище при Московской консерватории на композиторском факультете, где его однокурсниками были Максим Дунаевский и Марк Минков, одновременно играл в различных джазовых коллективах.
В 1962-64 гг. Слободкин — музыкальный руководитель эстрадной студии МГУ «Наш дом» (с 2000 г. получила статус театра и название «МОСТ»). С 1964 года начал работать в ВГКО/Всероссийском гастрольно-концертном объединении, преобразованном в январе 1965 года в Москонцерт, в качестве дирижёра и музыкального руководителя оркестра с выдающимися артистами эстрады — Народными артистами РСФСР Геленой Великановой и Марком Бернесом.
И такая судьба, вероятно, его бы устраивала и дальше, но у первой в результате неправильно лечения на гастролях пропал голос, а у второго была диагностирована онкология. Всё это привело к резкому снижению для коллектива Слободкина выгодных гастролей. И он начал искать новые формы концертной работы.
Инструментальный ансамбль п/у П.Слободкина на репетиции с Марком Бернесом (в центре).
Идея пришла из Ленинграда: 2 и 3 декабря 1967 года, впервые в Москве, в концертном зале гостиницы «Советская» выступил ленинградский вокально-инструментальный ансамбль Поющие Гитары п/у Анатолия Васильева (ех-гитарист эстрадного ансамбля Дружба), в котором сами музыканты не только играли на инструментах, но ещё и пели. Коллективу сопутствовал феноменальный успех, а так же положительная рецензия в прессе.
И Павел сразу же понял, что за этим жанром будущее. В результате мощной организационной работы в кулуарах Москонцерта, Слободкин получил всю необходимую поддержку и занялся формированием первого подобного профессионального ансамбля.
В марте 1966 года Павел создаёт свое главное детище — один из первых в СССР профессиональный ВИА Весёлые Ребята, название которого продюсер позаимствовал у музыкального фильма сталинской эпохи с участием Леонида Утёсова. В его первый состав вошли музыканты из джаз-оркестра Эдди Рознера, а солистами стали известная уже певица Нина Бродская и прибалтийский певец и мультиинструменталист Юрий Петерсон (аккордеон, флейта, саксофон, ех-Комбо, Рига). Сам Слободкин в ансамбле выполнял не только обязанности руководителя, но и аранжировщика, а также играл на клавишах.
Петерсон также играл на трубе, клавишных и пел, но за 4 года в ВР вокал Юрия можно было услышать в основном только на концертных выступлениях, сначала совместно с Бродской. А после её ухода в 1969 году, Слободкин попробовал сделать 2 студийные записи с вокалом Петерсона. Но посчитал, что энциклопедический вокал Юрия для студийной записи не подходит.
И в конце 1960-х гг. состав участников обновился: в коллектив пришёл однокурсник Слободкина по музучилищу, джазмен и топовый вокалист, «советский Рей Чарльз» Леонид Бергер (ех-Орфей) и выпускник ГИТИСа Юлий (Июлий) Слободкин, который приходился продюсеру дядей (разница в возрасте между ними составляла 6 лет, Юлий появился во 2-м браке тёзки Павла Слободкина по отцовской линии). А чуть позже к ансамблю присоединился Владимир Фазылов (ех-квартет Марзаны).
Фазылов «принёс» в репертуар коллектива 2 песни, которые он исполнял ещё в институте в ансамбле Марзаны: «Портрет работы Пабло Пикассо» и «Взявшись за руки» (которая изначально называлась «В белом платье, с пояском»). Также Владимир заинтересовал участников ВР песнями The Beatles, которые он пел в Марзанах — например, «Drive My Car».
1970. Ещё не «битлы». 1-й ряд: Г. Турабелидзе, В. Фазылов и П. Слободкин; 2-й ряд: Л. Бергер, В. Витебский, Ю. Слободкин; 3-й ряд: Ю. Петерсон, В. Избойников и В. Беспалов.
Но судьба всех тогдашних подобных коллективов была трудной и незавидной. Инструментальные ансамбли, существовавшие при различных концертных организациях, как правило, «сидели на графике» — т.е., выезжали на гастроли с разными певцами в соответствии с утвержденным графиком. Подобные гастроли были выгодны только в том случае, если музыкантам приходилось аккомпанировать уже популярным и любимым народом исполнителям. В этом случае и концертов было больше, и платили лучше, и гастрольные маршруты проходили по большим городам, где бытовые условия соответствовали статусу «звёздного» гастролера. Но певцов такого уровня в начале 1960-х гг. было очень мало.
Бывшая группа Бергера Орфей лучше всех в Москве исполняла тогда The Beatles, и он, придя в ВР, и оценив бесперспективность имевшихся у Слободкина музыкантов, стал активно советовать ему кардинально изменить состав. Долго уговаривать того не пришлось. Следующим пополнением ансамбля стал Валентин Витебский (ех-басист и вокалист того же Орфея). С его появлением возникла первая нормальная вокальная группа: Петерсон-Бергер-Витебский. В 1968 году ансамбль первым в СССР становится лауреатом Всесоюзного конкурса «На лучшее исполнение молодёжной песни» и обладателем I-й премии.
А в декабре 1969 года ВР записывают первую сольную пластинку-миньон, которую долго не выпускает цензура. И только в июле 1970 года она поступила в продажу. На миньоне было записано 4 песни: 2 из них — «Старенький автомобиль» и «Облади-облада» — были кавер-версиями композиций The Beatles «Drive my car» (которую «продавил»-таки Фазылов) и «Ob-la-di, ob-la-da», а 2 другие — «Алёшкина любовь» и «На чём стоит любовь» — были написаны молодыми авторами Cергеем Дьячковым и Олегом Ивановым.
Аранжировки всех песен сделал Павел, а тексты написал поэт-песенник Онегин Гаджикасимов. Пластинка была продана огромным тиражом 15 795 000 экз. А песня «Алёшкина любовь», — в работе над которой, кстати, приняли участие не только музыканты ансамбля, но и их друзья Вячеслав Добрынин (Орфей) и Юрий Валов (Скифы), — стала первым мега-хитом в жанре поп-музыки в СССР. Добрынин придумал для песни гитарную партию, а Валов записал вступление на 12-струнной гитаре.
Сам Павел рассказывал, что в те времена те музыканты, кто просто копировал исполнение западных коллег, провалились, а его коллектив сделал уникальный продукт на русском языке.
Композитор Дьячков говорил о Слободкине: «Хотя он человек сложный, но если бы не он, не было бы ничего. Он человек настроения, если чего-то захочет, то может свернуть горы».
И Сергей сам испытал на себе характер Павла — когда он, уже подготовленную и записанную ВР песню «Школьный бал», ещё до её выхода отдал «вечному конкуренту» Юрию Маликову в Самоцветы, и тот первым успел издать её на «Мелодии», застолбив за собой права на один из хитов того времени. Не смотря на всю плодотворность и перспективность сотрудничества, а так же личную дружбу Слободкин на долгие годы вычеркнул Дьячкова из числа своих знакомых, а все песни автора безжалостно изъял из репертуара своего коллектива.
В 1970 году ансамбль записывает новые песни: «Люди встречаются» (кавер песни «Чёрный поезд» венгерского певца Петера Поора), «Портрет работы Пабло Пикассо», «Тебе всё равно», «Легко влюбиться», «Взявшись за руки», исполненные Фазыловым, которые также получают всесоюзную популярность. В 1980-х гг. ВР первыми из советских ВИА начали включать в концерты также и классические композиции Иоганна-Себастьяна Баха, Эдварда Грига, Никколо Паганини, Вольфганга-Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена в современной обработке.
А 1971 год можно считать тем рубежом, когда Ребята стали на путь, приведший их в итоге к статусному определению «советские Битлз». Отправной точкой стало приглашение из Самоцветов гитариста и певца Алексея Пузырёва, учившегося тогда на 4 курсе Московской консерватории, заменившего уехавшего на родину — в Ташкент — Фазылова. В неомузыкальном мире Москвы в тот момент это был самый «продвинутый» и профессионально подготовленный музыкант, досконально знавший творчество битлов. Юлий Слободкин также уже покинул ансамбль, организовав ВИА Москвичи.
На первых записях на ВФГЗ «Мелодия» 5 песен были исполнены Бергером, 1 всем коллективом и 1 с вокалом Петерсона, который был идеальным концертным вокалистом, и на котором держался тогда почти весь песенный репертуар ансамбля, потому что Юрий очень выигрышно смотрелся на сцене, и вокально и артистически. Но для студийной записи Слободкин предпочитал Бергера, репертуар которого был ориентирован на западную эстраду.
Петерсон решил, что в ВР у него нет будущего, на этом фоне у него возникли разногласия с Павлом, и летом 1972 года он покинул коллектив и ушёл в ВИА Самоцветы.
«Почти на каждом худсовете Паше предлагали избавиться от меня. Ему говорили в лицо: «Освободитесь от Петерсона — и мы примем программу!» Но так как я благодаря своему звонкому, юношескому голосу и рижским, довольно западным повадкам был беспроигрышным номером везде, где бы Весёлые Ребята ни выступали, то Слободкин не пошёл на сделку с минкультовскими чиновниками, умудрившись пройти буквально по лезвию ножа.
Но с другой стороны, возможно, именно поэтому он считал меня своей собственностью. И я никак не мог ему объяснить, что я — человек свободный. Что я сам себя создал! Что я приехал к нему уже готовым артистом. Ну, что нужно было сделать, чтобы он это понял?! Ну, не бить же его саксофоном по голове?!» (из интервью Ю. Петерсона).
В том же году ВР записывают песню «Как прекрасен этот мир». А в следующем становятся лауреатом Music General — Международного конкурса грамзаписи в Ливерпуле (Англия) за песни Гаджикасимова «Облади-облада» и «Алёшкина любовь». Это был первый крупный успех Советского Союза на международной арене. Причём, странно, что в данном конкурсе приз получил именно исполнитель. Многие вообще считают это событие мифом. Тогда на конкурс пригласили конкретно фирму «Мелодия», а приз дали исполнителю — ВР.
Причём, нигде в истории «Мелодии» нет даже упоминаний об успехе в Ливерпуле, и как туда попали записи Ребят, не знает никто. Из всех воспоминаний — только то, как посол Великобритании лично вручал тогдашнему Министру культуры Екатерине Фурцевой награду.
1974. Уже «Битлы». А. Пузырёв, А. Барыкин, Б. Богрычев и А. Буйнов.
В 1974 году выходит первый LP «Любовь — огромная страна», который был продан в количестве 11 685 000 экз. и получил высокую оценку специалистов. Но тут внезапно для всех уезжает на ПМЖ в Австралию Бергер. И осенью того же года Слободкин приглашает в ансамбль молодую, ещё никому не известную певицу Аллу Пугачёву. Итогом этого творческого содружества стал Гран-при Пугачёвой на Международном конкурсе эстрадной песни «Золотой Орфей»/Златният Орфей (Слынчев-Бряг, Болгария) в 1975 году с песней «Арлекино», которая принесла ей всесоюзную популярность, а обработал и аранжировал её Павел.
«Песня родилась довольно странно. Она была совсем плохая. Я и так с одной стороны, и с другой. Пришлось дописывать припев, потому что вот там, где Алла смеётся — это и был припев. Пришлось переставить части, сделать, написать, придумать рОковой марш вначале. И это было сделано за ночь. И на мой взгляд, главная удача в том, что она победила не просто, а со всесоюзным шлягером» (П. Слободкин).
1976. Состав с Пугачёвой на гастролях в Болгарии: П. Слободкин, В. Дурандин, А. Алёшин, А. Буйнов, В. Голутвин, В. Валитов, И. Гатауллин и Р. Мушкамбарян. В центре: А. Пугачева и А. Чиненков.
После этого ВР записывают для Пугачёвой её первую сольную пластинку (миньон с песнями «Арлекино», «Посидим, поокаем» и «Ты снишься мне»).
«В работе Слободкин был крайне требователен. Я много от него почерпнула. По построению сюжетной линии в тексте песни, по зачитыванию вслух нараспев написанного текста. Главной нашей совместной работой была песня «Рыжим всегда везёт», посвящённая Пугачёвой. Я написала текст по заказу Павла Яковлевича, а уж после он написал к нему музыку» (из интервью поэтессы Любови Воропаевой Ирине Бобровой, 9.08.2017).
В 1976 году «Мелодия», рассматривая своё предстоящее участие в крупнейшей в Европе Международной ярмарке грамзаписи «МИДЕМ»/MIDEM (Marché International du Disque et de l’Edition Musicale), запланированной на январь в Каннах (Франция), предполагала показать там 2 лучших советских ВИА: Песняры и ВР. Однако 7 января Слободкин попал в ДТП, и долгое время провёл в Московском НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского. Эта авария поставила крест на участии ансамбля в МИДЕМ-76. Без руководителя коллектив не выпускали.
Но возник вариант с участием только Пугачёвой, что в этой ситуации было бы не самым худшим выходом. Эта поездка ещё больше поднимала бы статус певицы внутри ансамбля. Тем более, завязавшиеся «романтические отношения» с Павлом давали ей право в некоторых случаях диктовать свои правила остальным. Но это закладывало и основу нового конфликта — в ансамбле и так были не очень довольны присутствием Аллы. И Слободкин, не смотря на радужные перспективы, не согласился на подобные реформы, хорошо понимая, что в этом случае главные рычаги управления будут им потеряны. И в том же году певица коллектив покинула, решив заняться сольной карьерой, к огромному облегчению всех оставшихся.
Веселые ребята, А. Пугачёва и А. Алёшин (ноябрь 1975 г., Ярославль)
В 1976 году на очередном Международном конкурсе грамзаписи в Праге (ЧССР) ансамбль был удостоен звания лауреата и I-й премии за песни «Я к тебе не подойду» (Тухманов-Дербенёв, Шаферан) и «Когда молчим вдвоём» (Слободкин-Дербенёв).
1976. Состав после Пугачевой: А. Буйнов, В. Дурандин, А. Алёшин, В. Валитов, А. Пузырёв, И, Гатауллин, В, Голутвин, А. Чиненков и П. Слободкин.
В 1979 году ансамбль был почётным гостем Международного конкурса «Братиславская лира»/Bratislavská lýra (Братислава, ЧССР), гастролировал по Германии (почётные гости международного конкурса эстрадной песни «Дрезденский шлягер-фестиваль»/Internationales Schlagerfestival Dresden), а также записывает новый LP «Музыкальный глобус», который в сентябре 1979 года выпускает «Мелодия» тиражом 10 985 000 экз.
Павел Слободкин и Светлана Резанова - солистка ансамбля (1970-1971), лауреат конкурса "Золотой Орфей-72"
В 1980 году ВР принимают участие в культурной программе XX Олимпийских игр в Москве, а Слободкин становится одним из режиссёров культурных концертных программ Игр.
В 1981 году ансамбль выступил на Всесоюзном фестивале на лучшее исполнение поп-музыки «Ереван-81», где был удостоен главного приза.
В 1983 году ВР в своей студии записывают магнитоальбом музыканта Юрия Чернавского (подробнее — здесь: «Банановые Острова» и не только и здесь: Только «Банановые острова» + bonus-трек), который хоть и числился в составе ансамбля, но никогда на сцену с ним не выходил, а лишь пользовался техническими возможностями студии на базе ВР для записи своих проектов, и молодого тогда автора Владимира Матецкого (подробнее — здесь: Заложник «Лаванды») — «Банановые острова». Этот экспериментальный и новаторский альбом в 1983 году был признан «Звуковой дорожкой» газеты «Московский комсомолец» лучшим, и вошёл в 100 лучших альбомов отечественной рок-музыки, а песня «Здравствуй, мальчик Бананан!» была включена затем в х/ф «Асса» (реж. С. Соловьёв, 1987).
В 1984 году ансамбль принял участие в программе «Дни культуры Москвы» в Финляндии. А в 1985 году — вновь в «Братиславской лире», где становится лауреатом и обладателем «Гран-при» за песню «Бродячие артисты» (Л. Варданян (подробнее — здесь: «Я лечу на воздушном шаре, высоко над облаками»)-Шаферан, аранжировка Слободкина).
А вот доступ на телевидение открылся для ансамбля только в новогоднюю ночь наступающего 1985 года. Тогда в эфир Первого канала Всесоюзного ТВ пустили финал записи музыкального фильма «Бродячие артисты», снятого в Болгарии. Режиссёром его выступил сам Слободкин.
«Это как раз было телевизионное рождение ансамбля. Как раз вот в этот период времени широкая публика узнала не только все песни, которые она раньше любила, но и увидела, кто их поёт» (П. Слободкин).
И в том же 1985 году Ребята участвуют в культурной программе Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве, гастролируют в ГДР, ЧССР и на Кубе.
Ансамбль выступал на одной сцене с такими западными исполнителями и коллективами, как Мирей Матье, Карел Готт, ABBA, Boney M и др.
Состав ВР постоянно менялись, выпуская «в свет» всё новых и новых артистов. Но сам Слободкин не раз говорил, что у него не «фабрика звёзд», потому что каждый его артист — это штучный товар.
Сотрудничал Слободкин с такими композиторами и авторами стихов, как Юрий Антонов, Вячеслав Добрынин, Давид Тухманов, Илья Резник, Леонид Дербенёв, Евгений Евтушенко, Илья Шаферан. В разные годы в ВИА пели Александр Градский, Александр Барыкин (подробнее — здесь: Больше не встречу), Александр Буйнов, Вячеслав Малежик, Алексей Глызин, Александр Добронравов, Александр Добрынин и др. А с 1975 по 1977 год играл с ансамблем недавно покинувший нас Вадим Голутвин, считавшийся одним из самых виртуозных и изобретательных инструменталистов страны.
В 1988 году, за большие заслуги в области музыкального искусства, Минкульт СССР и Минкульт РСФСР утвердили ансамблю статус музыкального театра. Вместе с ВР Слободкин был награждён руководством «Мелодии» высшей наградой — «Платиновым диском №1», за абсолютный рекорд СССР и России по продаже пластинок (179 850 000 копий) и не только в странах ближнего зарубежья, но и странах Восточной Европы.
В 1991 году ансамбль в 6-й раз становится лауреатом Всесоюзного песенного фестиваля «Песня года» и отмечает своё 25-летие серией концертов в Москве, Киеве и Ленинграде.
В 1995 году ВР создают музыкальный спектакль «Али-Баба и 40 разбойников», премьера которого состоялась в Театре им. Е. Вахтангова в ноябре. За эту работу Павел был награждён Премией Москвы в области литературы и музыки в 1996 году.
Но пришедшие в ВР молодые музыканты не смогли вдохнуть жизнь в понемногу угасающий на фоне вышедшей из подполья рок-музыки ансамбль, а занятый строительством своего театрально-концертного центра Слободкин в конце концов почти полностью потерял к своему детищу интерес. Коллектив прекращает гастрольную деятельность и его покидают все его «старожилы». И двойной альбом «25 лет. Лучшие песни» (1991) поставил, как тогда казалось, точку в судьбе легендарного ансамбля, и он тихо и без лишней помпы прекратил своё тогдашнее существование.
Концертный зал Центра Павла Слободкина на Арбате
В 2001 году строительство Московского театрально-концертного центра Павла Слободкина, c камерным залом на 600 мест, завершилось. Церемония открытия Центра состоялась 1 февраля 2002 года. А в 2003 году Слободкин создал ещё и Московский камерный оркестр при Центре.
Затем, в том же году композитор решает возродить и ВР, обновив состав ансамбля (пришли гитарист Илья Змеенков, вокалист и клавишник Андрей Концур). Наличие собственного концертного зала и великолепной студии давала тогда основание надеяться на появление полноценного концертно-студийного коллектива с давними успешными традициями. Но… как концертный коллектив новые ВР так и не состоялись. А их студийные попытки переписать хиты прошлого не вызвали отклика в душах старых поклонников ансамбля и не привлекли новых.
Хотя в том же году Павел Яковлевич вместе с ансамблем был награждён руководством «Мелодии» ещё и «Золотым диском». А в конце года даже с успехом выступил в Испании и Алжире.
П. Слободкин и новый состав Весёлых Ребят
Затем, в 2006 году, Слободкин завершил работу над мюзиклом «Волшебная лампа Аладдина», премьера которого состоялась в ноябре в Театре им. Рубена Симонова.
А с 2007 года Павел Яковлевич начинает выпускать лишь архивные записи ВР. В декабре участвует в программе «Песня-2007» и даже в 7-ой раз становится её лауреатом.
C 2007 по 2010 гг. Слободкин успел выпустить 9 CD c записями ВР и 9 CD c записями 27 концертов В.-А. Моцарта в исполнении Народного артиста России М. Воскресенского и Московского камерного оркестра Центра Павла Слободкина.
Затем, в 2011 году, музыкант выступил на XX юбилейном фестивале «Славянский базар», а в декабре выпускает новый CD «Шерше ля...».
27 января 2012 года коллектив был удостоен ежегодной музыкальной премии «ZD-Awards» («Звуковая дорожка МК») «За большой вклад в отечественную поп-музыку» и выступил с лауреатами этой премии в московском киноконцертном театре «Космос».
В октябре того же года Слободкин был избран академиком Международной Академии театра. Диплом академика в театре «Ромэн» ему вручил старейший актёр театра — Народный артист СССР Владимир Зельдин.
В 2013 году выходит новый альбом ВР — CD «Как прекрасен этот мир». А в декабре того же года Слободкин был награждён «Cамарским крестом» — главным элементом Самарского знамени/Самарско знаме — одного из символов Вооруженных Сил Болгарии, вручаемый за вклад в развитие дружбы и культурно-духовных отношений России и Болгарии. В 2014 году — удостоен премии Правительства Москвы. А в апреле 2015 года Указом Президента РФ награждён орденом Почёта.
А в декабре 2015 года Слободкин выпускает новый (и последний) — 15-й по счёту альбом ВР — CD «Перекрёсток судьбы», записанный современным составом коллектива.
Получил известность Павел Яковлевич и как педагог. В 1981-96 гг. он преподавал в ГИТИСе как музыкальный руководитель актёрского и режиссёрского курсов, создал курс лекций «Музыкальные жанры на эстраде» и «Основы звукорежиссуры и звукозаписи».
Среди студентов Слободкина были: Народные артисты России Е. Камбурова, К. Новикова, Е. Петросян, Л. Рюмина, А. Буйнов, В. Гаркалин, В. Мищевский, В. Осипов, Н. Бабкина, В. Назаров (худ. рук. театра Национального искусства), А. Пермякова (профессор, худ. рук. хора им. М. Пятницкого), Народная артистка Молдавии, Заслуженная артистка России М. Кодряну, Заслуженные артисты России А. Неровная (худ. рук. театра «Бенефис»), М. Евдокимов, А. Васильев, А. Гарнизов, Ю. Григорьев, П. Деметр, Е. Головин, В. Кирсанов, В. Мулерман, С. Резанова, Е. Шебагутдинов, В. Заворотний, В. Пасынков (Заслуженный деятель искусств России), Заслуженные артисты Республики Беларусь — солисты ВИА Песняры Л. Борткевич и А. Кашепаров, артисты и режиссёры эстрады и кино: Л. Белогурова, А. Гуревич (ген. директор телеканала «Бибигон»), Н. Дуксин, Л. Вайкуле, М. Зивере и И. Ванзович (солисты ансамбля Опус), Н. Кирюшкина, О. Кирюшкин, С. Лазарева, А. Столяров, Г. Делиев (худ. рук. ансамбля Маски-шоу), Б. Барский (Маски-шоу), В. Круглова, руководители коллективов: В. Векштейн (ВИА Поющие Сердца, рок-группа Спрут), М. Аничкин (Круиз), М. Плоткин (ВИА Лейся, песня! и Надежда), В. Лёвушкин (ансамбль музыкальной эксцентрики и пародии Бим-Бом/Экс-ББ) и многие другие.
Личная жизнь композитора была тоже довольно «творческой». Первой женой Павла Яковлевича была балерина, работавшая в танцевальном ансамбле Сувенир Татьяна Старостина. Татьяну в ВР недолюбливали, она пыталась руководить музыкантами и ставила себя главнее Слободкина, к тому же была жутко ревнива. Видимо всё это и послужило причиной расставания. В браке у них родилась дочь, с которой после развода Слободкин практически не общался. Затем был 2-годичный роман с Пугачёвой и любовь к Анастасии Вертинской, ради которой он даже 3 месяца худел, сидя на одной гречке.
Но настоящее семейное счастье Павел Яковлевич обрёл с бывшей женой известного певца Валерия Ободзинского — Лолой (Лолитой) Львовной Кравцовой, которую он, согласно завещания ещё от 2006 года, признал своей единственной наследницей.
Павел и Лола
Умер Павел Яковлевич Слободкин 8 августа 2017 года на 73-м году жизни в Москве, в своей квартире на Арбате от онкологии, с которой при поддержке жены боролся несколько последних лет. Прощание состоялось 10 августа 2017 года в домовом храме Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Похоронен музыкант на Кунцевском кладбище Москвы.
Похороны Павла Слободкина прошли тихо и незаметно для широкой публики. Будто и не с легендой советской поп-музыки прощались. Хотя накануне траурной церемонии, знакомые покойного не сомневались — попрощаться с ним придут все звёзды. Уход легендарного музыканта и продюсера не взорвал соболезнованиями и соцсети, как происходит обычно после известия о кончине того или иного представителя шоу-бизнеса. Скорее всего, представители нынешнего поколения артистов не сразу и поняли, о ком вообще идёт речь. Освещали траурную церемонию 2 телеканала и несколько газетных СМИ. Из публичных людей были замечены лишь Иосиф Кобзон, Александр Буйнов и Виктор Чайка.
Игорь Николаев — один из немногих представителей шоу-бизнеса, кто оставил в сети комментарий на смерть музыканта: «Это имя неотделимо от моего детства и юности. Сколько песен Весёлых Ребят перепето мной в сахалинских ресторанах! Сколько собрано виниловых пластинок. Довелось работать с Павлом и Весёлыми... над музыкальным фильмом для ЦТ СССР о Старом Цирке. Павел Яковлевич был очень щепетилен в вопросе авторских прав, звонил мне неоднократно, чтобы найти качественные записи для издания пластинки с нашими песнями. И рассказывал огромное количество интереснейших, почти фантастических историй из своей жизни. Я их все помню... Вечная память».
Выразил соболезнования и А. Буйнов: «В разное время в ансамбле творили под руководством Павла Слободкина многие известные музыканты. Я тоже прошёл школу Весёлых Ребят, отдал делу ВИА 17 лет. Спасибо Слободкину за прекрасную музыку, за воспитание хорошего вкуса, за строгость (с нами управляться было нелегко). Мы все благодарны ему за всё».
В XXI веке группа Слободкина была непременным участником фестивалей «Авторадио», но после смерти создателя ансамбль, который он возглавлял более 50 лет, распался.
А накануне 2021 года и музыкантам оркестра театрально-концертного Центра Павла Слободкина раздали трудовые книжки. Журналисты расценили это событие, как знак прекращения деятельности центра. Однако вдова композитора, руководящая организацией после смерти мужа, сказала, что речь идёт лишь о капитальном ремонте. По словам Лолы, после реконструкции помещений концертный зал центра превратится в бесплатную площадку для выступлений начинающих музыкантов.
Награды и звания П. Слободкина:
1989 — Заслуженный артист РСФСР — за большие заслуги в области советского искусства,
1993 — Народный артист РФ — за большие заслуги в области искусства,
2002 — Орден Дружбы — за многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства,
2005 — знак отличия «За безупречную службу городу Москве» XXX лет — за многолетнюю плодотворную деятельность на благо столицы и её жителей,
2006 — орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени — за большой вклад в развитие отечественной музыкальной культуры и многолетнюю творческую деятельность,
2011 — благодарность Президента РФ — за большие заслуги в развитии отечественной культуры и многолетнюю плодотворную деятельность,
2013 — памятный знак «Cамарский крест» (Болгария) — за выдающийся вклад в развитие дружбы и культурно-духовных отношений России и Болгарии,
2014 — лауреат Премии Правительства Москвы,
2015 — орден Почёта — за заслуги в развитии отечественной культуры и многолетнюю плодотворную деятельность.
Дискография ВИА Весёлые Ребята:
EP/LP: «Алёшкина любовь»/«На чём стоит любовь»/«Облади-облада»/«Старенький автомобиль» («Мелодия», EP, 1970), «Люди встречаются»/«Легко влюбиться»/«Рыбацкая песня»/«Расставание» («Мелодия», EP, 1971), «Как прекрасен этот мир»/«Рыбацкая песня»/«Любовь — дитя Планеты»/«Песня моя, песня» («Мелодия», EP, 1973), «Чернобровая дивчина»/«Варшавский дождь»/«Если любишь ты»/«Ну, что с ним делать» («Мелодия», EP, 1973), «На Земле живёт любовь»/«На перекрёстке»/«Когда молчим вдвоём» («Мелодия», EP, 1974), «Любовь — огромная страна» («Мелодия», LP, 1974), «Песни Д. Тухманова» («Скорый поезд»/«Полоса невезения»/«Я к тебе не подойду») («Мелодия», EP, 1975), «Арлекино»/«Посидим, поокаем»/«Ты снишься мне» — А. Пугачёва и ансамбль Весёлые Ребята» («Мелодия», EP, 1975), «Песни Рудольфа Манукова» («Мелодия», EP, 1975), «Золотой Орфей» (Пугачёва и ВР) (Болгария, Balkanton, LP, 1976), «Летайте самолётами Аэрофлота»/«Первый лёд»/«Разлука»/«Дальняя песня» («Мелодия», EP, 1977), «Хорошо»/«Наш дом»/«Проходят годы»/«Беда без тебя» («Мелодия», EP, 1978), «Дружить нам надо» («Мелодия», LP, 1978), «Напиши мне письмо»/«Летние каникулы»/«Встреча»/«Кукла» («Мелодия», EP, 1978), «Музыкальный Глобус» («Мелодия», LP, 1979), «Люба-Любовь»/«Уходило лето»/«Школьная пора»/«В последний раз» («Мелодия», EP, 1979), «Дискоклуб-2» («Мелодия», LP, 1981), «Вот и всё»/«Легко сказать» («Мелодия», EP, 1981), «Тонкий лёд»/«Рыжим всегда везёт»/«Мы ловили журавля»/«Счастливый случай» («Мелодия», EP, 1983), «Телеграмма»/«Да-да-да-да»/«23 век» («Мелодия», EP, 1985), «Минуточку!» («Мелодия», LP, 1987), «Здравствуй, мальчик Бананан» (из х/ф «Асса», 1988), «Девушка с обложки. Песни на стихи Н. Просторовой» («Мелодия», LP, 1990), «Весёлые Ребята, 25 лет. Лучшие песни» («Синтез-Рекордз», 2.LP, 1991).
CD: «Банановые острова» (SBI Records, APEX Records, 1995), «Песни В. Добрынина» (1995), «Люди встречаются» («Мелодия», 1997), «Любовь — дитя Планеты» («Бомба-Мюзик», 2007), «Когда молчим вдвоём» («Мелодия», 2007), «Музыкальный глобус» («Бомба-Мюзик», компакт-DVD, 2008), «Любовь — огромная страна» («Бомба-Мюзик», 2009), «Минуточку» («Бомба-Мюзик», 2011), «Люби меня, как я тебя» («Бомба-Мюзик», 2011), «Шерше ля…» («Бомба-Мюзик», 2011), «Напиши мне письмо» («Бомба-Мюзик», 2012), «Неизданное» («Бомба-Мюзик», 2013), «Не волнуйтесь, тётя» («Бомба-Мюзик», 2013), «Избранное» («Бомба-Мюзик», MP3, 2013), «Как прекрасен этот мир» («Бомба-Мюзик», 2013), «Ретроспектива» («Бомба-Мюзик», 2014), «Перекрёсток судьбы» (2015).
P.S. В тексте поста присутствуют ссылки на мой же, внезапно переставший работать аккаунт, прошу не счесть за плагиат.
Источники:
https://lvoropaeva.livejournal.com/2178795.html
https://tass.ru/encyclopedia/person/slobodkin-pavel-yakovlevich
https://matveychev-oleg.livejournal.com/5910154.html
http://via-era.narod.ru/Ansambli/VR/Slobodkin/2017/2017.html
https://zen.yandex.ru/media/rockstory/vladimir-fazylov-byl-liubimcem-devushek-i-zvezdoi-v-sssr-pochemu-solist-via-veselye-rebiata-brosil-vse-i-uehal-na-rodinu-60d8cb6653b1df70c2ca6747
https://zen.yandex.ru/media/satura/iurii-peterson--legendarnyi-ispolnitel-i-muzykant-62cc2761fca12701b86e8765?&
https://stuki-druki.com/authors/slobodkin-pavel.php
https://360tv.ru/news/tekst/zhizn-ne-po-notam-istoriya-osnovatelya-veselye-rebyata-pavla-slobodkina-130452/
https://zen.yandex.ru/media/id/5b50a96467efea00a91df2e2/iurii-peterson-o-pavle-slobodkine-5dad5b4e433ecc00b056989c
https://regnum.ru/news/3429218.html
https://24smi.org/celebrity/150585-pavel-slobodkin.html
https://www.liveinternet.ru/users/5128275/post419282610/
8 комментариев
2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Как говорил товарищ Сухов - "Это вряд ли". Может им самим так хотелось?
В моей компании середины 70-х такое категорически презиралось, вся эта советская эстрада, так называемая лёгкая музыка, ничего кроме снисходительности не вызывала, а наоборот укрепляла веру в то, что именно рок музыка это настоящее искусство и КОГДА-НИБУДЬ это будет понятно всем. Так оно и случилось. Но вот ведь интересно - теперь, когда я иногда слышу тех же "ребят, цветов, ещё кого-то" мне не противно, как бывает от того "музыкального" мусора, что выдают нынешние "творцы".
Удалить комментарий?
Удалить Отмена